Конспект лекций по предмету "Религия"


Лекция 5. Работа над самим собой

"Добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением... вникай в себя..."
(1Тим.4,6,16).
Пастырь не может надеяться на успех в своём служении, если не будет работать над самим собой. Доктор должен постоянно исследовать человеческий организм и изучать заболевания, узнавать различные средства, применяемые при лечении болезней. Юристу нужно быть всегда в курсе всех вопросов по законодательству, следя за теми или другими изменениями с целью правильного применения закона. Каждая специальность имеет своего специалиста, но он вскоре окажется отсталым и беспомощным, если не будет совершенствоваться по своей специальности. Часто думают, что пастырь, обучавшийся в богословском учебном заведении, не нуждается больше в пополнении своих знаний. В действительности же школа только выявляет нашу ограниченность и указывает на путь её преодоления. Вступая в самостоятельную жизнь, со многими вопросами приходится знакомиться исключительно путём самообразования, пользуясь книгами и заново перерабатывая то, что было узнано. И всё это в применении к окружающей действительности, с которой ранее был мало знаком. В школе мы знакомимся с книгами, учимся любить их и пользоваться ими в течении всей последующей жизни.
Побывав в школе, мы ещё не овладели наукой, а только подошли к ней и познакомились с нею. Для того же, чтобы продолжать начатую работу и продвигаться по избранному пути, нам необходимо заниматься самообразованием.Главной целью пастырского самообразования является не расширение фактических знаний, а выработка и только выработка правильного христианского мировоззрения. Ап. Павел пишет ученику своему Тимофею: "Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины... Занимайся чтением, наставлением, учением" (2Тим.2,15; 1Тим.4,13). Служитель Божий, приступая к самообразованию, никогда не должен забывать, что он прежде всего является учеником Христа. Истина, которую пастырь должен провозглашать, та сила и мудрость, с которыми дело проповеди должно быть осуществляемо, будут даны ему свыше, если он станет учиться у Христа. Однако, необходимо помнить, что благодать Божия и вдохновение свыше даны нам не для того, чтобы по легкомыслию нашему избавить нас от упорных занятий и кропотливой духовной подготовки, а для того, чтобы все наши силы освятить, поддержать и мудро направить нашу активность.
Самообразование должно вестись по строго намеченной программе занятий и вполне обоснованной системеработы. Конечно, такую работу всегда нужно соразмерять с отпущенным нам весьма ограниченным временем. В работе над самим собой пастырю необходимо: изучение Слова Божия; знакомство с целым рядом литературных произведений, получивших всемирную известность; общение с людьми; дисциплина духа, ума и тела.
О том, что в условиях всякой работы Библиядолжна быть у пастыря на первом месте, нет необходимости говорить. Истинный и полный путь спасения и Спасителя открывает нам только Священное Писание, и нет других книг, которые заменили бы христианину Библию. Изучение Библии и молитва находятся в неразрывной связи, о которой пастырю необходимо всегда помнить. Чтение Слова Божия должно протекать в духе молитвы и глубокого размышления. Успех изучения Библии зависит всецело от присутствия Божия и действия Духа Святого. Самое тщательное изучение Библии без Него не даёт тех результатов, какие возможны, когда в ответ на нашу молитву Дух Святой открывает наш "ум к уразумению Писаний" (Лук. 24,45). Вообще, в жизни и служении пастыря ничто не должно совершаться без молитвы. Молитва поможет пастырю правильно рассудить, она залечит полученные раны сердца, она предохранит его от лени, предотвратит его от легкомыслия, гордости, формализма, грубости и многого другого. Пастырь должен дышать молитвой, быть всегда насыщенным "хлебом жизни" (Иоан.6,35). Повеление Господне, данное Иисусу Навину: "Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь", - остаётся в силе для каждого, кто хочет "в точности исполнить всё", "быть успешным" и "поступать благоразумно" (И.Нав.1,8-9).
