Конспект лекций по предмету "Правоведение"


Форма государства: понятие, структура

Несмотря на наличие у всех государств общих признаков, они имеют раз­лич­ные формы.
Под формой государства пони­мается его устройство и органи­зация вла­сти. Ее содержание составляют правление, государственное устрой­ство и полити­че­ский режим, каждый из которых имеет свои формы.
· Форма правления - это организация верховной власти государства, поря­док об­разования и полномочия его органов, степень участия населения в их формиро­вании. Формы прав­ления различаются в зависимости от того, осу­ществляется ли верховная власть одним лицом или выборным коллегиаль­ным органом. По этому признаку выделяются монархичес­кие и республиканские формы правления (мо­нархии и респуб­лики).
Монархией называется государство, в котором высшая власть принадле­жит одному лицу и которое пользуется ею по своему усмотрению. Монарх может быть избран (Романовы в России) или прийти к власти путем ее за­хвата. В даль­нейшем власть монарха передается по наследству (преемству).
Монарх не обязан ни с кем обсуждать и согласовывать свои решения и не не­сет никакой юридической ответственности за свои действия (бездейст­вие). По­скольку у него нахо­дится вся ос­новная власть, от него или с его раз­решения ис­хо­дят и общеобязательные пра­вила поведения, называемые пра­вом. Монарх едино­лично представляет свое го­сударство в межгосударствен­ных отношениях и может распоряжаться его тер­риторией, благами и людьми. Власть монарха освящается церковью. Эти при­знаки в большей степени от­носятся к та­кой раз­новидности мо­нархии, как абсо­лютная. Абсолютизм не исключает наличия при монархе органа или органов, име­ющих, по сути, со­вещательные и рекоменда­тельные функ­ции. Выражение «государство - это я» достаточно точно пе­редает самооценку абсолют­ным мо­нархом своего прав­ления.
Другой разновидностью монархической формы правления является кон­сти­туционная (ограниченная) монархия, кото­рая подразделяется на дуали­стиче­скую и парламентарную. Ограниченная монархия обычно приходит на смену абсолют­ной монархии, поэтому она является более прогрессивной фор­мой правления.
В дуалистических монархиях (современная Иордания) у мо­нарха оста­ется вся полнота исполнительной власти, право формировать прави­тельство, назна­чать и сме­щать различных должностных лиц. Он имеет право вето (зап­рета) на законы и роспуска парламента.
В парламентарных монархиях (современные Англия, Бель­гия, Швеция) на­зна­ченные монархом министры зависят от до­верия парламента. Монарх имеет право отлагательного вето и в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускать парламент. Решения монарха приобретают силу, если они кон­трас­сигнованы (скре­плены дополнительной подписью) соот­ветст­вующего члена правительства. Право­вое положение мо­нарха существенно ограничено парла­ментом, который может решать вопросы о выделении средств на его содержа­ние и да­вать разрешение на выезд монарха за границу. О парламентар­ных мо­нархах обычно говорят: «Царст­вует, но не управляет». В некоторых современ­ных государствах монарх и монархия со­хранены в ос­новном как исторические традиции.
В отличие от монархии при республиканской форме правле­ния высшая го­су­дарственная власть принадлежит периодически избираемому народом пред­стави­тельному органу, осуществляю­щему законодательную власть. Ус­тановле­нию рес­публики обыч­но предшествует монархическая форма правле­ния.
Республики подразделяются на:
1) аристократические;
2) де­мократические;
3) пар­ламентарные;
4) президентские.
В аристократических республиках в выборах представи­тельного органа уча­ствуют только привилегированные (бога­тые и состоятельные) слои населе­ния, что было характерно для прошлого ряда государств. В демокра­тических рес­публи­ках в выборах представительного органа участвуют все совер­шеннолет­ние граждане.
При парламентарных республиках деятельность должнос­тных лиц ис­полни­тельной власти (президента, председателя правительства, министров) контро­лиру­ется парламентом, ко­торый имеет право самостоятельно отстра­нять их от должно­сти за неисполнение законов. Законно избранный и перио­ди­чески об­новляемый парламент, представляющий интересы большинства населения, эф­фективно проти­востоит злоупот­реблениям и коррумпированно­сти чиновни­ков.
Президентская республика характеризуется тем, что пре­зидент призна­ется главой государства и избирается населени­ем непосредственно. Прези­дент имеет широкие полномочия по формированию правительства, руково­дит воо­руженными силами, может распускать парламент и назначать судей, осу­ществ­лять собственное нормотворчество. Досрочное смеще­ние прези­дента с должно­сти крайне затруд­нено.
· Форма государственного устройства - это администра­тивно-территори­аль­ная организация государственной влас­ти, характер взаимоотно­шений между час­тями государства, центральными и местными органами. Форма государствен­ного устройства имеет огромное практическое значение, по­скольку от нее зачастую за­висит реализация и качество прав многих лю­дей.
По форме устройства государства подразделяются на:
1) унитар­ные;
2) федера­тивные;
3) конфедеративные.
