- Расчетный счет
- Основные документы для операций, проводимых банком
- Выписки с расчетного счета
- Отражение операций на расчетных счетах
Каждому предприятию, зарегистрированному в установленном законом порядке, в одном из банков по его выбору открывается расчетный счет.
На расчетном счете сосредоточиваются свободные денежные средства и поступления за реализованную продукцию, выполненные работы и услуги, краткосрочные и долгосрочные ссуды, получаемые от банка, и прочие зачисления.
С расчетного счета производятся почти все платежи предприятия: оплата поставщикам за материалы, погашение задолженности бюджету, соцстраху, получение денег в кассу для выдачи заработной платы, материальной помощи, премий и т. п. Выдача денег, а также безналичные перечисления с этого счета банком осуществляются, как правило, на основании приказа предприятия — владельца расчетного счета или с его согласия (акцепта).
В особых случаях банк принудительно списывает денежные средства с расчетного счета по документам других организаций. Например, по приказам финансовых органов перечисляются суммы просроченных налогов и сборов, по исполнительным листам, приказам Госарбитража — суммы удовлетворенных исков и т. п. Банк также может списывать денежные средства с расчетного счета предприятия без его приказа, по собственной инициативе (например, проценты за пользование ссудами, суммы по просроченным ссудам, за выполненные им услуги).
При расчетах между предприятиями, банками и государством применяется календарная система расчетов, т. е. все платежи с расчетного счета, включая отчисления в бюджет и выплату заработной платы, производятся в порядке календарной отчетности (в порядке их поступления в банк).
Операции производятся банком на основании документов, оформленных самим предприятием — владельцем счета или по его согласию.
Основные документы для таких операций:
• объявление на взнос наличными — оформляется сдача наличности денежных средств из кассы предприятия;
• расчетным чеком оформляется получение денег с расчетного счета, на обратной стороне указывается целевое назначение данной суммы (чеки выписываются на сумму, не превышающую остаток средств на расчетном счете);
• платежное поручение — распоряжение банку на перечисление соответствующей суммы на счет другого предприятия;
• платежное требование-поручение — требование поставщика к покупателю оплатить полученные товары или услуги согласно соответствующим документам.
Все документы составляются без помарок и исправлений; подписать их могут только те лица, образцы подписей которых есть на карточке в банке.
Периодически в установленные с владельцем счета сроки банк выдает предприятию выписки с расчетного счета — копии лицевых счетов, в которых указываются дата совершения операции, номер документа-основания, сумма поступления/списания, остаток. К выписке банк прилагает все документы, подтверждающие операции.
Сохраняя денежные средства предприятия, банк считает себя должником предприятия (его кредиторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а уменьшение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету. Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особенности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчетного счета, а списания — по кредиту.
• Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается: подбираются все оправдательные документы, проставляются корреспондирующие счета (коды), а по расходам на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственным и общехозяйственным издержкам обращения, расчетам с бюджетом и другим, кроме того, проставляются и коды статей. Это необходимо потому, что аналитический учет по многим счетам организуется в разрезе статей. Группировка сумм по статьям осуществляется в листах-расшифровках, которые открываются ежемесячно в разрезе счетов, цехов и заполняются по данным документов к соответствующим журналам-ордерам.
Для отражения операций на расчетных счетах применяется активный счет 51 «Расчетные счета», по дебету которого отражаются операции по поступлению, а по кредиту — расходования денежных средств. Для отражения оборотов по кредиту данного счета служит журнал-ордер № 2. Обороты по дебету этого счета записываются в разных журналах-ордерах и, кроме того, контролируются ведомостью № 2. Развернутая сумма по дебету записывается в Главной книге.
Основанием для заполнения указанных регистров являются проверенные и обработанные выписки из расчетного счета. Обязательное условие для заполнения регистров — использование одной строки для каждой выписки независимо от того, за какой период она составлена. Количество занятых строк журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 за каждый месяц должно быть одинаковым и равно количеству полученных за этот период выписок из банка. Как в журнале-ордере № 2, так и в ведомости № 2 суммы записываются в разрезе корреспондирующих счетов с дебетом и кредитом счета 51. Наличие этих показателей за каждый отчетный день и месяц позволяет счетным работникам анализировать источники поступления денежных средств на расчетный счет предприятия, контролировать целевое использование средств, исполнение обязательств перед бюджетом и прочими хозяйственными органами согласно утвержденному календарному графику финансовых платежей.
Суммы, ошибочно зачисленные по дебету 51, зачисляются по кредиту 63, а суммы, ошибочно снятые банком, отражаются обратной проводкой по этим же счетам.
Проверка и обработка выписок должны производиться в день их поступления.