Конспект лекций по предмету "Демография"


История психологии

История психологии
(лекции)

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Учебная программа курса.
3. Рабочая программа курса.
4. Лекция 1. История психологии как наука.
5. Лекция 2. Античная философия и психология.
6. Лекция 3. Развитие психологии в Средневековый период.
7. Лекция 4. Психология эпохи Нового времени.
8. Лекция 5. Психологические идеи эпохи Просвещения.
9. Лекция 6. Зарождение психологии как науки.
10. Лекция 7. Экспериментальная психология.
11. Лекция 8. Зоопсихология. Дифференциальная психология.
12. Лекция 9. Психология развития.
13. Лекция 10. Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника.
14. Лекция 11. “Новая психология”
15. Лекция 12. Функционализм.
16. Лекция 13. Развитие психологии в России.
17. Лекция 14. Предпосылки возникновения психоанализа.
18. Лекция 15. Психоанализ З. Фрейда: основные понятия.
19. Лекция 16. Тревога и защита.
20. Лекция 17. Психоанализ как метод исследования.
21. Лекция 18. Психоанализ как метод психотерапии.
22. Лекция 19. Аналитическая психология К.-Г. Юнга.
23. Лекция 20. Психология коллективного бессознательного.
24. Лекция 21. Индивидуальная психология А. Адлера.
25. Лекция 22. Неофрейдизм В. Райха.
26. Лекция 23. Социокультурная теория личности К. Хорни.
27. Лекция 24. Неофрейдизм Э.Фромма.
28. Лекция 25. Бихевиоральная психология.
29. Лекция 26. Гуманистическая психология.
30. Лекция 27. Гештальт-психология.
31. Лекция 28. Генетическая психология Ж. Пиаже.
32. Лекция 29. Когнитивная психология.
33. Лекция 30. Российская психология в начале ХХ в.
34. Лекция 31. Развитие отечественной психологии в 20-30-е гг.
35. Лекция 32. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского.
36. Лекция 33. Московская школа в отечественной психологии.
37. Лекция 34. Ленинградская школа в отечественной психологии.
38. Лекция 35. С.Л. Рубинштейн и его школа в отечественной психологии.
39. Темы семинарских занятий.
40. Планы контролируемых самостоятельных занятий студентов по курсу
41. Литература по курсу.
42. Темы рефератов
43. Тестовые задания
44. Ключ к тестовым заданиям
45. Экзаменационные вопросы


