"Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовестии вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в книге жизни"
(Фил.4,3).
В самой малочисленной общине, при всей её скромной деятельности, весьма существенным условием для плодотворной работы является тщательное исполнениевсех церковных обязанностей. Необходимо вести учёт числа членов, отмечать в церковных книгах акты крещения, бракосочетания, погребения, вести протоколы деловых собраний общины и заседаний церковного совета, учитывать поступающие в церковь средства и правильно распределять их. Нужны люди для наблюдения за инвентарем и другим церковным имуществом, за ремонтом помещений, их отоплением, освещением, чистотой и т.д.
Всю эту работу возложить на пастыря и ждать, что один человек может справиться с общим делом церкви, значит заставить пастыря "оставить Слово Божие и пещись о столах" (Деян.6,2). Проповеди, беседы с обратившимися к пастырю членами общины, посещение больных братьев и сестёр, пастырское наблюдение и забота о всей церкви - вся эта сложная работа может оказаться не по силам даже духовно и физически крепкому человеку. Поэтому обязанности, не связанные или косвенно связанные с указанными выше обязанностями пастыря, церковь должна поручить людям, безукоризненно честным, духовно опытным и ревностным в исполнении принятого на себя долга. Каждый из них должен понимать свою ответственность перед церковью и заботиться, чтобы действительно быть на своём месте, чтобы каждый из них мог сказать о своём служении словами Спасителя: "У Меня есть пища, которой вы не знаете... Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его" (Иоан.4, 34).
Духовными соработниками пресвитера являются диаконы, диакониссы, проповедники. Они отмечаются Богом из числа всех других членов церкви, через ниспослание им соответствующих даров, обнаруживаемых в их ревностном желании быть полезными в деле Божием. Община избирает и уполномочивает их исполнять то или иное служение в церкви. По личным своим качествам они должны удовлетворять тем требованиям, которые к ним предъявляет Слово вызываться помогать друг другу в достижении главной цели - спасения грешников. Нормальное взаимоотношение и сотрудничество церквей приведёт их членов к более углублённой духовной жизни и более самоотверженному служению. Но пастырский запрет своим братьям общаться с людьми "другого стада" непременно посеет нехристианские чувства в их среде.
Не без действия Господа и Духа Святого ныне совершается великое общение различных христианских течений. Некогда враждовавшие между собой служители церквей собираются для большего знакомства друг с другом, доля обсуждения духовных вопросов, выяснения на основании Священного Писания истины Божией, никого не принуждая к изменению личных убеждений.
Объединяясь для разрешения различных социальных проблем, христианство может многое соделать для блага человечества, являя этим свет Христов.
В общей работе с сотрудниками - полнота снисходительности. В общении и христианском труде с инаковерующими - полнота веротерпимости. В самой сущности всей работы так же, как во всей деятельности пастыря, взятой в целом - всегда полнота любви.
Этот призыв к полному раскрытию любви, любви к Богу и ближнему, любви, которая должна животворить исполнение всех духовных обязанностей пастыря и является, собственно, содержанием наших лекций. Только одна полнота любви, как единственный стимул действительности плодотворного пастырского служения, может обусловить и дать истинную жизнь глубокому сотрудничеству церкви, действительному освящению верующих, обращению грешников и установлению дружеских отношений между пастырем и теми, с кем так или иначе его сведёт жизнь.
Пастырство и вражда с людьми - несовместимы одно с другим. Любовь Божия, обитающая в сердце пастыря, всегда окажется тем чудодейственным даром, благодаря которому его противники неизменно должны, в своё время, оказаться его друзьями. Люди, нередко относящиеся подозрительно, грубо и враждебно друг ко другу, могут с таким же отчуждением отнестись и к пастырю; но, узнав его ближе, они должны изменить своё мнение о нём и устыдиться первоначального недоброго к нему отношения. Так случалось обычно в земной жизни нашего Спасителя. "Все противившиеся Ему стыдились" (Лук. 13,17). И чтобы в жизни пастыря противник также оказался посрамлён, "не имея ничего сказать о нём худого" (Тим.2,8). "Посрамление", в данном случае, нужно рассматривать не как позор, вызывающий обычно чувство злобы, но как "стыд за самого себя", и такому стыду всегда сопутствует раскаяние.
В чём же тайна такой терпеливой и в конце концов всегда торжествующей любви пастыря к порочному, часто грубому и высокомерному грешнику? Только в глубокой убеждённости, что Христос умер за всех людей и жаждет спасения всех грешников.
Христос никогда в земной жизни Своей не смотрел на несчастных грешников, как на Своих врагов (1Иоан.3,10). Христос ненавидел грех, но любил людей, порабощённых грехом, и сострадал им.
Апостолы твёрдо усвоили истину, преподанную им Господом Христом о любви к грешникам и никогда ей не изменяли. Апостол Пётр, обращаясь в своём послании непосредственно к пастырям, говорит: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твёрдою верою" (1Петр.5,8-9). Апостол Иаков указывает даже, к чему неизменно приведёт такая духовная стойкость: "Противостаньте диаволу, и убежит от вас" (Иак.4,7).
В своём попечении о людях Бог воздействует на них одной любовью, грех же властвует над человеком путём насилия. У сатаны есть целый ряд самых заманчивых обольщений: обольщение богатством (Мат. 13,22), обольщение грехом (Евр.3,13), обольщение высоким положением среди людей (Иер.49,16), обольщение похотью (Иак.1,14). Всеми этими обольщениями и многими другими враг душ человеческих "ослепляет умы" (2Кор.4,4). Пастырь, переживший сам внутреннее духовное озарение, призван вести упорную борьбу со грехом (Еф. 6,10).
Лекции о пастырском богословии дали некоторые познания о значении служения пастыря.
Глубокая, серьёзная проработка пастырского богословия поможет вам в практическом служении.
В заключение мы хотим сказать несколько слов об отношениях пастыря и церкви к окружающему нас обществу.
Нельзя забывать, что пастырь имеет дело с людьми, которые являются тружениками общества. Верующие трудятся на колхозных полях, на фабриках и заводах, на стройках. За свой труд они получают зарплату, необходимую для обеспечения и содержания себя и своей семьи. "Отдавайте кесарево кесарю, а Божье Богу" - говорит Иисус Христос (Мат.22,21). Эти слова имеют для христиан очень большое значение, т.к. в них содержится учение Христа об отношении христианина к обществу, в котором они живут и к людям, стоящим у власти.
Повседневный труд верующих служит во благо родного народа. Апостол Павел пишет: "И все, что вы делаете словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца" (Кол.3,17).
Долг пастыря - постоянно воспитывать верующих в правильном понимании Слова Божия в отношении гражданских обязанностей (Мат. 5,44-48).
Милость Божия распространяется на весь мир, на всех людей. Всё доброе, прекрасное в человеческом обществе должно находить поддержку христианина.
Слово Божие говорит: "Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены" (Иак.1,17).
Все христиане должны разделять чувство горячей любви к Спасителю Иисусу Христу, Его церкви и большой любви ко всем людям.
Мы должны быть благодарны Богу за то, что Он предопределил нам место и время обитания в прекрасной стране (Деян.17,26), чтобы свидетельствовать о Христе жизнью своей и прославлять имя Его и чтобы ревностно трудиться на общее благо нашего народа, созидая и благоустраивая земную жизнь на принципах социальной справедливости и содействовать сохранению мира на земле.