Обучение – передача и усвоение опыта предшествующих поколений последующим. Опыт - знание, умения, навыки (ЗУН), система межличностных отношений, социальные традиции и вызываемые ими переживания. Обучение – двухсторонний процесс. В учебном процессе разделен между преподавателем и учеником.
Учение - «лаборатория» ученика.
Развитие – изменение самого субъекта учения.
Процесс развития изучался специально в самых разных областях. У этого процесса есть ряд общих характеристик:
· Процесс развития – поступательные прогрессивные изменения (в психологии )личности человека. Процесс развития двусторонен:
Процесс эволюции
Процесс инволюции
· Зарождение нового в недрах старого, сохранение старого в новом, но с другой функцией.
· Движение от относительно простых образований к более сложным.
· Например, развитие памяти:
· Импринтинг (запечатление, как правило, зрительное)
· Образная память
· Вербально-логическая память
· Движение от дорефлексивных к рефлексивным процессам
· Движение от непроизвольных к произвольным процессам
· Необратимость развития
· Возвращение на предыдущий этап, это не возвращение назад, это распад того, что было достигнуто ранее.
Развитие не может дать достаточно отчетливой картины о процессе развития в детском возрасте.
Зона ближайшего развития (ЗБР)- те функции, которые находятся на таком этапе созревания, когда они очень близки к актуальному уровню и когда достаточно малейшего действия взрослого, которое неожиданно актуализирует эту зону. (Л. С. Выготский)
Развиваются в любом случае не отдельные функции, а система. Система- общенаучное понятие. По Выготскому, развиваются психологические системы. Т.е. новообразования представляют собой психологическую систему.
Психологические системы - такие новообразования, в которых все компоненты взаимосвязаны и реально отделении их друг от друга невозможно. (Л.С. Выготский) Новообразования – это интеграция, это нечто новое, образованное путем интеграции. Понять систему, исходя из свойств отдельных компонентов, невозможно.
Лекция №2. 15.10.2012.
Пример системного исследования, системного подхода.
ИсследованиеМ.А. Галева под руководство Б.В. Зейгарник «О развитии одного патологического мотива изменения своей внешности» (использовалось относительно девочек). Исследовали природу нервной анарексии. В младшем школьном возрасте девочек хвалили, они хорошо успевали в школе. К подростковому возрасту ценности стали изменяться, внешность ухудшилась. Дети, которые привыкли к похвале и высокому положению в обществе, не хотели мириться с этим. С социальной стороны- эталон хрупкого телосложения, со стороны потребностей – желание быть востребованным. Девушки сели на голодную диету и стали активно заниматься спортом. Они достигли чего хотели. Однако оценки в школе снизились, учеба превратилась в изнурительный труд. Семейная ситуация поддерживала стремление девушек. Со временем ситуация в школе сменилась – девочек стали обзывать. В доме было замечено следующее: девочки активно следили за сервировкой стола, закармливали младших детей. Т.о. у девушек была сформирована нервная анарексия.
Факторы:
1. подростковый возраст
2. мода – широкая социальная среда
3. ближайшее социальное окружение (семья, класс) – узкая социальная среда
Если бы хоть один из этих факторов подменить, то система разрушится. Эти факторы вступают в определенные связи.
Системность этого исследования и других исследований, проведенных аналогичным образом, состоит в том, что выявляется компонентный состав и связи этих компонентов. При замене какого-то компонента, разрушается система, т.к. разрушаются связи между компонентами.
Л.С. Выготский: любая система появляется на сцене дважды: сначала как интернпсихологическая (в диалоге со средой), которая раз как интрапихологическая (ставшая внутренней). С этим связана опасность изоляции, недостаточного уровня общения с ребенком.
Литература:
1. Л.С. Выготский «О психологических системах» Москва 1984, том 1
2. «Принцип развития в психологии» под ред .Анциповой (Аципова (1), Понаморев, Логинова, Чеснокова)
3. Э.Г.Юдин «Системный подход и принцип деятельности» Предисловие и и послесловие, часть 1 глава 1, часть 2 главы 1-2, 4,5; часть 3
4. Зинченко «Методологические вопросы психологии» изд. МГУ, 1983 г