Круг основных вопросов Ф. разными учеными понимался по-разному. В частности, И. Кант всю сферу философского знания подводил по следующие вопросы:
1) Что я могу знать?
2) Что я должен знать?
3) На что я смею надеяться?
4) Что такое человек?
Кроме этих к числу важных философских вопросов относят:
Конечен или бесконечен мир?
Что такое истина?
Разрешима ли дихотомия человеческого сознания?
Что такое красота и любовь, являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?
Что есть человек и какового его место в универсуме?
Есть ли направления в развитии Вселенной?
Есть ли у Вселенной конец?
Способен ли человек познать мир до конца или он не познаваем?
Какова природа человеческого разума?
Что есть добро и зло?
Есть ли границы в познании?
Все эти вопросы носят мировоззренческий характер, т.е. они вечны и каждое поколение решает их различно. Поэтому еще эти вопросы называют «проклятыми». Но это не значит, что решать их не надо или они и вовсе не решаемы.
Ф-кие проблемы такого плана воспроизводятся на каждом новом уровне развития и на новой основе. Ф. является антропоцентричной и все эти вопросы, так или иначе, вертятся вокруг человека и его отношений с миром.
Группы проблем в Ф.:
? Онтологические (учение о бытии)
? Гносеология (учение о познании)
? Антропология (Учение о человеке)
? Аксиология (наука о ценностях)
? Праксиология (учение о практике)
В российской и особенно советской Ф. много места занимал так называемый «ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ», хотя значимость его была сильно преувеличена.
Считается, что впервые озвучил этот вопрос К. Маркс, однако, он существовал и до него. Вопрос имеет 2 стороны: 1) что первично- материалистическое или идеалистическое? 2) познаваем ли мир и способно ли человечество иметь знания о мире;. В зависимости от ответов на эти вопросы и зависит позиция того или иного философа.
Ответ на первый вопрос может быть таким: первично либо материальное либо духовное, т.е. образуется 2 направления - материализм и идеализм, которые также делятся по направлениям. Идеализм существует в форме объективного (есть духовное начало, которое не зависит от человека и оно творит мир, это начало существует в форме мирового разума, абсолютной идеи и т.д.); либо в форме субъективного и в соответствии с этим мир есть порождение человеческого разума. А также в XX веке объективный идеализм трансформировался в неотомизм, а субъективный идеализм вырос в неопозитивизм.
ОТЛИЧИЯ материализма и идеализма
Одно и наиболее важное - это различное понимание духовного начала. Но в этом же и сходство этих течений: обе теории монические - т.е. начало было одно. В этой же Ф. присутствуют дуалистические теории: обе категории равноценны, т.е. и дух и материя первичны. Эту теорию провозгласил Р. Декарт: «В человеке есть и физическое и психическое, и между ними есть гармония. Эта гармония дана от Бога»
Кроме монических и дуалистических течений в Ф. присутствуют и плюралистические, которые стоят на позиции того, что в мире множество начал и все они равнозначны и независимы друг от друга.
Ответ на вторую часть основного вопроса состоит в том, что мир познаваем, но до конца его познать нельзя. Эту точку зрения разделяют агностицисты. Т.е. это направление провозглашает границы познания.
Может существовать и такой ответ, что процесс познания бесконечен, т.к. бесконечен объект познания.
На сегодняшний день основной вопрос Ф. имеет 2 стороны, к которым добавляют еще 2:
1) субстанциональная сторона - ставит вопрос об основе мира
2) познавательная сторона - вопрос о онтологии;
3) смыслосодержащая сторона - вопрос о смысле человеческой жизни
4) методологическая сторона - вопрос в отношении изучения науки и путей ее познания.
ПРЕДМЕТ Ф. различен в разные эпохи: в древности Ф. объединяла все знания о мире и считалась наукой наук. Сторонники этой позиции считали, что Ф. дает истинное знание, а все иные науки подчиняются и детализируют Ф.
Постепенно происходило отпочкование знаний от Ф.: в Средние века философия стала служанкой богословия и подчинялась религиозной концепции. В XX в. Ф. часто обслуживала политические идеи, н-р, в СССР официальной философией был диалектический материализм, под который была подогнана концепция истории России.
Также к XX в. из Ф. ушли определенные области знания и остались только: ? Онтология ? Гносеология ? Праксиология ? Аксиология ? Философская антропология ? Этика, эстетика ? Философские вопросы естественных наук.