Одним из условий пастырского самообразования и работы над самим собой является чтение книг. При чтении книг чаще всего руководствуются двумя побуждениями: или ищут в книгах занимательности, читают их для простого препровождения времени, или же ищут в книгах ответы на интересующие их вопросы и стремятся к раскрытию высших запросов духа. Надо знать, как и что читать. Надо уметь выработать привычку к чтению; без такой привычки самый блестящий проповедник очень скоро выдохнется, почувствует себя безоружным. Часто один только час, ежедневно отданный чтению полезной книги, располагающей к размышлению, сохранит умственное напряжение и умственную бодрость пастыря. Чтобы приобрести и постоянно укреплять в себе привычку к ежедневному чтению, необходимо преодолеть некоторые препятствия. Одним из таких препятствий является отсутствие времени. Мы уже говорили, что в жизни пастыря ни одна минута не должна быть потеряна. Надо уметь находить время и распределять его; в противном случае всегда окажется, что "нет времени". Человек, скованный цепью лени, - заживо погребённый, ему всё в тягость, всё излишне, всё неосуществимо.
Весьма ощутительным препятствием может служить также отсутствие руководства.В течение веков написаны миллионы книг, но человек за всю свою жизнь может вдумчиво прочесть не больше весьма немногих тысяч томов. Отсюда следует заключить, если человек не отнесётся с исключительным разбором к тому, что и как читать, вряд ли он достигнет многого. Без программы и выработанного метода чтение может оказаться малополезным. Читать надо медленно, относиться критически к прочитанному, следует записывать особенно выразительные места и свои мысли, возникающие при чтении книги. Необходимо также размышлять над прочитанным, в противном случае чтение не принесёт настоящей пользы. Чтение приводит к усвоению различных знаний, к размышлению; размышление рождает в нас убежденность; убеждённость влечёт нас к активности.
Трудным и очень серьёзным препятствием является и отсутствие поли. Наши привычки создаются при повторных усилиях, которые мы производим над собой. Но кроме привычки к чтению, нужно ещё любить и само чтение. Если этот интерес к чтению оказывается живым и неизменным, вряд ли потребуется особое усилие воли. Если же интерес отсутствует, и нет желания познать нечто возвышенное и совершенное, тогда, следовательно, человек обречён на апатию, безделье, лень, праздность, отупение. Пастырское служение, не сопровождающееся радостью в чтении, в познании, в изучении самых ответственных проблем человеческой жизни, не может быть служением по призванию свыше. Пастырь, отказавшийся пользоваться дарованными ему высокими возможностями, недостоин своего высокого призвания.
Наряду с чтением книг, общение с людьмитакже содействует в работе над самим собой. Чтение лучших книг даёт нам радость общения с самыми одарёнными и мудрыми людьми. Их произведения в известной мере бывают связаны также с бытовой стороной жизни, с раскрытием и описанием психологии людей, и дают, таким образом, драгоценный материал для изучения человека. Всё же самые достоверные познания о сущности натуры человека мы получаем при непосредственном соприкосновении с людьми. Каждый человек в своём роде - единственная, замечательнейшая книга. Пастырю нужно научиться эту живую книгу читать, если он хочет быть полезным служителем Христовым. Знакомство и дружеская беседа с людьми, конечно, не должны обусловливаться только одним желанием "изучать их". Нам нужно учиться у людей и изучать себя, беседовать с людьми не для того, чтобы потом воспользоваться содержанием этих бесед для своих будущих проповедей, а чтобы познакомиться ближе и глубже со всем разнообразием духовных запросов своих слушателей и ближних.
Люди посещают собрания не по слепой укоренившейся привычке, а потому, что действительно живой интерес к слышанию Слова Божия влечёт их на эти собрания. Следовательно, проповедник должен быть особенно озабочен тем, что именно интересует посетителей собрания, ибо и успех его служения всегда прямо связан с этим интересом.