Введение

Цель курса – сформировать у студентов систему представлений о развитии основных психологических понятий, а также – ведущих школ и направлений в психологической науке. Показать преемственность в развитии психологии на различных этапах ее существования, а также тесную связь психологической науки с другими науками естественнонаучного и гуманитарного циклов и с практикой.
Курс знакомит студентов с развитием основных психологических понятий, концепций и методов исследования, а также ориентирует их в различных школах современной психологии. Курс состоит из двух основных частей: первая часть освещает вопросы развития психологической науки от античности до конца ХIХ в., вторая – вопросы развития основных современных психологических школ. Блок семинарских и практических занятий направлен на самостоятельный анализ студентами развития психологических понятий, концепций и теорий.
В ходе изучения курса студенты приобретают профессиональное умение воссоздавать научно-практическую картину мира различных психологов, анализировать и сравнивать методологические и методические основы различных психологических школ и направлений, осваивают навык профессиональной коммуникации.
Для изучения данного курса студенты должны освоить следующие дисциплины:
философию,
общую психологию.
методологию науки.
Учебная программа курса
“История психологии” для студентов, обучающихся по специальности “Психология”,
1. История психологии как наука. Психологическая наука и ее предмет, теоретическое и эмпирическое знание, аспекты научной деятельности (когнитивный, социальный и личностный), задачи истории психологии.
2. Античная философия и психология. Воззрения философов Милетской школы, понимание природы души Гераклитом, естественнонауч­ные представления Ал­кмеона, психологические воззрения Эмпедокла, понятие о душе в учении Анаксагора, Гиппократ и его учение о темпераменте, философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита, философско-психологическая система Сократа - Платона, учение о душе Аристотеля; психологические взгляды стоиков, учение Эпикура о душе, психофизиология Галена.
3. Развитие психологии в Средневековый период. Психологические идеи в арабском мире (Ибн-Сина, Ибн-аль-Хайсам, Ибн-Рощд), неоплатонизм, томизм, материалистические тенденции в средневековой науке о душе.
4. Психология эпохи Нового времени.ЭмпиризмФ.Бэкона; философско-психологическая система Р.Декарта; понимание природы психического в учении Т. Гоббса; Б.Спиноза и его учение о психике; проблема бессознательного в трудах Т.В.Лейбница; Дж. Локк: два вида опыта.
5. Психологические идеи эпохи Просвещения. Д.Гартли: основание ассоциативной психологии; Дж. Беркли: чувственный опыт как источник знаний; Д.Юм: субъективные представления; Психологические взгляды французских просветителей (Вольтер, Гельвеций, Гольбах, Дидро); теория “естественного человека” Ж.-Ж.Руссо.
6. Зарождение психологии как науки. Естественнонаучные предпосылки возникновения психологической науки. “Личное уравнение” в астрономии. Влияние дарвинизма. Развитие физиологии и психология: И. Мюллер, П. Флоранс, П.Брока. Развитие психиатрии.
7. Экспериментальная психология. Э.Вебер и Г.Т.Фехнер: основы психофизики; Г.Л.Гельмгольц: основы психофизиологии; экспериментальная психология В.Вундта, Г.Эббингауз: изучения памяти и навыков.
8. Зоопсихология. Дифференциальная психология. Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии. Психика животных и человека; “закон экономии” К.Ллойд- Моргана. Теория тропизмов Ж. Леба. Проблема индивидуальных различий. Изучение наследственности Ф.Гальтоном. Развитие метода тестирования. А.Бине: диагностика умственного развития.
9. Психология развития. Предпосылки возникновения. С. Холл: возникновение педологии. Ассоцианизм в детской психологии (Дж. Селли), идея саморазвития Э.Клапареда; А.Гезелл: теория нормального детства. Культурное развитие ребенка (Дж.М. Болдуин), стадии психического развития (К.Бюлер). Этнопсихология детства М.Мид.
10. Социальная и культурно-историческая психология. Психотехника.Психология народов, внушение и подражание. Социальный эволюционизм Г. Спенсера. Э. Дюркгейм и учение о коллективных представлениях. Концепция ценностей В. Дильтея. Теория инстинктов социального поведения У. Макдаугалла. Возникновение и развитие психотехники.
11. “Новая психология”. Структурализм. Э.Титченер: предмет психологии, учение о сознании, элементы сознания. Интроспекция. Вюрцбургская школа. О.Кюльпе. Схема процесса мышления, категории и действия. Н.Ах, К. Бюлер, О.Зельц.
12. Функционализм. “Новая психология” Ф.Брентано, психические функции (К.Штумпф). В.Джеймс: принципы психологии, предмет и методы психологии, теория эмоций. “Чикагская школа” Дж. Дьюи.
