Работу по подготовке доклада можно подразделить на две основные фазы:
· докоммуникативную - планирование и подготовку доклада;
· коммуникативную - практическая реализация доклада.
В докоммуникативной фазе необходимо учитывать три фактора:
Во-первых,тему и цель выступления, которыеобычно задаются преподавателем. В этом случае студенту необходимо ее конкретизировать и уточнить. Важно, чтобы тема представляла интерес для выступающего и его слушателей;
Во-вторых, участников коммуникации и аудиторию,которые также не выбираются выступающим, как правило, это учебная группа и учебная аудитория, в которой проводится семинар.
В-третьих, условия: место и время.
Эффективность доклада на учебном семинаре оценивается по трем критериям:
1. Соответствие содержания доклада его цели и задачам.
2. Степень и характер активности слушателей во время доклада.
3. Степень влияния услышанного как на интеллект, так и на чувства слушателей.