Психология спорта с первых лет своего становления тесно связана с общей психологией, развивающейся на основе диалектико-материалистической методологии. В настоящее время спортивная психология спорта сложилась как самостоятельная психолого-педагогическая дисциплина с определенным кругом проблем и методов, учитывающих запросы практики физического воспитания и совершенствования спортивного мастерства. К ним относятся, прежде всего, проблема формирования личности в её спортивной деятельности, определение того, какие общие и специальные требования она предъявляет к человеку и какими путями их можно у него воспитывать в общих условиях физической подготовки и при специальных формах спортивных занятий. Существенное значение приобретают сейчас социально-психологические аспекты физического воспитания и спорта, связанные с характеристиками спортивных коллективов, с его особой воспитательной ролью.
Социальные условия и ситуации влияют на выступление спортсмена по разному. Например, характер и направленность социального одобрения или неодобрения, которое он получает, может повлиять на уровень его самооценки, на его отношение к самому себе. Полностью сохраняет свое значение проблема психологической подготовки спортсменов, как общей подготовки к занятиям спортом, так и специальной подготовки к соревнованиям. В этом плане особенно важны исследования психических состояний, возникающих у спортсменов в различных условиях их жизни и деятельности, в частности причин возникновения и средств устранения стресса. С этим тесно связана проблема психологической надежности в спортивной деятельности, важным моментом которой выступает устойчивость ее осуществления на должном уровне в различных экстремальных обстоятельствах.
Понимание общей структуры деятельности и процессов ее реализации важно для решения многих конкретных психологических вопросов, в частности для изучения известной проблемы регуляции поведения, связанной с выяснением комплекса его детерминант. Специальные исследования показывают, что так называемый „контур" регуляции деятельности включает в себя процессы выяснения субъектов ее целей, задач и условий выполнения .Активный набор или построение соответствующего действия, а также анализ и критическую оценку достигнутых результатов, что обеспечивает их обратную связь с замыслом действия и его коррекцию. Изучение способов формирования контуров регуляции деятельности может проводиться, естественно, применительно к проблемам спортивной надежности. Отметим, что роль осознания спортсменом приемов и способов своей деятельности для поступательного совершенствования мастерства отмечалась рядом специалистов.
В психологии спорта в последнее время много внимания уделяется вопросам природы коллектива, вопросам его развития, влияния на личность спортсмена. Их решение имеет важное значение для физического воспитания и спорта, поскольку многие виды спортивной деятельности протекают в коллективе.
Одним из результатов исследования явилась теория так называемых малых групп, более или менее удачно описывающая элементарные системы совместной деятельности людей. Советская социальная психология считала, что поведение людей в этих элементарных системах испытывает влияние более широких систем, в которые они включены, и в конечном счете определяется их принадлежностью к той или иной социально-экономической формации. Установлено, что группа выступает как функциональная единица нового качества, нежели индивид. Поэтому главный путь повышения эффективности групповой деятельности состоит, прежде всего, в ее организации. При достаточно продолжительном взаимодействии участников в процессе совместной деятельности в ней складываются групповые нормы, выполняющие функцию регулятора, определяющие направленность данной группы и используемые участниками как критерии при выборе способов поведения. Согласие в отношении групповых норм, осознание этого согласия и взаимная привязанность членов группы создают основу для высокой ее сплоченности, проявляющейся во взаимопомощи и взаимной ответственности участников. Привязанность индивида к группе связана с: 1) как идеологическими и моральными ценностями группы, так и ее способностью удовлетворять потребности индивида; 2) конкурентной значимость других групп; 3) с ощущением общности судьбы с другими участниками группы; 4) с ощущаемый престиж группы. Взаимодополнительные роли, хорошо усвоенные и эффективно исполняемые участниками, обеспечивают интеграцию индивидуальных действий в единый ансамбль. Недостаточная согласованность ролевых ожиданий приводит к срывам совместной деятельности и конфликтам внутри группы.
