Как известно, что среда формирует сознание. Поэтому
перед российским обществом стоит актуальный вопрос о создании среды способствующей сохранению и преумножению состоянии здоровья детей и учащейся молодежи. Спорт, физическая культура, здоровый образ жизни должны стать надежной защитной средой, способной помочь молодым людям адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности и противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке. Особенность их феномена в отличие от других сфер состоит, в том, что они самым естественным образом соединяют в человеке в единое целое социальное и биологическое, обеспечивают направленное развитие его жизненно важных физических качеств и способностей. Физкультура и спорт представляет собой не только специфическую среду жизнедеятельности, но и среду формирования разносторонней личности. В которой присутствует основополагающий воспитательный принцип соединяющий в единство мировоззренческое, интеллектуальное и духовное. У истоков этого принципа лежат идеи выдающегося ученого Л.С. Выготского, утверждающего, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры. Установлено, что если жизнь молодого человека на длительный промежуток времени будет связана с занятиями спортом, то он начнёт откладывать на неё свой заметный отпечаток, который будет отражающийся в специфических чертах его характера. Это будет происходить в связи с тем, что спортивной деятельности присущи свои особенности, главными из которых являются:
1). Соревновательный характер спортивной борьбы, направленный на завоевание рекорда.
2). Максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы.
3). Систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия.
Молодых людей прошедших длительную спортивную подготовку характеризуют:
Всестороннее физическое развитие, полученное в процессе спортивной деятельности, на базе совершенствования жизненно важных физиологических функций организма.
Высшая степень общей работоспособности организма.
Прекрасная способность владения своим телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей – силы, выносливости, быстроты и координации движений.
Высокое развитие мышечно-двигательных и зрительных процессов, а также процессов восприятия. Высокая способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде, собственных движениях и действиях
Способность выделять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой точности и эффективности
тания.
12.2. Формирование детско - юношеского воспитательного коллектива в физкультурно – спортивной деятельности
Коллектив,являясь высокоразвитой малой группой, представляет собой организованную общность людей, сплочённых совместной общественно значимой деятельностью. Для коллектива характерно:
· наличие общеколлективных социально ценных целей;
· определённая структура управления;
· организация совместной деятельности членов коллектива для достижения цели;
· система сложившихся отношений заключающихся в сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи при сознательном взаимном стремлении всех членов коллектива к достижению поставленных целей.
Сплочённый детский коллектив является важнейшей воспитательной средой для развивающейся личности.
Функции воспитательного коллектива состоят:
в введении детей в систему общественных отношений и организации накопления ими опыта этих отношений.
что он является основной формой и фактором организации деятельности детей: учебной, общественной, игровой.
что он всем комплексом межличностных, деловых, эмоциональных и дружеских отношений формирует моральную сущность личности, её нравственно – эстетическое отношение к миру и к самой себе.
в его способности оказывать эффективное педагогическое воздействие на отдельную личность или группу детей, корректировать и регулировать их поведение и деятельность.
Поэтапное становление коллектива. Переход от категорического требования педагога на первом этапе развития коллектива, к требованиям актива – на втором этапе, и к свободным требованиям каждой личности к себе на фоне требований коллектива на третьем этапе его развития.
Существенным качеством для превращения группы в коллектив является уровень её социально – психологической зрелости. Критерии развития группы:
1) Групповая направленность, то есть социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм.
2) Способность группы к самоуправлению.
3) Подготовленность группы к совместной деятельности.
Выделено ещё три взаимосвязанных показателя развития группы: интеллектуальная, эмоциональная, волевая.
Таким образом, детско – юношеский коллектив, является высшим, с точки зрения воспитательных возможностей, типом детско – юношеской группы. Организованный и направляемый педагогами, он является педагогическим инструментом и педагогической средой, оказывающей мощное влияние на развитие детей школьного возраста.
12.3. Характеристика особенностей становления и развития детско - юношеского коллектива в физкультурно – спортивной деятельности
Детско - юношеский физкультурный (спортивный) коллектив – это сплочённая группа (команда) юных физкультурников (спортсменов), которые, проявляя стойкий интерес к избранному виду двигательной деятельности, стремятся максимально развивать в нём свои способности и одерживать общегрупповые победы в состязаниях, на основе сотрудничества и взаимной поддержки друг друга и традиции
Традиции- это сложившиеся и повторяющиеся ритуалы, своеобразные стереотипы, возникшие в процессе индивидуальной истории развития каждого коллектива. С помощью традиций закрепляются определённые нормы поведения членов данной группы, в том числе и положительный опыт деятельности и связанные с ним позитивные взаимоотношения. В этом случае традиции становятся эффективным воспитательным средством, сплачивающим группу, обеспечивающим непрерывность воспитательных воздействий на её членов.
Осуществляя управление деткой группой, нужно соблюдать следующие правила:
· разумно сочетать педагогическое руководство с естественным стремлением воспитуемых к самостоятельности, независимости;
· систематически изменять педагогическое руководство, так как детская группа – это динамическая, постоянно развивающаяся система;
· осуществлять координацию различных воспитательных воздействий (семьи, школы);
· контролировать и корректировать выполнение членами группы своих обязанностей в рамках демократического управления;
· определять содержание поручений не только в зависимости от потребностей группы, но и с учётом интересов самих воспитуемых.
Самоуправление – это процесс регулирования жизнедеятельности коллектива посредством полномочных лиц.
Органы самоуправления и их количество формируются в зависимости от конкретных дел. Различают постоянные (совет команды) и временные (штабы, комиссии, советы дела) органы самоуправления. Высшим органом самоуправления является общее собрание группы (на общешкольном уровне – общее собрание школы).
Стимулирование мажорного тона жизни развивающейся группы. Под этим понятием подразумевается «Деловой настрой» группы, а так же принцип её организации и показатель зрелости.
Формирование эстетической выразительности группы. Задаваемые преподавателем образцы взаимодействий с окружающим миром по законам красоты и стимулирование им аналогичных действий воспитанников способствует сплочению группы. Эстетическая выразительность жизни группы достигается кроме художественных средств, гигиеническими, организационными и материальными средствами.
Утверждение суверенитета физкультурно – спортивной группы. Происходит на основе совершенствования внутригрупповой зависимости руководства и подчинения, спортивный коллектив превращается в настоящую школу жизни, приобретает черты зрелого социального организм, оказывающего высокое положительное влияние на формирование личности.
Процесс сплочения и развития физкультурно – спортивного коллектива связан не только с организацией деятельности его членов, но и с его включением в общественную жизнь, с организацией его общественных связей. Показателями сформированности коллектива является единое общественное мнение и система общегрупповых ценностей, охватывающих не только явления внутригрупповой жизни, но и систему внешних связей.