Обличение необходимо применить тогда, когда верующий человек, допустив в своей жизни известный грех, отказывается признать его грехом или лицемерно скрывает его. Обличение связано, прежде всего, с установлением самого факта греха. Обличение человек может получить непосредственно от Бога через пробуждённую Духом Святым совесть, чтение Священного Писания, проповедь или от наблюдения примерной жизни верующих (Иуд.15; Иоан.16,8). Но когда человек "презрел все обличения" (Прит.1,30) Слова Божия и Духа Святого, тогда Бог посылает Своего служителя, чтобы ещё раз предостеречь того, кто оказался на опасном греховном пути. Редко служитель церкви может встретить душу, охотно принимающую обличения и благодарящую за них. Но чаще всего ему приходится сталкиваться с обратным явлением, - люди избегают обличения и отвергают его. "Кто ненавидит обличения, тот невежда... кто внимает обличениям, тот благоразумен" (Прит.12,1).
При согрешении брата против брата, когда это согрешение никому другому неизвестно, Христос установил следующий порядок обличения: вначале обличить согрешившего наедине, и если он не раскается, обличить его в присутствии 2-3 свидетелей, и если всё же обличение не будет принято, то тогда всё это сообщается церкви, то есть служителям церкви, для решения вопроса (Мат. 18,15-18). Если совершенный грех стал известным, то тогда нельзя ограничиться одним обличением наедине, и хотя и было совершено раскаяние, то об этом должно довести до сведения церкви в целях прекращения соблазна и всяких кривотолков.
Встречаются случаи, когда Словом Божиим допускается обличение и пред всеми: "Согрешающих обличай пред всеми: чтобы и прочие страх имели" (1Тим.5,20); "Обличай их строго" (Тит.1,13); "Обличай со всякою властью" (Тит.2,15). Обличать нужно немедленно, как только кто увидел согрешающего брата, а тех, которые своевременно этого не делают, нужно за это самих увещевать.
Обличать другого - нелегкий труд служителя, чаще всего мы любим избегать его, но страх Господень должен предостеречь согрешившего от пути его. Господь строго взыскивает с того, кто не делает этого (Иез.17-21; 33,8-9).