В современной литературе о спорте нетрудно заметить две тенденции. Одна из них связана с уверенностью в больших возможностях развития человеческого общества, открывающих простор всестороннему и гармоническому развитию личности. В этой системе взглядов спорт рассматривается как средство укрепления мира и дружбы между народами, средство повышения трудового и духовного потенциала, воспитания коллективизма, физического развития и морального совершенствования человека. Для другой тенденции, представленной именно в зарубежной социальной психологии, характерны представления о бесперспективности, о нарастающем кризисе человеческих отношений, о неискоренимо эгоистической природе человека, о растущем отчуждении, о межличностных напряжениях, ищущих выхода в агрессивности человеческого поведения.
Многие области современной общественной практики связаны с проблемами психодиагностики. Она выступает как одно из условий отбора людей для выполнения деятельности при высоких требованиях к ее совершенству. Эти проблемы остры и в спорте. Прежде всего, нужно подчеркнуть, что проблемы отбора затрагивают лишь так называемый большой спорт. Это объясняется тем, что высокие спортивные достижения возможны при условии, когда пик мастерства совпадает с пиком морфо-физиологического развития человека, поэтому срок активного и высоко результативного участия в большом спорте сравнительно невелик Необходимость быстрого роста мастерства здесь имеет нередко решающее значение. Задачи физического воспитания и массового спорта не тождественны задачам большого спорта, который раскрывает максимальные для данного времени и данного вида спортивной деятельности возможности человеческого рода. Массовый же спорт раскрывает возможности не рода, а индивида. Это необходимо в интересах сохранения оптимального физического состояния человека на максимальный срок. Именно этим обусловлен в первую очередь выбор человеком той или иной спортивной специальности в массовом спорте, где отбор просто неуместен. Вместе с тем следует иметь в виду, что даже при создании самых совершенных методик отбора воспитание спортсмена и подготовка его к высоким достижениям не могут быть решены путем лишь отбора. Как бы умело ни отбирались будущие мастера, нужно помнить, что успеха добиваются не мышцы и не то или иное свойство нервной системы, а человек, личность. Личность раскрывает свои подлинные возможности при увлеченном и творческом овладении мастерством. Сам отбор в спорте можно подразделить на три вида: 1) отбор по спортивной перспективности; 2) отбор по спортивной надежности; 3) отбор по спортивной готовности. Обычно приходится решать задачи, совмещающие в той или иной степени все эти виды. Отбор по спортивной перспективности состоит в выявлении (диагностировании) устойчивых психологических и психофизиологических индивидуальных особенностей человека, на базе которых может успешно формироваться его творческая деятельность в отдельных видах спорта.
Для обеспечения спортивной надежности большое значение имеет опыт, приобретаемый человеком в процессе участия в больших соревнованиях. Но свое значение сохраняют и некоторые природные данные; во всяком случае, спортивная надежность представляет собою сложное явление особого порядка, и ее не следует смешивать с перспективностью в собственном смысле этого слова. Лучшим способом диагностирования готовности являются тесты достижений или успешности. Это отработанные стандартизованные пробы. Учитывая важность проблемы отбора в большом спорте, ее нужно разрабатывать на фундаменте тех достижений в психодиагностике, которые получают свое теоретическое обоснование в общей психологии. К сожалению, многие тесты, используемые при таком отборе, не имеют соответствующего обоснования. Так, широко используются (особенно на Западе) перцептивно-моторные тесты (работы Гиссома и Томаса и др.). Однако они, как и многие другие, фиксируют прежде всего конкретную готовность. В заключение отметим еще раз, что перспективы психологии спорта в существенной степени зависят от того, насколько тесно эта дисциплина связана с общей психологией, особенно с ее современными идеями в области строения деятельности, структуры личности, коллектива и межличностных отношений, в области психодиагностики и отбора.