Конспект лекций по предмету "Гигиена"


НОРМЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПИЩЕВЫХ ВЕЩЕСТВАХ И ЭНЕРГИИДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ И ИХ ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА.

Новые нормы, разработанные институтом питания АМН в 1991 году, служат критерием для оценки фактического индивидуального питания и при необходимости, для обоснования рекомендаций, направленных на его кор­рекцию. Величины, рекомендуемые в "нормах" основаны на научных данных биохимии, физиологии и др. отраслей медицинской науки о роли, взаимо­отношениях, усвояемости отдельных пищевых веществ и величинах их ис­тинных потребностей. Содержащиеся в "нормах" величины носят групповой характер и относятся к группам лиц с одинаковыми характеристиками: пол, возраст, масса тела, размеры энерготрат.
В предыдущем издании "норм" все взрослое трудоспособное население в зависимости от характера деятельности было разделено на 5 групп для мужчин и 4 группы для женщин. При этом имеется в виду, что каждая группа объединяет лиц определенных профессий. Практика показала услов­ность связи энерготрат с определением профессиональной принадлежности. Фиксированный список профессий, относимых к определенной группе энер­готрат не отражают изменений энергоемкости этих профессий, постоянно наблюдающихся в практике. Потребовалось введение объективного физиоло­гического критерия, определяющего адекватного количество энергии для конкретных групп. Таким критерием согласно рекомендациям ВОЗ является соотношение общих энерготрат на все виды жизнедеятельности с величиной основного обмена - расходом энергии в состоянии покоя. Последний зави­сит от пола, возраста и массы тела. Соотношение общих энерготрат с ве­личиной основного обмена дает величину коэффициента физической актив­ности (КФА). Если, к примеру, энерготраты на все виды жизнедеятельнос­ти в 2 раза выше величины основного обмена КФА будет равен 2. Используя этот критерий, к группе с одинаковыми энерготратами могут быть отнесены различные профессии. При этом профессиональный сос­тав групп может меняться в зависимости от изменений энергоемкости тру­довых операций и условий непрофессиональной деятельности. Физиологи­ческим критерием для отнесения к той или иной группе является КФА.
С учетом нового принципа все трудоспособное население дифференци­рованно в зависимости от размеров энерготрат на то же число групп, что и прежде.
1 группа - работники преимущественно умственного труда, очень легкой физической активности, КФА - 1,4 (научные работники, студенты гуманитарных специальностей, операторы ЭВМ, педагоги и др.).
2 группа - работники занятые легким трудом, легкая физическая ак­тивность, КФА - 1,6 (водители трамваев, троллейбусов, работники конве­йеров, медсестры, санитарки, работники связи, сферы обслуживания и др.).
3 группа - работники средней тяжести труда, средняя физическая активность, КФА - 1,9 (слесари, наладчики, станочники, буровики, води­тели автобусов, врачи-хирурги, работники химзаводов и др.).
4 группа - работники тяжелого физического труда, высокая физичес­кая активность, КФА - 2,2 (строительные рабочие, проходчики, хлопкоро­бы, механизаторы, металлурги и др.).
5 группа - работники особо тяжелого физического труда, очень вы­сокая физическая активность, КФА - 2,5 (горнорабочие, вальщики леса, бетонщики, оленеводы и др.).
Приведенное выше распределение охватывает мужчин. Женщин в зави­симости от энерготрат дифференцируют на ; группы как и раньше. Величи­ны КФА как главной физиологической характеристики групп одинаковы для мужчин и женщин. Однако,в связи с меньшей величиной массы тела и соот­ветственно основного обмена, энергетическая ценность рациона для муж­чин и женщин в группах с одним и тем же КФА различны.
Каждая из групп дифференцирована на 3 возрастные категории: 18-29, 30-39, 40-59 лет. Потребности лиц старше 59 лет дифференцирова­ны, как и раньше, по 2 категориям: 60-74 и 75 лет и старше. Детское население и подростки разделены на II возрастных категорий. Это расп­ределение имеет отличие от предыдущих "норм": введена категория детей 6 лет - школьников.
Внесены изменения величины потребностей в зависимости от климата. Из всех климатических зон выделены районы севера, потребности в энер­гии населения которых превышают 10-15% потребностей жителей других
климатических зон. Для населения севера рекомендуется также изменения в соотношении основных пищевых веществ (в % к калорийности рациона): белок - 15%, жир - 35% и углеводы - 50%.
В связи со значительными изменениями в системе общего и професси­онального образования, для детей-школьников и подростков внесены изме­нения в рекомендуемые величины потребностей, отражающие возрастную энергоемкость процессов обучения.
Энергетическая ценность рационов различных групп школьников уве­личена на 50-220 ккал/день и внесены соответствующие изменения величи­ны потребности пищевых веществ. Введен дифференцированный подход при определении энергетических потребностей для учащихся СПТУ различного профиля. По среднесуточному расходу энергии в процессе обучения имеют­ся 3 категории СПТУ: 1 категория - 2650 ккал/день, 2 категория - 3050 ккал/день и 3 категория - 3350 ккал/день.
Рекомендуемая потребность в белке определена на основании резуль­татов исследования, установивших оптимальные белково-энергетические отношения в рационах для различных групп населения. Уровни потребнос­тей в белке в среднем в 1,5 раза превышают таковые, необходимые для сохранения азотистого равновесия. Осталась прежней рекомендация, опре­деляющая квоту животного белка: для взрослого населения она должна составлять 55%.
Удельный вес жиров для всех групп возрастов трудоспособного на­селения определяли в размере 30% калорийности. Для оценки физиологи­ческой полноценности жировой части рациона, в которых используются различные пищевые жиры, определена норма потребностей в незаменимой линолевой кислоте, на долю которой в рационах взрослого населения и детей старше года и подростков, должно приходится 4-6% калорийности. В "Нормах" нашел отражение новый принцип определения потребностей
беременных и кормящих грудью женщин. Физиологические нормы для этих групп выражены как необходимые добавки к норме соответствующей физи­ческой активности к возрасту.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.