Термин «философия» возник в Древней Греции (буквально от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость). Пифагор называл себя «философом». Он первым использовал слово «философ» для обозначения тех, кто стремится постичь мудрость, или истинное знание, достойно ведет нравственный образ жизни. Платон в своих диалогах писал о философии как любви (стремлении) к мудрости (см. диалог «Пир»).
В вопросе о происхождении философии сформировались две концепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая — из науки.
Философия существенным образом отличается от других систем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления.
Круг охватываемых философией проблем, а в соответствии с этим и предмет философии, исторически изменялся с развитием общества, науки, самого философского знания. Но все-таки, несмотря на то, что невозможно для всех когда-либо существовавших философских учений признать единого предмета исследования, можно вычленить предметную область философии.
Во-первых, это проблема окружающего мира, бытия, Космоса, поиск первоосновы всего сущего.
Вторая философская тема — проблема человека, смысла существования человека в мире.
Третья важнейшая философская тема — проблема отношения человека и мира, субъекта и объекта, субъективного и объективного, идеального и материального.
И, наконец, четвертая философская тема связана с решением субъект-субъектных, межличностных, социальных отношений, рассмотрением человека в «мире людей».
Ни одна из обозначенных философских тем не может быть полностью изолирована от другой. Они взаимодополняют друг друга и вместе с тем в различных философских учениях отдается приоритет той или иной философской теме.
Возможность различных трактовок предмета философии заключена в сложности, многогранности самого предмета исследования.
В рамках же собственно философского знания уже на ранних этапах становления началась его дифференциация, в результате которой выделились такие философские дисциплины, как этика, логика, эстетика, и постепенно оформились следующие разделы философского знания:
онтология — учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях, общих принципах и закономерностях существования;
гносеология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его достоверности и истинности;
аксиология — учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой;
праксеология — учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;
антропология — философское учение о человеке в многомерных его ипостасях;
социальная философия — раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.
Универсалии культуры и философские категории. Язык философии.Ускорение социального развития присуще современной техногенной цивилизации. Этот тип развития все больше порождает общества рисков и обострения глобальных кризисов. Заговорили об устойчивом развитии, значит, пролонгации базисных ценностей техногенной культуры. Но существует иной сценарий, который связан с изменением базисных ценностей техногенной культуры, когда постиндустриальное информационное общество рассматривается не как очередной этап техногенной цивилизации, а как переходная стадия к новому типу цивилизационного развития. Тогда следует ожидать радикального изменения базисных ценностей (смыслов мировоззренческих универсалий) техногенной культуры. Такие изменения можно интерпретировать как возможную духовную революцию, соизмеримую с той, которая произошла в эпоху Возрождения. Философия должна создать необходимые предпосылки, критически осмысливать ценности современной техногенной культуры и вырабатывать новые мировоззренческие идеи.
Когда общество динамично, когда наступают переломы в социальной жизни, когда меняется образ жизни, человеческие связи и коммуникации, способы отношения к природе – вот тогда философия становится не просто абстрактным теоретическим занятием, а совершенно практическим делом.. Она нужна для того, чтобы отыскать новые основы человеческой деятельности и тем самым преодолеть кризисы, которые периодически возникают в развитии общества [11. – С.7].
М.Мамардашвили отмечал, что философия – рефлексия над предельными основаниями культуры. В.С.Степин развил мысли М.Мамардашвили, определив основания культуры как систему мировоззренческих универсалий или категорий культуры (в нашем случае – парадигмы культуры). Это те жизненные смыслы, которые заключены в понимании человека, его деятельности, природы, пространства и времени, причинности, справедливости, свободы, истины, добра, зла и т.д. Они выступают своеобразным системообразующим фактором культуры.
Существуют три основные функции в культуре и социальной жизни универсалий: 1) они обеспечивают селекцию, отбор и включение в поток культурной трансляции постоянно развивающегося жизненного опыта; 2) эти же мировоззренческие универсалии усваиваются людьми в процессе обучения и воспитания и становятся категориальной структурой их сознания; 3) они же в своем сцеплении и взаимодействии задают некоторый целостный образ человеческого жизненного мира, который называется мировоззрением. Мировоззренческие универсалии определяют не только осмысление человеком мира, его рациональное постижение, но и переживание человеком мира, эмоциональные оценки различных аспектов, состояний и ситуаций человеческой жизни. Смыслы универсалий в этом аспекте предстают как базисные ценности культуры.
Универсалии культуры не локализованы в какой-то одной сфере культуры, они пронизывают всю культуру, проявляют себя в языке, обыденном сознании, искусстве, художественном мышлении, научном познании. Они сложны по своей содержательно-смысловой структуре. В них есть несколько уровней смысла :
общечеловеческий (как своеобразный инвариант по различным культурным традициям), весьма абстрактный, фиксирующий основания любого человеческого бытия;
уровень смыслов, выражающий особенности той или иной культуры соответствующей исторической эпохи;
уровень, выражающий личностные и социально-групповые интерпретации универсалий культуры, репрезентирующий мировоззренческие установки личности и социальных групп (классов, сословий, кланов и т.п.).
