Несмотря на наличие у всех государств общих признаков, они имеют различные формы.
Под формой государства понимается его устройство и организация власти. Ее содержание составляют правление, государственное устройство и политический режим, каждый из которых имеет свои формы.
· Форма правления - это организация верховной власти государства, порядок образования и полномочия его органов, степень участия населения в их формировании. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиальным органом. По этому признаку выделяются монархические и республиканские формы правления (монархии и республики).
Монархией называется государство, в котором высшая власть принадлежит одному лицу и которое пользуется ею по своему усмотрению. Монарх может быть избран (Романовы в России) или прийти к власти путем ее захвата. В дальнейшем власть монарха передается по наследству (преемству).
Монарх не обязан ни с кем обсуждать и согласовывать свои решения и не несет никакой юридической ответственности за свои действия (бездействие). Поскольку у него находится вся основная власть, от него или с его разрешения исходят и общеобязательные правила поведения, называемые правом. Монарх единолично представляет свое государство в межгосударственных отношениях и может распоряжаться его территорией, благами и людьми. Власть монарха освящается церковью. Эти признаки в большей степени относятся к такой разновидности монархии, как абсолютная. Абсолютизм не исключает наличия при монархе органа или органов, имеющих, по сути, совещательные и рекомендательные функции. Выражение «государство - это я» достаточно точно передает самооценку абсолютным монархом своего правления.
Другой разновидностью монархической формы правления является конституционная (ограниченная) монархия, которая подразделяется на дуалистическую и парламентарную. Ограниченная монархия обычно приходит на смену абсолютной монархии, поэтому она является более прогрессивной формой правления.
В дуалистических монархиях (современная Иордания) у монарха остается вся полнота исполнительной власти, право формировать правительство, назначать и смещать различных должностных лиц. Он имеет право вето (запрета) на законы и роспуска парламента.
В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Швеция) назначенные монархом министры зависят от доверия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето и в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускать парламент. Решения монарха приобретают силу, если они контрассигнованы (скреплены дополнительной подписью) соответствующего члена правительства. Правовое положение монарха существенно ограничено парламентом, который может решать вопросы о выделении средств на его содержание и давать разрешение на выезд монарха за границу. О парламентарных монархах обычно говорят: «Царствует, но не управляет». В некоторых современных государствах монарх и монархия сохранены в основном как исторические традиции.
В отличие от монархии при республиканской форме правления высшая государственная власть принадлежит периодически избираемому народом представительному органу, осуществляющему законодательную власть. Установлению республики обычно предшествует монархическая форма правления.
Республики подразделяются на:
1) аристократические;
2) демократические;
3) парламентарные;
4) президентские.
В аристократических республиках в выборах представительного органа участвуют только привилегированные (богатые и состоятельные) слои населения, что было характерно для прошлого ряда государств. В демократических республиках в выборах представительного органа участвуют все совершеннолетние граждане.
При парламентарных республиках деятельность должностных лиц исполнительной власти (президента, председателя правительства, министров) контролируется парламентом, который имеет право самостоятельно отстранять их от должности за неисполнение законов. Законно избранный и периодически обновляемый парламент, представляющий интересы большинства населения, эффективно противостоит злоупотреблениям и коррумпированности чиновников.
Президентская республика характеризуется тем, что президент признается главой государства и избирается населением непосредственно. Президент имеет широкие полномочия по формированию правительства, руководит вооруженными силами, может распускать парламент и назначать судей, осуществлять собственное нормотворчество. Досрочное смещение президента с должности крайне затруднено.
· Форма государственного устройства - это административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между частями государства, центральными и местными органами. Форма государственного устройства имеет огромное практическое значение, поскольку от нее зачастую зависит реализация и качество прав многих людей.
По форме устройства государства подразделяются на:
1) унитарные;
2) федеративные;
3) конфедеративные.