Унитарные государства (например, Италия) отли­чаются неделимостью тер­ритории, прямым распространением высшей власти на все ее части. Име­ю­щиеся в унитарных государствах административно-тер­рито­риальные еди­ницы не имеют собственного законодательства, их органы не наделены само­стоя­тельной государ­ственной властью.
Федерация - это сложное государство, представляющее со­бой союз двух или более государств. В федерации образуются не только высшие органы вла­сти, ре­шения которых обязательны на территории всей страны, но и ор­ганы власти госу­дарств, находя­щихся в ее составе. Последние имеют собст­венное законода­тельство по предметам ведения, которых нет у федеральных ор­ганов власти. Федерациями провозглашены или являются немало совре­менных госу­дарств, в том числе и Рос­сия.
Конфедерация - объединение суверенных государств, ко­торые могут быть как унитарными, так и федеративными. В отличие от федераций конфе­дерации созда­ются на время, для достижения определенных целей. Члены конфедерации оста­ются субъектами международного права, имеют собст­венное гражданство, систему органов власти. Акты, принимаемыми конфе­деративными органами, для вступле­ния в силу должны быть одобрены зако­нодательными органами членов конфеде­рации.
Нельзя дать однозначного ответа на вопрос, какая из дан­ных форм явля­ется лучшей. Казалось бы, унитарное центра­лизованное государство должно эффек­тив­нее противостоять подрыву своей целостности изнутри путем попы­ток от­дель­ных территорий выйти из ее состава. Однако имеются приме­ры, ко­гда уни­тарные госу­дарства в течение многих лет не мо­гут справиться с подоб­ными се­паратистскими устремлениями (например, конфликт с басками в Испа­нии). Чрезмерно цент­рали­зованное государство обрекает себя на бю­рократизм в уп­равлении, слишком де­централизованное - на распад. В то же время конфеде­рации, существующие дли­тельное время, имеют тенденцию преобразо­вываться в федерацию.
Таким образом, правильно и вовремя решенные вопросы государствен­ного устройства обеспечивают целостность госу­дарства, его стабильное раз­витие, а ошибочные формы делают государство плохо управляемым и могут привести к распаду.
· Форма политического режима. Политический режим, в отличие от формы правления и государственного устройства, представляет собой менее формали­зо­ванную и более измен­чивую характеристику. Если в законах госу­дарств все­гда со­держится указание на форму правления и государственного устройства (например, федеративное государство с респуб­ликанской формой правления в России - ст. 1 Конституции РФ), то указание на форму политиче­ского режима может, либо отсут­ствовать, либо меняться исходя из методов осущест­вления вла­сти и степени выра­жения государством интересов различ­ных соци­альных групп без изменения зако­нов. Другими словами, политиче­ский режим - это практический характер взаи­моотно­шений органов и должностных лиц государ­ства с гражданами и негосу­дарственными обра­зованиями в обществе.
Разновидностей политического режима, зависящего от формы правления и го­сударственного устройства, кадрово­го наполнения государственных ор­ганов, меж­дународной обстановки, уровня государственно-правовых знаний у населе­ния и других факторов, в юридической литературе выде­ляют много: демокра­тический, тоталитарный, олигархичес­кий, полицейский, авторитар­ный, фаши­стский и т.п. Одна­ко все они могут быть объединены в две боль­шие группы: демократический и антидемократический.
Демократический режим, т.е. режим народовластия, име­ется в том госу­дар­стве, где действует законно избранный народом парламент, обла­дающий необ­хо­димой полнотой государственной власти для существенного влияния на по­ложение дел в государстве, реально осуществляются закреп­ленные в за­конах права всех граждан, общественные объе­динения имеют равные усло­вия дея­тельности, укреп­ляется экономическое положение, идет бескомпро­миссная борьба с любыми пра­вонарушениями. Нынешняя же Рос­сия, хотя и провозгла­шена демократическим го­сударством (ст. 1 Кон­ститу­ции РФ), лишь в самых мини­мальных масштабах имеет названные демократиче­ские ценно­сти. Все осталь­ные поли­тические режимы при всей их специфике едины в том, что в них эти ценности попираются или отрица­ются.
Следует отметить, что определить принадлежность госу­дарства к той или иной форме бывает весьма затруднитель­но. Например, некоторые госу­дарства, провозглашая себя республиками, устанавливают такой статус и полномочия главы государства, который в большей степени свойствен мо­нархам. Другие, напротив, продолжая именоваться мо­нархиями, предостав­ляют подданным ши­рокие права в раз­личных областях жизни, в том числе избирательные права. Ни одна конститу­ция государства не закрепит, что оно явля­ется тоталитарным, фашистским или ан­тидемократическим. Поэтому при отнесении конкретного государства к той или иной форме нельзя огра­ничиться некритическим воспри­я­тием его характеристик в конституции или официальной идеологии. Для этого требуется тщательное изуче­ние госу­дар­ственно-правовых установлений и практики их осуще­ствления.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.