Работа над собой означает также, что жизнь пастыря должна протекать в условиях строгой самодисциплины.Пастырю необходимо научиться дисциплинировать своё мышление и всегда увлекать его в намеченном, определённом направлении в разговорах, чтении, наблюдении; ему необходимо находить самое главное и сосредоточиваться на нём. Ум можно так дисциплинировать, что он, как магнит, станет притягивать всё то, что полезно для личной духовной жизни пастыря и для его проповедей.
Пастырю следует, конечно, дисциплинировать и свои чувства.Иногда так случается, что в течение дня пастырь утром присутствует на погребении, после обеда - на бракосочетании, а вечером - на крещении и евангельской проповеди. Он должен уметь "плакать с плачущими и радоваться с радующимися" (Рим.12,15), всегда от чистого сердца, всегда нелицемерно. Как в указанных обстоятельствах, так и во множестве других случаев нет другого пути для самодисциплины, кроме пути молитвы: "И уже не я живу, но живёт во мне Христос" (Гал.2,20), "Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Фил.4,13).
Пастырь должен быть также физическикрепким человеком. За отсутствием физического труда он должен заниматься физическими упражнениями. Пастырю необходимо следить за своим телом и здоровьем. Нормальный, укреплённый организм для пастыря то же, что хороший инструмент для музыканта. Мы ответственны за него. "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас... кто разорит храм Божий, того покарает Бог" (IKop.3,16-17). При этом пастырю следует избегать двух крайностей: совершенно пренебрегать заботами о плоти или, наоборот, превращать попечение о плоти в похоти (Рим. 13,14). Те, кто много в своё время потрудился для Бога, чаще всего обладали хорошим здоровьем и умели следить за ним. Моисей умер ста двадцати лет, и, несмотря на ряд долгих лет, отданных неустанному труду, "зрение его не притупилось, и крепость в нём не истощилась" (Втор.34,7). Ал. Павел обладал, вероятно, крепким здоровьем, если он оказался в состоянии перенести всё то, что он перенёс.
Для здоровья необходимы: умеренность, простота и режим в распорядке каждого дня жизни, спокойный сон и неприхотливая питательная пища. Наше питание должно быть нормальным. Учёные говорят, что большинство людских заболеваний связаны с неправильным питанием. Однако люди, пока они здоровы, совершенно не интересуются этим вопросом. Они мало считаются с тем, что организму полезно или вредно, и чаще всего руководствуются исключительно вкусовыми ощущениями и детской избалованностью. Одни страдают от истощения, другие - от пресыщения. А кто заботится во время еды о тщательном пережевывании пищи и о других элементарных требованиях питания? Не многие, ибо только мудрая самодисциплина может в этих случаях помочь справиться с самим собой. Также опасно спать слишком долго или, напротив, недосыпать. Мы расслабляем весь наш организм, если без нужды пользуемся постелью, по первой своей прихоти. И зимой, и летом спать надо в хорошо проветренной комнате.
Ничто так не способствует кровообращению и физическому укреплению всего нашего тела, как самая обыкновенная ходьба;её не заменят никакие упражнения. Пастырь, пренебрегающий подобными прогулками и отдыхом,даже при всём своём духовном даровании вскоре станет угрюмым, раздражительным, нетерпимым для всех близких, родных и друзей. Такому пастырю угрожает и другая опасность - сделаться меланхоликом, неврастеником, и в подавленности своего духа он может даже усомниться в пастырском призвании. Деятельность пастыря весьма многообразна, она требует особой напряженности ума и затраты духовной энергии. Нервная система может оказаться неспособной справиться с тем напряжением, которое необходимо пастырю для работы над проповедью, если он время от времени не будет отдыхать. Некоторые склонны смотреть на отдых, как на напрасную трату времени. Но Бог, знающий нужды человека, установил закон отдыха: "Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой... чтобы отдохнул раб твой и раба твоя, как и ты" (Втор.5,12-14; Исх.20,8-11). Христос повелевает ученикам, возвратившимся с проповеди: "Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного" (Map.6,31). Разумеется, отдых не должен иметь ничего общего с праздностью. Праздность не устраняет, а только усиливает усталость. Отдых для человека, занимающегося умственным трудом, выражается в смене своего обычного труда другим. Даже отдыхая, пастырь должен уметь разумно провести время, с пользой применить свои силы и успокоить усталый ум. Обращаясь от одного законченного умственного труда к другому, только начинающемуся, необходимо сделать краткий перерыв: у нашего мышления есть свои законы, и нельзя их нарушить безнаказанно.