13. Развитие психологии в России.Развитие наук в России во второй половине ХIХ века. Религиозно-философское направление в русской психологии. Русская экспериментальная психология и И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев и его учение о сочетательных рефлексах, И.П. Павлов: учение об условных рефлексах.А.А. Ухтомский: учение о доминанте.
14. Предпосылки возникновения психоанализа.Психоанализ как научный и культурный феномен. Предпосылки возникновения психоанализа. Философские концепции бессознательного: Гартман, Шопенгауэр, Ницше. Месмер и возникновение школы “животного магнетизма”. Исследования в области гипноза. Эксперименты Шарко. Появление психоанализа.
15. Психоанализ З.Фрейда: основные понятия.Психика, психический аппарат, психическая деятельность. Способы психической деятельности. Первичные и вторичные психические процессы. Сознание, предсознание, бессознательное. Энергия либидо. Влечения и инстинкты. Структура инстинкта (источник, цель, импульс, объект). Напряжение и разрядка. Трансформации инстинкта: изменение на противоположность, переориентация, сублимация и вытеснение.
16. Структура личности по З.Фрейду.Ранние представления Фрейда о структуре личности. Позднее учение о структуре личности. Инстанции личности. Эго, супер-эго, ид. Психосексуальные стадии развития.
17. Тревога и защита.Понятие тревоги. Природа тревоги. Первичная и вторичная тревога. Реалистическая, невротическая и моральная тревога. Понятие психологической защиты. Виды защиты. Вытеснение. Проекция. Замещение. Рационализация. Интеллектуализация. Аффектация. Противодействие. Регрессия. Сублимация. Отрицание.
18. Психоанализ как метод исследования.Основные принципы психоаналитического исследования. Метод свободных ассоциаций. Основные правила метода свободных ассоциаций. Исследование ошибочных действий. Оговорки, очитки, описки, действия, совершаемые по ошибке. Исследование сновидений. Образование сновидения. Сны и работа сна. Охранительная функция сновидений. Механизмы сна. Сгущение, смещение, превращение, вторичная обработка. Толкование сновидений как совместная работа с клиентом.
19. Психоанализ как метод психотерапии. Норма и болезнь с точки зрения психоанализа. Психический конфликт. Психическая травма. Понятие о комплексе. Аналитическая ситуация. Перенос. Контрперенос. Сопротивление. Лечебный альянс. Негативная терапевтическая реакция. Отреагирование. Интерпретация. Инсайт.
20. Аналитическая психология К.Г.Юнга. Структура психики по К.Юнгу. Индивидуация. Экстраверсия и интроверсия. Сознание. Личное бессознательное. Объективная психика. Сознание и бессознательное. Понятие сознания в аналитической психологии К.Г.Юнга. Структура сознания. Эктопсихика и эндопсихика. Функции сознания. Ощущение, мышление, чувства, интуиция. Память, эмоции и аффекты, субъективные компоненты сознательных действий, инвазии.
21. Психология коллективного бессознательного.Понятие комплекса. Ассоциативный эксперимент. Понятие архетипа. Персона, эго, тень, анима, анимус, забота, самость. Психологический рост. Движение от эго к самости. Раскрытие персоны. Встреча с тенью. Встреча с анимой (анимусом). Развитие самости.
22. Проблемы религии и культуры в психологии З. Фрейда и К. Г. Юнга.Психологические основания художественного творчества в теории З. Фрейда. Толкование причин художественного творчества К.Г. Юнгом. Возникновение религии и ее роль в жизни первобытного общества (З. Фрейд). Индивидуальная психология и религия.
23. Индивидуальная психология А.Адлера. Основные принципы индивидуальной психологии. Чувство неполноценности и компенсация. Комплекс неполноценности и его истоки. Стремление к превосходству. Стиль жизни. Стиль жизни и типы личности. Социальный интерес. Порядок рождения. Психология мужчины и женщины.
24. Неофрейдизм В.Райха. Телесно-ориентированный психоанализ. Понятия “оргонной энергии”, “мышечной брони”. Структура характера. Характер и “мышечная броня”. Характер и общество. Невротический характер и фашизм. Подавление сексуальности как средство формирования невротического характера и воспроизводства авторитарного общества. Концепция сексуальной революции.
25. Социокультурная теория личности К. Хорни.Развитие личности. Базовые потребности личности. Базальная агрессия и базальная тревога. Этиология невроза. Невротические потребности и ориентации. Базальный конфликт.
26. Неофрейдизм Э.Фромма.Вклад Э. Фромма в психоанализ. Представления о природе человека. Сущность человека как противоречие. Иметь или Быть. Развитие личности: биофилия, любовь к людям, свобода. Деформации личностного развития: некрофилия, нарциссизм, инцестуозные привязанности. Толкование сновидений. Психоанализ характера, типы характера.
27. Бихевиоризм. Методологические основания бихевиоризма. Эксперименты Э. Ли Торндайка. Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона. Бихевиоризм Э.Ч. Толмена: концепция научения, латентное научение. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера: оперантное поведение, подкрепление и его эффективность. Подкрепление и наказание. Социально-когнитивное направление: А. Бандура (научение через наблюдение, виды подкрепления, самоэффективность). Дж. Роттер: прогноз человеческого поведения, локус контроля.
