Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток, а по делам о таможенных правонарушениях, против экологической безопасности, окружающей среды и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса.
О совершенном административном правонарушении составляется протокол, к содержанию и оформлению которого предъявляются особые требования, обусловленные его процессуальной значимостью (ст.10.2 ПИКоАП). Перечень сведений, содержащийся в протоколе, не случаен, он несет большую смысловую нагрузку, заключающуюся в скрупулезном освещении всех, вплоть до мельчайших, подробностей дела, что позволяет принять по нему единственно правильное решение.
Одним из обязательных требований при составлении протокола является разъяснение участникам процесса их прав, обязанностей и последствий их невыполнения, о чем делается отметка в протоколе.
Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или представителем юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При этом подпись протокола лицом, привлекаемым к ответственности, является его правом, но не обязанностью. Отказ участников процесса от подписи процессуальных документов не влечет каких-либо юридических последствий и не приостанавливает дальнейшего движения дела, но обязательно фиксируется в протоколе.
Важным этапом данной стадии процесса является получение дополнительных сведений и материалов, совершение ряда процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. К ним относят разрешение ходатайств. Письменные ходатайства приобщаются к делу, устные заносятся в протокол процессуального действия. Когда немедленное принятие решения по ходатайству невозможно, оно должно быть разрешено до рассмотрения дела. О полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства сообщается заявителю, а в протоколе делается отметка с указанием мотивов отказа.
Лица, участвующие в административном процессе, вызываются в суд или к должностному лицу повесткой, которая вручается данному лицу под расписку, а в случае его кратковременного отсутствия – совершеннолетнему члену семьи, администрации учреждения и т.п. Вызов может быть сделан с использованием и иных способов и средств. Несовершеннолетние (до 16 лет) вызываются через родителей или иных законных представителей.
Опрос участников процесса производится по месту его ведения.При этом им разъясняются их права, обязанности и ответственность за уклонение от дачи объяснений или за дачу заведомо ложных объяснений, о чем делается отметка в протоколе опроса, которая удостоверяется подписью опрашиваемого. При опросе несовершеннолетнего от четырнадцати до шестнадцати лет обязательно присутствие педагога или психолога, а также родителей.
При необходимости производятся осмотр, освидетельствование, экспертиза.
Подготовка дела об административном правонарушении заканчивается:
1. составлением протокола об административном правонарушении;
2. прекращением дела (ст.9.6, 10.1 и 10.27 ПИКоАП).
Об этом уведомляются: лицо, в отношении которого ведется процесс либо дело прекращено; представители; защитник. Они имеют право ознакомиться с материалами, заявлять ходатайства о проведении дополнительных процессуальных действий. Об ознакомлении с материалами дела делается запись в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении о прекращении дела.
Завершающим этапом данной стадии административного процесса является направление дела об административном правонарушении в суд и орган, уполномоченные его рассматривать:
· по делам, рассматриваемым в течение суток, – немедленно;
· по делам, рассматриваемым в иные сроки, – в течение двух суток с момента окончания подготовки дела к рассмотрению.