Работая над самим собой, пастырь не может не обнаружить, что неё же главноеего внимание должно быть обращено на охрану и развитие духовного начала его жизни. Пастырь нуждается в постоянном обновлении сил духовных, в новом исполнении Духом Святым.Возможная утрата духовных сил не всегда бывает связана с духовным падением или отступничеством. Потребность в новых духовных силах ощущается особенно остро именно тогда, когда приходится претерпеть какое-либо испытание или затруднение. Каждое новое поручение от Господа требует для его исполнения новых духовных сил. В служении апостолов мы часто встречаем подобное обновление духовных сил: "Исполнившись Духа Святого, сказал" (Деян.4,8; 13,9). Потребность в обновлении сил глубоко ощущается и вслед за одержанными духовными победами. Обычно духовные победы удаётся одержать только при условии большого напряжения духовных, умственных и физических сил. Естественно, что после такого общего напряжения часто наступает реакция. Сила духовная ослаблена, лучшие достижения теперь представляются недостаточными, впереди новые трудности, а глубокая общая усталость кажется уже непреодолимой. Псалмопевец в минуту одного из таких переживаний воскликнул: "Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?" (Пс.42,5). Обновление сил духовных необходимо при нашей физической немощи и недомоганиях, иначе наша духовная жизнь окажется в подчинении у нашей плоти. Немощь телесная не только не должна ослаблять нас духовно, но, напротив, все физические немощи должны укрепить и ещё глубже развить нашу духовную жизнь. Апостол Павел говорит: "Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова... ибо, когда я немощен, тогда силен" (2Кор.12,9-10). В каком бы немощном состоянии слуга Божий ни оказался, он всегда может рассчитывать на получение силы свыше для преодоления удручающих его мучительных физических страданий. В минуты кажущейся обреченности, одиночества, в минуты подобные тем, которые испытывал в молитве Господь наш Иисус Христос в Гефсимании, особенно необходимо обновление всех наших духовных сил. Пророк Илия, после борьбы с лжепророками на Кормиле, оказался в состоянии подавленности и уныния. Он готов был уже отказаться от дальнейшей борьбы: "Отошёл в пустыню на день пути и, пришедши, сел под можжевеловым кустом и просил смерти себе (ЗЦар.19). Господь услышал Своего отчаявшегося пророка, укрепил его, и Илья ещё много потрудился для Него. Поэтому в минуты наивысшего отчаяния пастырь не должен оставлять надежду на обретение новых сил. Господь обновит силы и ободрит раба Своего, как Он ободрил и обновил силы пророка Илии, Даниила, ап. Павла в темнице, ап. Иоанна на острове Патмосе и многих других.
"Надеющиеся на Господа обновятся в силе" (Ис.40,31), - гласит обетование Божие. Велика верность Господня. Безгранична Его благодать. Неисследимы и неисчерпаемы источники Его любви. "Не мерою даёт Бог Духа Своего" (Иоан.3,34).
Непрестанная работа над самим собой, систематическое изучение Библии, постоянная молитва, регулярное чтение полезных книг, близкое общение с людьми и строгая самодисциплина - таков путь служителя Христовой Церкви.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.