28. Гуманистическая психология.Предпосылки возникновения гуманистической психологии. Основные положения гуманистической психологии. Категория личности в гуманистической психологии: способ существования человека как личности, цели существования человека как личности, условия и средства достижения этих целей. Самоактуализация. Полноценно функционирующий человек. Недирективная терапия К. Роджерса: деформации психического развития личности, терапевтическая ситуация.
29. Гештальт-психология.Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии: работы И. Канта, Э. Маха, К. фон Эренфельса. Возникновение гештальт-психологии: эксперименты Вертхеймера, фи-феномен, константность восприятия. Принципы восприятия. Исследования интеллекта: опыты Келера, инсайт, творческое мышление людей. Изоморфизм. Теория поля: годологическое пространство, человек и его цели, понятия баланса и напряженности.
30. Генетическая психология Ж. Пиаже.Ж. Пиаже и его работа: цель и методы научной деятельности. Генетическая эпистемология и генетическая психология: генетическая эпистемология как прикладная генетическая психология. Психология формирования интеллектуальных структур и понятий у ребенка, стадиальность данного процесса. Критерии стадий. Понятия вертикального и горизонтального декаляжа. Структура научного знания, история развития научных понятий. Теория интеллекта: биологические основы интеллекта. Организация и адаптация. Ассимиляция и аккомодация.
31. Когнитивная психология. Предпосылки возникновения когнитивной психологии: работы Дж. Миллера, Дж. Брунера и У. Найссера. Основные положения когнитивной психологии. Основные понятия направления. Основные научные теории когнитивной психологии: теория структурного баланса Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума.
32. Российская психология в начале ХХ в. Состояние психологического знания в России в начале ХХ в. Основные направления российской психологии того времени. Экспериментальная психология: предпосылки возникновения, характерные черты. Эмпирическая психология: основные черты, методологические положения, метод исследований. Религиозно-философская психология: основания направления, ключевые идеи направления, основные черты душевной жизни.
33. Развитие отечественной психологии в 20-30-е гг. ХХ в.Введение. Психология и революция. Развитие психотехники. Основные черты советской психотехники. Советская педология. Педология и общественный заказ. Различные направления внутри педологии. Поведенчество. Рефлексология В.М. Бехтерева. Реактология К.Н. Корнилова. Психоанализ в России. Развитие психоаналитического движения. Психоанализ и марксизм. Разгром прикладной психологии в России в 30-е гг.
34. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского.Введение. Феномен Л.С. Выготского. Развитие психических функций в онтогенезе. Высшие и низшие психические функции. Психологические орудия. Знак и значение. Мышление и речь. Формирование понятий у детей. Научные и житейские понятия. Развитие и обучение. Зона ближайшего развития. Дефектология. Проблема личности. Активность личности. Стадиальность развития личности. Кризисы развития.
35. Московская школа в отечественной психологии.Разработка проблемы культурно-исторического развития. Исследования развития психики А.Р. Лурия. Психология развития: А.Н. Леонтьев. Источник и движущие силы психического развития ребенка. Интериоризация. Формирование мыслительных действий. Д.Б. Эльконин: основные положения теории развития личности. Структура сознания. Сознание и речь. Речь и мышление. Нейропсихология.
36. Ленинградская школа в отечественной психологии. Б.Г. Ананьев: системный подход к изучению личности. Индивидуальное развитие. Развитие личности. Гетерохронность развития. Сенсорно-перцептивная организация личности. Межанализаторные интермодальные сенсорные системы. Сензитивность и сензитивные периоды развития человека. Сенсибилизация. Личность и общение. Восприятие человека человеком. Факторы, влияющие на процессы восприятия другого человека. Проблема понимания человека человеком.
37. Сергей Леонидович Рубинштейн и его школа в отечественной психологии.Введение. С.Л. Рубинштейн и его время. Концепция субъекта и деятельности. Субъективное и объективное. Категории деятельности, субъекта и бытия. Принципы психологической науки: принцип деятельности. Деятельность и сознание. Сознание и психический процесс. Структура личности. Жизненный путь личности. Психический процесс и психическая деятельность. Мышление как процесс и деятельность. Человек и мир. Категории бытия – мира – объекта – материи. Категория субъекта в его отношениях к миру.

