Конспект лекций по предмету "Вероисповедание"


Основные элементы структуры религии.

В религии происходит удвоение мира, человек представляет себе другой, под-­ линный, сверхъестественный мир, отражает его действительность через призму несвободы и зависимости. Результат этого отражения запечатлевается в сознании, в средствах действия и самих действиях, в нормах и правилах поведения, органи-­ зационных структурах. В религии выделяют следующие элементы: Вероучение (мифология, догматика), культ (обрядовые действия), религиозное мировоззрение, религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения и религиозные организации.
Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты. Любое мировоззрение — это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое, религиозное и философское.
Исторически первым типом мировоззрения явилось мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ понимания мира, была присуща всем народам на ранней стадии общественного развития. Миф, выражая мысли в поэтической, образной, эмоциональной форме, имел этиологическое (греч. aitia — причина, logos— учение) значение. Отвечая на многочисленные “почему”, он как бы заменял теорию, предлагал доступное всем, понятное, образно-наглядное объяснение природы, явлений окружающего мира.
Религиозное мировоззрение — это широкое обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироощущения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека.
В содержании различных религиозных мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования (эсхатология) и др. Философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень.
Религиозное сознание включает в себя содержание веры в чувственных и мыс­лительных формах. Чувственными формами могут быть самые разные эмоции -любовь, страх, радость, надежда и т.д., если они направлены на объект веры. В этом случае переживается «любовь к богу», «страх Господень», «сострадание к ближнему» и т.д.
Мыслительная форма сознания - это вероучение, система теоретических по­ложений о Боге, мире, природе, человеке, и оценка окружающей действительно­сти. Богословие основывается на сакральных текстах: Библии, Коране, Талмуде и т.д.
Религиозная деятельность - это реализация установок и идей религиозного соз­нания. Важнейшим видом религиозной деятельности является культ (лат. cultus — возделывание, уход, почитание). Его содер­жание определяется соответствующими религиозными представ­лениями, идеями, догматами. Религиозная деятельность занимает своеобразное место в системе общественной деятельности. В этой системе выделяют практическую и духовную деятельность. К практической относят материально-производственную, социально-политическую, воспи­тательно-педагогическую, медицинскую, управленческо-административную. Духовную составляют познавательная, прогностическая, ценностно-ориентировочная деятельность. Есть и такие виды деятельности, в которых практическая и духовная объединяются в своеобразную целостность.
Существует два основных вида религиозной деятельности: внекулътовая и культовая. Внекультовая осуществляется в ду­ховной и практической сферах. Духовную внекультовую деятель­ность образуют: разработка религиозных идей, систематизация и интерпретация догматов теологии, сочинение богословских произ­ведений и т.д.
Разновидностями практической внекультовой деятельности яв­ляются: производство средств религиозного культа, миссионерство, участие в работе «сборов», преподавание богословских дисциплин в учебных заведениях (школах, университетах, духовных учебных заведениях), управленческая деятельность в религиозных органи­зациях и институтах, пропаганда религиозных взглядов через печать, радио, телевидение, религиозная пропаганда в семье и в других контактных группах и т.д. Следует подчеркнуть, что, как правило, во внекультовую деятельность в большей или меньшей мере «проникают» и элементы культа.
Культовая деятельность - это почитание верующим Бога, что выражается в Богослужениях, молитвах, проповедях и т. п. Культ обязательно включает культовые тексты: молитвы, псалмы, песнопения и др. К средствам культа относятся культовые здание (церковь), культовые предметы (крест, свечи). Важнейшее средство - культо­вое здание, попадая в которое человек оказывается в «ином» мире, отличающимся от обычной «земной» жизни. Религиозная деятельность имеет своей целью стимулирование религиозного сознания, оживление веры, удовлетворение религиозных потребностей. С помо­щью символических действий у верующих вызываются соответствующие эмоции: избавление от тоски, появление радости и прилив сил.
Религиозные отношения - это отражение реальных отношений через призму религиозного сознания, то есть отношения существ сверхъестественного мира между собой и с людьми, а также верующих между собой. Такие отношения могут быть двух типов - господства и подчинения.
Как правило, религиозное отношение имеет своих посредников. Этими по­средниками могут быть:
а) материальные предметы культа: храм, икона, идол и т.д.;
б) индивид или группа лиц , выступающих как обладатели особого дара, на­пример, священники;
в) особые тексты и формулы, содержащие наставления о том, как надо общать­ся с Богом.
Религиозные отношения могут осуществляться не только в рамках собственно культа, но и выходить за них, присутствовать в обществе. Они проявляются в мис­сионерской деятельности (привлечение новых сторонников), религиозном воспи­тании и образовании. В качестве носителя религиозных отношений выступают индивиды и социальные группы (семья, этнос), относящие себя к одной вере. Ре­лигиозные отношения в обществе имеют разные характеры: от сотрудничества и терпимости до конфликта и борьбы. Практически любая религиозная группа счи­тает свое учение единственно верным, поэтому вопрос о межрелигиозном мире является всегда актуальным.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.