Унитарные государства (например, Италия) отличаются неделимостью территории, прямым распространением высшей власти на все ее части. Имеющиеся в унитарных государствах административно-территориальные единицы не имеют собственного законодательства, их органы не наделены самостоятельной государственной властью.
Федерация - это сложное государство, представляющее собой союз двух или более государств. В федерации образуются не только высшие органы власти, решения которых обязательны на территории всей страны, но и органы власти государств, находящихся в ее составе. Последние имеют собственное законодательство по предметам ведения, которых нет у федеральных органов власти. Федерациями провозглашены или являются немало современных государств, в том числе и Россия.
Конфедерация - объединение суверенных государств, которые могут быть как унитарными, так и федеративными. В отличие от федераций конфедерации создаются на время, для достижения определенных целей. Члены конфедерации остаются субъектами международного права, имеют собственное гражданство, систему органов власти. Акты, принимаемыми конфедеративными органами, для вступления в силу должны быть одобрены законодательными органами членов конфедерации.
Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какая из данных форм является лучшей. Казалось бы, унитарное централизованное государство должно эффективнее противостоять подрыву своей целостности изнутри путем попыток отдельных территорий выйти из ее состава. Однако имеются примеры, когда унитарные государства в течение многих лет не могут справиться с подобными сепаратистскими устремлениями (например, конфликт с басками в Испании). Чрезмерно централизованное государство обрекает себя на бюрократизм в управлении, слишком децентрализованное - на распад. В то же время конфедерации, существующие длительное время, имеют тенденцию преобразовываться в федерацию.
Таким образом, правильно и вовремя решенные вопросы государственного устройства обеспечивают целостность государства, его стабильное развитие, а ошибочные формы делают государство плохо управляемым и могут привести к распаду.
· Форма политического режима. Политический режим, в отличие от формы правления и государственного устройства, представляет собой менее формализованную и более изменчивую характеристику. Если в законах государств всегда содержится указание на форму правления и государственного устройства (например, федеративное государство с республиканской формой правления в России - ст. 1 Конституции РФ), то указание на форму политического режима может, либо отсутствовать, либо меняться исходя из методов осуществления власти и степени выражения государством интересов различных социальных групп без изменения законов. Другими словами, политический режим - это практический характер взаимоотношений органов и должностных лиц государства с гражданами и негосударственными образованиями в обществе.
Разновидностей политического режима, зависящего от формы правления и государственного устройства, кадрового наполнения государственных органов, международной обстановки, уровня государственно-правовых знаний у населения и других факторов, в юридической литературе выделяют много: демократический, тоталитарный, олигархический, полицейский, авторитарный, фашистский и т.п. Однако все они могут быть объединены в две большие группы: демократический и антидемократический.
Демократический режим, т.е. режим народовластия, имеется в том государстве, где действует законно избранный народом парламент, обладающий необходимой полнотой государственной власти для существенного влияния на положение дел в государстве, реально осуществляются закрепленные в законах права всех граждан, общественные объединения имеют равные условия деятельности, укрепляется экономическое положение, идет бескомпромиссная борьба с любыми правонарушениями. Нынешняя же Россия, хотя и провозглашена демократическим государством (ст. 1 Конституции РФ), лишь в самых минимальных масштабах имеет названные демократические ценности. Все остальные политические режимы при всей их специфике едины в том, что в них эти ценности попираются или отрицаются.
Следует отметить, что определить принадлежность государства к той или иной форме бывает весьма затруднительно. Например, некоторые государства, провозглашая себя республиками, устанавливают такой статус и полномочия главы государства, который в большей степени свойствен монархам. Другие, напротив, продолжая именоваться монархиями, предоставляют подданным широкие права в различных областях жизни, в том числе избирательные права. Ни одна конституция государства не закрепит, что оно является тоталитарным, фашистским или антидемократическим. Поэтому при отнесении конкретного государства к той или иной форме нельзя ограничиться некритическим восприятием его характеристик в конституции или официальной идеологии. Для этого требуется тщательное изучение государственно-правовых установлений и практики их осуществления.