Конспект лекций по предмету "Психология"


Ощущение Восприятие Внимание

Структура приема информации включает следующие этапы: 
Р->ОЧ->НИ->ГМ->ОЩ->ЦВ->(ЭП)->ОП->(М)->ОС = ВН.
Раздражитель (слуховой, зрительный) Р воздействует  на органы чувств (ОЧ), в результате чего возникают нервные импульсы (НИ), которые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг (ГМ), обрабатываются там и формируются отдельные ощущения (ОЩ), складывается целостный образ восприятия (ЦВ) предмета, который  сопоставляется с эталонами  памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание (ОП) предмета, а затем, при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего  опыта, посредством мыслительной деятельности (М) происходит осмысление (ОС), понимание информации. Внимание (ВН) должно быть направлено на прием и понимание информации.


Ощущения
Восприятия
Память
Воображение
Мышление


отражение отдельных свойств предметов, непосредст-венно воздействующих на наши органы чувств
отражение предметов и явлений,
непосредственно воздействующих на органы чувств в целом, в совокупно-сти свойств и признаков этих предметов
отражение прошлого опыта или запечатле-ние, сохранение и воспроизве-дение чего-либо
отражение будущего, создание нового образа на основе прош-лого опыта
высшая форма отражательной деятель-ности, позволяющая понять сущность предметов и явлений, их взаимосвязь, закономер-ность развития


Рис.  2.1.  Познавательные психические процессы
Ощущения - объективны,  так как в них всегда отражен внешний раздражитель, а с другой стороны, субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей. Анатомо-физиологический аппарат, специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения называют анализатором. Каждый анализатор состоит из 3-х частей:

рецептора, или органа чувств, преобразующего энергию внешнего воздействия в нервные сигналы;
проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;
мозговой центр в коре полушарий головного  мозга.