Рабочая программа курса
“История психологии” для студентов,
обучающихся по специальности “Психология”
(4 семестр)

Тема
Лекц., ч.
Сем., ч.
Сам. р., ч.
Итого

История психологии
как наука.




Античная психология.





Развитие психологии в Средневековый период.




Психология эпохи
Нового времени.





Психологические идеи эпохи
Просвещения.




Зарождение психологии
как науки.




Экспериментальная
психология.





Зоопсихология.
Дифференциальная
психология.




Психология развития




Социальная и
историческая психология. Психотехника.




“Новая психология”.




Функционализм.




Развитие психологии
в России.



Итого




(5 семестр)

Тема
Лекц., ч.
Сем., ч.
Сам. р., ч.
Итого
1.
Предпосылки
возникновения .


2.
Основные понятия



3.
Структура личности


4.
Тревога и защита.


5.
Психоанализ как метод исследования.



6.
Психоанализ как метод психотерапии.



7.
Аналитическая психология К.Г.Юнга.



8.
Психология коллективного бессознательного.




Проблемы религии и культуры


10.
Индивидуальная психология А.Адлера.



11.
Итого




(6 семестр)

Тема
Лекц., ч.
Сем., ч.
Сам. р., ч.
Итого

Неофрейдизм В. Райха





Социокультурная
теория личности
К. Хорни.


Неофрейдизм Э.Фромма


Бихевиоризм





Гуманистическая
психология




Гештальт-психология




Генетическая
психология Ж. Пиаже.





Когнитивная
Психология.



9.
Российская психоло-
гия в начале ХХ в.



Развитие отечествен-
ной психологии в
20-30-е гг. ХХ в.




Культурно-историчес-
кая психология
Л.С. Выготского




Московская школа в
отечественной психоло-
гии





Ленинградская школа
в отечественной психо-
логии.



Психология С.Л. Ру-
бинштейна.



Итого








Лекция 1. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКА.

Вопросы лекции:





Психологическая наука и ее предмет.







Предмет истории психологии.







Задачи истории психологии.

Научная психология изучает факты, механизмы и закономерности той формы жизни, которую обычно называют душевной или психической.
Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто… Однако житейскую мудрость следует отличать от научного знания. Именно благодаря ему люди ов­ладели атомом, космосом и…





Представления о душе философов Милетской школы.







Понимание природы души Гераклитом

3. Естественнонауч­ные представления Ал­кмеона





Психологические воззрения Эмпедокла

5. Понятие о душе в учении Анаксагора.





Гиппократ и его учение о темпераменте.







Философско-психологическая концепция Левкиппа-Демокрита.

8. Философско-психологическая система Сократа – Платона.





Учение Аристотеля о душе.







Психологические взгляды стоиков.







Эпикур о душе.







Психофизиология Галена.

Первыми ведущими центрами древнегреческой культуры и науки наряду с другими явились города Милет и Эфес. Названия этих городов носили и первые… Фалес (624-547 гг. до н.э.) в качестве первоосновы сущего указывал воду.… Рассматривая душу в связи с телесной организаци­ей, Фалес ставил психические состояния в зависимость от физического…





Неоплатонизм.







Психологические идеи в арабском мире.







Томизм.







Материалистические тенденции в средневековой науке о душе.

В учении Плотина за основу всего сущего прини­малось божественное. К этому первоначалу не приложимо никакое определение. О сверх­природном можно… Душа человека происходит из мировой души. Она нематериальна,… Следующий шаг в развитии интроспективного на­правления в психологии был сделан Августином (354-430). Во многих…





Основные тенденции развития философии и психологии Нового времени.







Эмпиризм Ф.Бэкона.







Философско-психологическая система Р.Декарта.







Понимание природы психического в учении Т.Гоббса.







Б.Спиноза и его детерминистическое учение о психике.







Философские и психологические взгляды Г.Лейбница.







Сенсуализм Дж.Локка.

Успехи в развитии естествознания способствовали формированию нового взгляда на природу в целом и место человека в ней. На смену средневековой… Перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные открытия… В соответствии с этими различиями представители эмпиризма рассматривали в качестве ведущего научного метода индукцию,…





Просвещение







Ассоцианизм Д.Гартли







Солипсизм Дж. Беркли и Д.Юма







Психологические взгляды французских просветителей

Просвещение. В XVIII в. в Западной Европе происходило дальнейшее промышленное развитие. Индустриальная революция превратила Англию в могущественную… Мыслители, представлявшие это движение, считали главной причиной всех… Ассоцианизм Д.Гартли. Д.Гартли (1705 – 1757) является основателем ассоциативной психологии. В основу своей теории…





Личное уравнение в астрономии.







Влияние дарвинизма.







Достижения физиологии.







Развитие психиатрии.

Через 20 лет кенигсбергский астроном Фридрих Бессель заинтересовался этим феноменом. Он решил сравнить результаты своих наблюдений с данными других… Дальнейшее изучение этого феномена проводилось физиологами. Немецкий физиолог… Таким образом, исследования, начатые астрономами и продолженные физиологами, сыграли важную роль для развития…





Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера.







Экспериментальная психология Г. Гельмгольца.

3. “Новая психология” В. Вундта.





Экспериментальная психология Г. Эббингауза.

Итак, в XIX в. в германской физиологии пересеклись все передовые научные тенденции: материализм, механицизм, эмпиризм, экспериментальный и… Психофизика Г.-Т. Фехнера и Э. Вебера. Экспериментальная психология возникла… Фехнер предположил, что существует закон, устанавливающий связь между мозгом и телом, который может быть выражен через…





Ч. Дарвин и подъем сравнительной психологии.







