Конспект лекций по предмету "Финансовый менеджмент"


Эмиссионная политика организации

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорого­стоящим процессом.
С позиции финансового менеджмента основной целью управ­ления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минималь­но возможные сроки.
Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам:
1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций.Решение о предполагаемой первич­ной (при преобразовании организации в акционерное общество) или дополнительной (если организация уже создана в форме акционер­ного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.
Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебир­жевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реа­гирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.
Оценка потенциальной инвестиционной привлекательности сво­их акций проводится с позиции учета перспективности развития от­расли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финан­сового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателя­ми). В процессе оценки определяется возможная степень инвести­ционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других организаций.
Для оценки потенциала собственных акций используют систему показателей:





В ходе анализа проводят сравнение значений этих показателей с теми данны­ми, которые имеются по аналогичным акционерным обществам, а также с их зна­чениями за предыдущие периоды.

2. Определение целей эмиссии.В связи с высокой стоимос­тью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегичес­кого развития организации и возможностей существенного повышения ее рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из та­ких целей, которыми руководствуется организация, прибегая к это­му источнику формирования собственного капитала, являются:
– реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной де­ятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);
– необходимость существенного улучшения структуры исполь­зуемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высо­кого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение суммы эффекта финансового левериджа и т.п.);
– предполагаемое поглощение других организаций с целью получе­ния синергетического эффекта (участие в приватизации сторонних государ­ственных организаций также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольно­го пакета акций или преимущественная доля в уставном капитале). Синергетический эффект определяется дополнительными экономическими пре­имуществами, которые возникают при успешном объединении организаций (их слиянии и поглощении). Эти преимущества появляются при рациональном использовании об­щего производственного и финансового потенциалов слившихся организаций, при вза­имодополнении технологий и выпускаемой продукции, при использовании возмож­ностей сокращения текущих издержек и других аналогичных факторов; иные цели, требующие быстрой мобилизации значительного объема собствен­ного капитала.
– иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.
3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмис­сии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в при­влечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. Объем эмис­сии акций определяют путем умножения количества выпускаемых акций на но­минальную стоимость одной акции (в процессе одной эмиссии может быть уста­новлен один вариант номинала акций).
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориен­тированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе опреде­ления видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля приви­легированных акций не может превышать 10% общего объема эмис­сии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объе­ма эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:
– предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики);
– затрат по выпус­ку акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому раз­меру).
Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляет­ся с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Только после этого при­нимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.
6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по под­писке, то для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, целесообразно воспользоваться услугами финансового посредника (андеррайтера), который организует пер­вичную и повторную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке. Андеррайтеры предоставляют организации-эмитенту следующий набор услуг:
– выбор способа эмиссии ценных бумаг;
– установление цен на новые ценные бумаги;
– продажа новых ценных бумаг и др.
В роли андеррайтеров выступают коммерческие банки, инвести­ционные фонды и финансовые компании. Обычно андеррайтер выкупает для себя ценные бу­маги эмитента по цене, которая ниже цены предложения, и тем самым принимает на себя риск по их реализации. Поскольку действия андеррайтеров сопряжены со значительным риском, то они предпочитают объединять усилия и образуют груп­пу андеррайтеров, называемую синдикатом для диверсификации риска и облегче­ния реализации эмиссии.
Чтобы быстро и эффективно осуществлять открытое размещение эмитируемо­го объема акций, организация-эмитент:
– определяет состав финансовых посредников (андеррайтеров);
– согласовывает с ними цены начальной котировки акций и размер комисси­онного вознаграждения дилеру;
– обеспечивает регулирование объема продажи акций, а также поддержание ликвидности размещенных ранее ценных бумаг на первоначальном этапе их обращения.
Взаимоотношения между эмитентом и андеррайтером регулируются догово­ром о выпуске и размещении ценных бумаг. В нем указывают: вид андеррайтинга (твердое соглашение, максимум и минимум усилий по размещению ценных бу­маг); размер вознаграждения посредника (спрэд) и прочие условия.

С учетом возросшего объема собственного капитала организация имеет возможность используя неизменный коэффициент финан­сового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить сумму прибыли на вложенный собственный капитал.
Следует подчеркнуть, что в условиях России привлечение дополнительного ка­питала за счет новой эмиссии акций – длительный и дорогостоящий процесс. По­этому к данному источнику привлечения финансовых ресурсов прибегают преимущественно крупные акционерные общества, располагающие достаточными денежными ре­сурсами и имеющие широкую известность на фондовом рынке России (например, организации топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленно­сти, связи, некоторых других отраслей хозяйства). Для большинства российских ак­ционерных обществ реального сектора экономики единственной возможностью выхода на фондовый рынок является доведение текущего финансового положения до соответствия требованиям, предъявляемым рынком, что позволит организовать обращение собственных эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций). В современных условиях уставный капитал многих акционерных об­ществ России во много раз ниже стоимости их чистых активов, что отдаляет пер­спективу выхода их ценных бумаг на фондовый рынок. Вследствие значительной недооцененности акций многие потенциальные эмитенты не рискуют выходить на рынок с новыми пакетами финансовых инструментов, что способно привести к не­пропорциональному уменьшению доли действующих акционеров, лишив их кон­трольного пакета акций. Кроме того, потенциальные инвесторы часто не имеют объективной информации, позволяющей им правильно оценить инвестиционную привлекательность эмитентов, поскольку они заранее ориентированы на низкую стоимость (цену) их акций.
Существование многих организаций в форме ак­ционерного общества при отсутствии стратегии поведе­ния на фондовом рынке (привлечение средств с этого рынка, расширение числа акционеров, установление прочных отношений с ними) лишает их возможно­сти мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы на цели своего развития.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.