Каждый  рецептор приспособлен к приему только определенных видов воздействия (свет, звук), т.е. обладает специфической возбудимостью к определенным физическим и химическим агентам. Выделяют виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, осязательные, вкусовые,  температурные,  болевые, кинестетические (ощущения движения тела), интероцептивные (ощущения о внутреннем состоянии  организма).
Основные характеристики анализаторов
1) Нижний порог ощущений - минимальная  величина  раздражителя,  вызывающая  едва  заметное  ощущение (обозначается J0). Сигналы, интенсивность которых меньше J0, человеком не ощущаются.  Верхний порог - максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор (Jmax). Интеграл между J0 и Jmax носит название "диапазон чувствительности".
2) Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина различий между раздражителями,  когда они  еще  ощущаются  как  различные (DJ). Величина DJ пропорциональна интенсивности сигнала J. DJ/J = K - закон Вебера. Для зрительного анализатора K = 0,01, для слухового - K = 0,1.
3) Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами,  при которой точность и скорость различения достигают максимума.  Оперативный порог в 10-15 раз выше дифференциального порога.
4) Интенсивность ощущения (E) прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя J (закон Вебера - Фехнера) E = k logJ + c.
5) Временный порог - минимальная деятельность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущений. Пространственный порог определяется минимальным размером едва ощутимого раздражителя. Острота зрения - способность глаза различать мелкие детали предметов. Размеры предметов выражаются в угловых величинах, которые связаны с линейными размерами по формуле tga = h/2L, где a - угловой размер объекта, h - линейный размер, L - расстояние от глаза до объекта. У людей с нормальным зрением пространственный порог остроты зрения равен 1 угл. мин., минимально допустимые размеры элементов отображения, предъявляемые человеку, должны быть на уровне оперативного порога и составлять не менее 15 угловых минут. Однако это справедливо только для предметов простой формы. Для сложных предметов, опознание которых ведется по внешним и внутренним признакам, оптимальные условия будут в том случае, если их размеры составляют не менее 30-40.  Объем зрительного восприятия - число объектов, которые может охватить человек в течение одной зрительной фиксации (одного взгляда) - при предъявлении не связанных между собой объектов, объем восприятия составляют 4-8 элементов.
6) Латентный период реакции - промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения. После окончания воздействия раздражителя зрительные ощущения исчезают не сразу,  а постепенно (инерция  зрения = 0,1-0,2 сек). Поэтому время действия сигнала и интервал между появляющимися сигналами должен  быть не меньше времени сохранения ощущений, равного 0,2-0,5 сек. В противном случае будет замедляться скорость и точность реагирования, поскольку во время прихода нового  сигнала в зрительной системе человека еще будет оставаться образ предыдущего сигнала.
Инженерам, проектирующим и эксплуатирующим современную технику, необходимо знать и учитывать психологические возможности  человека по приему информации, характеристики анализаторов человека. Основные характеристики анализаторов приведены в табл. 2.1,2.2,2.3.
Различают две основные формы изменения чувствительности:  адаптация - изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям (чувствительность может повышаться или понижаться,  например адаптация к яркому свету, сильному запаху);
сенсибилизация - повышение чувствительности под влиянием внутренних факторов, состояния организма.
Восприятие - целостное отображение предметов и явлений  объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие - результат деятельности системы  анализаторов. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединение основных и наиболее существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает  активный двигательный компонент (ощупывание предметов рукой, движение глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного образа.
Закономерность субъективности восприятия - одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияние прошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах с искажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающие предметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутое изображение которых, как знали люди, физически невозможно. Так, незажженная свеча воспринималась перевернутой, но как только ее зажигали, она виделась нормально ориентированной по вертикали, т. е. пламя было направлено вверх.
Свойства восприятия
1. Целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета. Однако способность целостного  зрительного восприятия предметов не является врожденной, об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили  зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они не видят мир предметов, а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины т. е. были одиночные ощущения, но не было восприятия, не видели целостные предметы. Постепенно через несколько недель у этих людей формируется зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осязания. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т. е. восприятие - система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
2. Константность восприятия - благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т. п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обеспечивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Константность восприятия - не врожденное свойство, а приобретенное. Нарушения константности восприятия происходят, когда человек попадает в незнакомую ситуацию, например люди,  когда они смотрят с верхних этажей высотного здания вниз, то им автомобили, пешеходы кажутся маленькими - в то же время строители, работающие постоянно на высоте сообщают, что они видят объекты, расположенные внизу без искажения их размеров.
3. Структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. Например, слушая музыку, мы воспринимаем не отдельные звуки, а мелодию, и узнаем ее, если ее исполняет оркестр, либо один рояль, или человеческий голос, хотя отдельные звуковые ощущения различны.
4. Осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов.
5. Избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими.
Швейцарским психологом Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро ...) и только некоторые психические больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые. Т. е. восприятие протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос "что это такое?"
Виды восприятия
Выделяют: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.
Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия и т. д.
Восприятие зависит от уровня внимания человека.
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Функции внимания
1) функция отбора значимых воздействий,  которые соответствуют потребностям данной деятельности;
2) функция игнорирования других несущественных конкурирующих воздействий;
3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т.е. регуляции и контроля деятельности.
Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут.
Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.
Качества внимания
концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте;
объем - количество объектов, которые могут быть охвачены  вниманием  одновременно; 
переключение - намеренный осознанный перенос внимания с одного объекта на другой; 
распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности;
устойчивость - длительность сосредоточения внимания на объекте.
Закономерность циркуляции внимания - через каждые 6-10  секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына показали, что качества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.
Однако и дефицит раздражителей, информации - фактор неблагоприятный. Исследования показали, что при изоляции человека от раздражителей, поступающих из окружающей среды и из собственного организма (сенсорная депривация, когда человека помещают в звуконепроницаемую камеру, одевают светонепроницаемые очки, помещают в теплую ванну для снижения кожной чувствительности), то нормальный физически здоровый человек довольно быстро начинает испытывать трудности в управлении своими мыслями он теряет ориентировку в пространстве, в строении собственного тела, у него начинаются галлюцинации и кошмары. При обследовании людей после такой изоляции у них наблюдали нарушения восприятия цвета, формы, размера, пространства, времени, иногда утрачивалась константность восприятия.
Все это свидетельствует о том, что для нормального восприятия необходим определенный приток сигналов из внешней среды. В то же время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам. Эти ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой внимания - его фиксированным объемом. Важной особенностью объема внимания является то, что оно мало поддается регулированию при обучении и тренировке. Но все-таки развивать внимание можно с помощью психологических упражнений.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.