Интеллект у животных.







Закон экономии К. Ллойд-Могана.







Теория тропизмов Ж. Леба.







Работы Ф. Гальтона.







Развитие метода тестов.







Работы А.Бине.

Дарвин внес в сравнительную психологию много новых положений:
-он ввел объективный метод применительно к изучению биопсихических феноменов в… -сместил фокус интересов с внутренней “психической механики” на внешнее наблюдаемое поведение как механизм адаптации и…





Предпосылки выделения возрастной психологии в самостоятельную область знания.

3. Дж. Селли: ассоцианизм в детской психологии.
4. Э. Клапаред: идея саморазвития.
5. А Гезелл: нормальное детство.


ПСИХОЛОГИЯ. ПСИХОТЕХНИКА.

Вопросы лекции:





Социальный эволюционизм Г. Спенсера.

2. Э. Дюркгейм: коллективные представления.
3. В. Дильтей: концепция ценностей.





Психотехника.

Рассматривая роль психики в эволюции человека, Спенсер утверждал, что психика является механизмом адаптации человека к среде.
Спенсер распространил законы эволюции не только на психику, но и на социальную… Одним из первых Спенсер попытался сравнить психологию дикаря и современного человека. В своих сочинениях он делает…





Структурализм.







Вюрцбургская школа.

Согласно Титченеру, предмет психологии – сознательный опыт субъекта, т.е. не то, что существует в действительности, а то, что воспринимает и… Титченер определял сознание как сумму переживаний, существующих в данный… Структурализм представляет собой “чистую науку”, не имеющую прикладного значения. Ее единственной верной целью…





Научное наследие В. Джемса.

“Новая психология” Ф.Брентано.У истоков этого направления, ставшего в начале XX века одним из господствующих в американской психологии, стоял… Ф. Брентано (1838-1917) начал свою деятельность в качестве католического… Главной для новой психологии он считал проблему сознания. Чем отличается сознание от всех дру­гих явлений бытия? - В…





Развитие наук во второй половине XIX в.







Религиозно-философское направление в русской психологии.







Русская наука о поведении.

Прежде всего, было необходимо разработать методологию новой науки, определить путь ее развития: естественнонаучный или гуманитарный. Из ответа на… Практически было представлено две концепции построения психологии; у истоков… К антропологическому принципу Чернышевского восходит русский путь в науке о поведении (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А.…

Лекция 14. ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХОАНАЛИЗА.

Вопросы лекции:





Психоанализ как научный и культурный феномен.







Научные источники психоанализа.

Сам Фрейд однажды высказал предположение, что за всю свою историю человечество испытало 3 значительных удара по своему коллективному Эго. Первый… Становление Психоанализ по времени совпадает с развитием других известных школ… К 1920 г. число наименований книг по психоанализу превысило 200 экземпляров. Публикации в популярных журналах…





Психика, психический аппарат, психическая деятельность.







Энергия либидо.







Влечения и инстинкты.

Психический аппарат – основное понятие фрейдистской метатеории. “Мы полагаем, что психическая жизнь есть функция аппарата, которому мы приписываем… Согласно психоаналитической теории, возможно два способа психической… Сознательная психическая деятельность подчиняется “грамматике” вторичных психических процессов: действует на основе…





Природа тревоги.







Защитные механизмы.

В окончательном варианте своей теории тревоги Фрейд говорит о наличии двух основных видов тревоги: первичной и вторичной (сигнальной), каждая из… Первичная тревога вызывается угрозой распада Эго (извне, как при травме, или… Первичный источник испытываемой человеком тревоги коренится в неспособности новорожденного справляться с внутренним и…





Основные принципы психоаналитического исследования.







Исследование ошибочных действий.







Исследование сновидений.

Пандетерминизм. Фрейд не раз подчеркивал в своих работах, что любое человеческое поведение неслучайно. Психоанализ отрицает непредсказуемость… Апелляция к опыту. Фрейд неоднократно также заявлял о том, что его метод… Объектом исследования в психоанализе является бессознательное. Но бессознательное недоступно прямому изучению в силу…





Болезнь и здоровье с точки зрения психоанализа.







Аналитическая ситуация.







Перенос и контрперенос.







Сопротивление.







Лечебный альянс.







Негативная терапевтическая реакция.







Отреагирование.







Интерпретация.