Система универсалий культуры представляет собой своего рода предельно обобщенную программу социальной жизни. На ее основе возникает и с нею согласуется огромный массив конкретных программ человеческой жизнедеятельности, составляющих «тело» культуры – знаний, предписаний, образцов деятельности, поведения и общения, верований, ценностных ориентаций и т.п. Через посредство этих конкретных программ, которые закрепляются и транслируются в культуре в виде разнообразных семиотических систем, универсалии определяют тот или иной тип социальных связей, образ жизни, типы личности, отношение человека к природе, особенности человеческих коммуникаций.
Универсалии культуры обеспечивают воспроизводство того или иного типа общества и предстают как его культурно-генетический код. Они функционируют как своеобразные гены социальных организмов.
Философия – рефлексия над мировоззренческими универсалиями, базисными ценностями культуры. Философия проблематизирует смыслы здравого ума эпохи, выявляет универсалии, выясняет их смыслы, выносит их на суд разума, критически анализирует и порождает их новые смыслы. Процедуры рефлексии должны включать и конструирование новых смыслов универсалий.
В.С.Степин считает, что нужно критически отнестись к традиционным смыслам мировоззренческих универсалий. Трансформация универсалий культуры в философские категории, когда создаются новые жизненные смыслы. Первоначально в виде смыслообразов, затем в процессе их дальнейшей рационализации, они превращаются в понятия предельной степени общности с относительно строгими определениями. Понятия позволяют сконструировать соответствующие теоретические идеальные объекты. Философия таким способом может открывать новые признаки категорий и затем обосновывает их, опять-таки обращаясь к анализу различных сфер культуры.
Философское исследование, связанное с постановкой теоретических задач и оперированием категориями, как особыми теоретическими конструктами, позволяет выйти за рамки универсалий своей культуры и генерировать их новые смыслы.
Категории философии и универсалии культуры не тождественны, хотя часто обозначаются одними и теми же терминами.
1) философское познание упрощает и схематизирует универсалии культуры; многие аспекты жизненных смыслов, особенно тем, которые связаны с эмоциональным переживанием мира, выпадают из философского анализа и отходят на задний план. 2) не все признаки, зафиксированные в определениях философских категорий, изоморфны признакам универсалий той культуры, в которой философия разрабатывала свои идеи. Философское познание способно генерировать новые мировоззренческие смыслы и тем самым вносить мутации в культуру, подготавливая кардинальные изменения социальной жизни. Причем философия осуществляет эту работу не только в эпохи социальных кризисов, а систематически, заготавливая заранее идеи, которые могут понадобиться в будущем.
Эти идеи включаются в поток культурной трансляции как своего рода дрейфующие гены. Занимаясь профессиональной работой, философ часто адресует открытые им новые категориальные смыслы будущему. Какому будущему – он заранее не знает. Но когда возникают переломные эпохи, эти идеи могут обрести практическую актуальность. Тогда они становятся своеобразным генератором и катализатором соответствующей публицистики, художественной критики, литературных произведений, новых религиозно-нравственных, правовых идей, внедряемых в социальную практику. Новые категориальные смыслы погружаются в основания культуры. Они обрастают эмоциональным содержанием и переплавляются в новые смыслы мировоззренческих универсалий.
Философское познание выступает особым самосознанием культуры, которое активно воздействует на ее развитие. Часто идеи и проблемы, сформулированные в философии, конкретизируются и видоизменяются в процессе культурной трансляции, поэтому проследить их философские истоки не всегда просто. Для этого нужен специальный анализ.
Философия моделирует возможные изменения универсалий культуры как системной целостности (а именно так они функционируют в той или иной культурной традиции).
Культура селективно выбирает из классических философских систем то, что ей было необходимо в тех или иных ситуациях социального развития.
Неклассический подход (Хабермас) обнаруживает, что между разумом и бытием есть посредник – деятельность и язык. То, что увидит философский разум в бытии, определено характером его укорененности в это бытие. Он не является беспредпосылочным разумом и имеет социокультурную обусловленность. Поэтому невозможно построить абсолютно истинную философскую систему, поскольку каждая такая система даже в своих прогностических компонентах детерминирована особенностями культуры своей эпохи и с силу этого ограничена.
Мировоззренческие универсалии составляют основания культуры той или иной исторической эпохи. Категориальные структуры культуры обеспечивают селекцию человеческого жизненного опыта и включают его в поток культурной трансляции.
Есть скрытые часто неосознаваемые жизненные смыслы, которыми руководствуется человек в своей жизнедеятельности. Эти смыслы составляют содержание мировоззренческих универсалий культуры. Они фиксируют шкалу ценностей, обеспечивают понимание мира, его осмысление и переживание.
Философия не только хранилище знаний о парадигмах культуры (универсалиях культуры), и потому, так или иначе всегда обращена в прошлое; напротив того, она обращена в будущее, ее главная практическая задача – исследование перспектив, участие в разработке и экспертизе социальных и культурных проектов. Без этого философия способна превратиться в компонент замкнутой вырождающейся культуры, стать разновидностью интеллектуальной игры.