Все виды педагогической деятельности учителя физической культуры имеют ряд особенностей, связанных с организацией учебного процесса в школах, техникумах, вузах и других образовательных учреждениях. Так например, конструктивная деятельность осуществляется с перспективой на учебный год, а единицей учебного времени является один урок. Содержание гностической деятельности определяется задачами обучения школьников и их воспитания. Для этого изучается опыт своих коллег, читается научная литература, методические журналы Собственная спортивная деятельность учителя физкультуры призвана стать для учащихся примером активного, здорового образа жизни.
Компонентами профессиональной компетентности учителя физической культуры, работающего в учреждениях начального, среднего и высшего общего и профессионального образования являются:
1) Обучение основным видам движений, формирование возможного для каждой возрастной группы уровня развития физических двигательных качеств; и оценивание результатов с использованием передового опыта;
2) Содействие адаптации учащихся к неблагоприятным условиям внешней среды, укреплению здоровья; проведение врачебного контроля, умение оказывать доврачебную медицинскую помощь;
3) Воспитание потребности в систематических занятиях спортом;
4) Осуществление задач нравственного, интеллектуального, трудового, патриотического, эстетического воспитания и формирование учебного коллектива;
5) Осуществление здорового образа жизни, совершенствование в собственной спортивной деятельности.