Инсайт.

Невротический конфликт.С самого возникновения психоанализа конфликт был основной темой исследований. С точки зрения Фрейда, конфликты с самого… Невротическим конфликтом считается, прежде всего, конфликт бессознательный,… Согласно Фрейду, ключевой конфликт в жизни индивида происходит в детском возрасте на этапе перехода от двусторонних…

Введение. Краткие биографические сведения.







Сознание. Структура сознания.







Личное бессознательное. Комплексы.

Энциклопедическая образованность и широчайший круг интересов ученого способствовали созданию удивительной по красоте и сложности психологической… Сознание. Структура сознания. Сознание есть первый психический факт, с которым… Сознание невозможно представить себе без связи с Эго. Эго – это сложное образование, которое конституируется,…





Коллективное бессознательное. Архетипы.







Архетип и символ.







Индивидуация.

Содержанием коллективного бессознательного являются архаические психические образы, содержащие, по форме и по смыслу мифологические мотивы. Это не… Архетипы присутствуют в сказках, мифах, легендах и фольклоре, они –… Юнг связывает происхождение архетипов с многомиллионолетней историей эволюции человеческого мозга. Мозг человека…





Комплекс неполноценности.







Стремление к превосходству.







Стиль жизни.







Порядок рождения.







Социальный интерес.







Типология личности.







Психология мужчины и женщины.

Комплекс неполноценности. Основная посылка адлерианской теории заключается в том, что человек является единым самосогласующимся организмом,… Еще до знакомства с З.Фрейдом, будучи практикующим врачом, Адлер отметил, что… В дальнейшем Адлер распространил эту закономерность и на психическую жизнь личности: он предположил, что каждый…

Лекция 22. НЕОФРЕЙДИЗМ В. РАЙХА.

Вопросы лекции:





Телесно-ориентированный психоанализ.







Структура характера.







Психология масс и фашизм.







Сексуальность и развитие личности.

С середины 20-х гг. Райх увлекается марксистскими идеями и вступает в коммунистическую партию Германии. В конце 20-х гг. он начинает заниматься… С приходом к власти национал-социалистов, Райх, как и многие другие… В своем творчестве Райх сумел охватить ряд важнейших вопросов своего времени – структура характера, общество и…

Лекция 23. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ К. ХОРНИ.

Вопросы лекции:





Развитие личности







Этиология невроза.







Невротические потребности и ориентации.







Базальный конфликт.

Можно выделить несколько основных положений, являющихся основой социокультурной теории К. Хорни. Во-первых, она отвергала идеи З. Фрейда… Развитие личности. К. Хорни поддерживала основные идеи Фрейда относительно… Согласно Хорни, ребенку присущи две основные потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности.…

Лекция 24. НЕОФРЕЙДИЗМ Э. ФРОММА.

Вопросы лекции:





Представления о природе человека.







Развитие личности.







Деформации личностного развития.







Толкование сновидений.

В отличие от Фрейда, Адлера и Юнга, Фромм не имел медицинского образования. Он изучал психологию, философию и социологию, получил степень доктора… В чем заключается его вклад в философию и психологию? – прежде всего в том,… Теоретические разработки Фромма во многом изменили классический метод психоанализа. Во-первых, Фромм считал, что…

Лекция 25. БИХЕВИОРИЗМ.

Вопросы лекции:





Методологические основания бихевиоризма.







Ортодоксальный бихевиоризм Дж. Уотсона.







Бихевиоризм Э. Ч. Толмена







Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера.







Социально-когнитивное направление.

Методологические основания бихевиоризма. Объективизм в философии восходит корнями к Р. Декарту, который пытался объяснить функционирование… Зоопсихология во многом явилась предшественницей бихевиоризма. Развиваясь на… Наиболее значительными в рамках данного направления явились работы Э. Л. Торндайка.


Лекция 26. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:





Предпосылки возникновения гуманистической психологии.







Основные положения гуманистической психологии.







Категория личности в гуманистической психологии.







Недирективная терапия К. Роджерса.

Предпосылки возникновения. Среди ранних предшественников гуманистической психологии можно назвать Франца Брентано (критика механицизма и стремление… Идеи, легшие в основу гуманистической психологии, возникали также в рамках… В целом все эти идеи отражали своеобразный дух того времени – растущую неудовлетворенность механистическим и…

Лекция 27. ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:





Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии.







Возникновение гештальт-психологии.







Принципы восприятия.







Исследования интеллекта.







Изоморфизм.







Теория поля.

Сторонники гештальт-психологии рассматривали подход Вундта как психологию “кирпичей и раствора”, подразумевая, что в этой теории элементы сознания… Научные предпосылки возникновения гештальт-психологии. Как и у каждого… Согласно Канту, восприятие – это не пассивное впечатление и не комбинация чувственных элементов (как предполагали…

Лекция 28. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ж. ПИАЖЕ.

Вопросы лекции:





Введение. Ж. Пиаже и его работа.







Генетическая эпистемология и генетическая психология.







Теория интеллекта.

Цель Пиаже как ученого состояла в отыскании структурных целых, отличающихся большой абстрактностью и общностью, характеризующих интеллект на разных… Какими методами пользовался Пиаже для реализации этой научной цели? Их… Во многих, особенно ранних работах Пиаже, и раздражители, и реакции, которые они вызывали у детей, были целиком…

Лекция 29. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:





Предпосылки возникновения когнитивной психологии.







Основные положения когнитивной психологии.







Основные научные теории когнитивной психологии.

Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных… У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как, например,… Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр…

Лекция 30. РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ В НАЧАЛЕ ХХ В.

Вопросы лекции:





Состояние психологического знания в России в начале ХХ в.







Экспериментальная психология.







Эмпирическая психология.







Религиозно-философская психология.

Вопросы психологии человека занимали видное место в печати. На страницах таких изданий, как “Современный мир”, “Русская мысль”, “Вестник Европы” и… В конце ХХ – начале ХХ вв. в России существовал один собственно… Тенденция включения психологии в систему наук нашла свое отражение в истории многочисленных научных обществ,…

В 20-30-е гг. ХХ в.

Вопросы лекции:





Развитие психотехники.







Советская педология.







Поведенчество.







Психоанализ в России.







Трагедия прикладной психологии в России в 30-е гг.

а единственная истинная психология как наука, другой
психологии, кроме этой, не может быть. И обратно: все, что
было и есть в психологии истинно научного, входит в марксистскую психологию: это понятие шире, чем понятие школы или…

Лекция 32. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ



Л.С. ВЫГОТСКОГО.

Вопросы лекции:





Развитие психических функций в онтогенезе.







Мышление и речь. Формирование понятий.







Развитие и обучение. Дефектология.

Творчество Льва Семеновича Выготского определяется, в значительной степени, временем, в котором он жил и работал. Начало ХХ в. характеризуется… Выготский был первым, кто поставил вопрос о необходимости… Развитие психических функций в онтогенезе. Основная гипотеза культурно-исторической теории звучала следующим образом:…

Лекция 33. МОСКОВСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы лекции:





Проблема культурно-исторического развития.







Личность и деятельность.







Сознание и речь.







Проблемы нейропсихологии.

Александр Романович Лурия сыграл большую роль в разработке теории культурно-исторического развития психики и экспериментального обоснования ее… Изучая формирование сознания человека в ходе исторического развития, Лурия… Проблемы развития психики в рамках детской психологии изучал Алексей Николаевич Леонтьев. Один из основоположников…

Лекция 34. ЛЕНИНГРАДСКАЯ ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы лекции:





Личность. Развитие личности.







Сенсорно-перцептивная организация личности.







Личность и общение.







Восприятие и понимание человека человеком.

Подход к изучению личности, реализовывавшийся в работах Ананьева, получил название “онтопсихологический” и в свое время явился новым словом в… Индивидуальное развитие Ананьев рассматривает как внутренне противоречивый… Ананьев и его коллеги в своих исследованиях рассматривали характеристики человека в их взаимосвязи и с учетом…

Лекция 35. СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ РУБИНШТЕЙН И ЕГО ШКОЛА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Вопросы лекции:

Введение. С.Л. Рубинштейн и его время.







Концепция субъекта и деятельности.







Единство деятельности, сознания и личности.







Психический процесс и психическая деятельность.







Человек и мир.

Рубинштейн вступил в психологическую науку как методолог. Основной задачей его в первый период его творчества была разработка методологических основ… Концепция субъекта и деятельности. Во всем творчестве Рубинштейна идея… Основой этой системы является общее понимание деятельности. Рубинштейн и ее соотносил с личностью и окружающим бытием.…

Темы семинарских занятий.

1. Понятие предмета и объекта науки.
2. Теоретический и эмпирический уровни научного знания.
3. Предмет психологии и истории психологии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.