Официальные отношения между Российской Федерацией и Европейским сообществом были установлены в декабре 1991 г., сразу же после распада Советского Союза. Россия объявила себя правопреемником СССР, включая все его долги иностранным государствам, международным организациям и частным кредиторам.
В свою очередь, министры государств-членов ЕС на своей чрезвычайной сессии, состоявшейся 16 декабря 1991 г., приняли Совместное заявление, в котором выразили готовность признать все новые государства, возникшие на территории СССР, и установить с ними дипломатические отношения.
Европейский Союз – важнейший торгово-экономический партнер России (34% оборота российской внешней торговли по сравнению с 22% со странами СНГ и 3-6% с Китаем, США и Японией (данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации)). В свою очередь Россия занимает 5-е место по импорту и 6-е – по экспорту во внешней торговле ЕС. Здесь же сосредоточена основная часть российских зарубежных активов. Россия имеет традиционно положительное сальдо во взаимной торговле с ЕС.
Развитию торгово-экономического сотрудничества России и ЕС способствуют географическая близость, взаимодополняемость их экономик и инфраструктур, наличие правовой базы взаимодействия, давние деловые традиции. Располагая мощным промышленным, финансовым, торговым, инвестиционным и научным потенциалом, Евросоюз в стратегическом плане и в перспективе будет играть возрастающую роль во внешних сношениях России. Именно в ЕС в основном возможен массовый сбыт традиционных российских экспортных товаров (газ, нефть и нефтепродукты, уголь, лес, металлы, удобрения, химикаты, товары ядерного цикла, алмазы и др.).
Евросоюз выступает как ярко выраженный импортер энергетических и сырьевых товаров. Преимущественная ориентация российской внешней торговли на их экспорт в ближайшие годы сохранится. Это во многом может способствовать сохранению высокого потенциала рынка ЕС для России и поддержанию ее положительного сальдо в торговле до изменения структуры российского экспорта.
Важнейшая сфера партнерства с Евросоюзом – инвестиционное сотрудничество. ЕС является ведущим инвестором в российскую экономику. Несмотря на трудности, потери, вызванные событиями последнего времени, европейские инвесторы не намерены уходить с российского рынка.
Общий объем накопленных инвестиций европейских стран в экономику России составляет более 79% от всего объема накопленных в Российской Федерации иностранных инвестиций. Прямые инвестиции, поступающие из европейских стран, составляют 62% от общего объема прямых инвестиций, накопленных в российской экономике. Сотрудничество с европейскими компаниями и фирмами по эффективным инвестиционным проектам на территории РФ осуществляется в автомобильной, авиакосмической и пищевой промышленности, а также в металлургии, в области разработки электронных средств связи и др. Наибольшую активность европейские инвесторы проявляют в сфере добычи нефти и газа.
В то же время в торгово-экономическом сотрудничестве РФ-ЕС существуют и накапливаются проблемы, осложняющие его дальнейшее углубление и развитие.
Россия имеет отрицательное сальдо в торговле услугами с ЕС. После всплеска в 1993-1994 гг. сократился приток капитала из стран ЕС в Россию. Такое положение объясняется ЕК (Европейская Комиссия – исполнительный орган власти в структуре ЕС) задержкой в создании в России адекватной правовой базы защиты иностранных инвестиций, а также высоким уровнем преступности в экономике и нестабильностью в области налогообложения.
В торговой политике ЕС сохраняются дискриминационные ограничения доступа российских товаров.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС (СПС) (вступило в силу 1 декабря 1997 г.) привело к существенной либерализации доступа российских товаров и услуг на рынок ЕС. Снижена тарифная защита рынка ЕС для российского экспорта. Евросоюз принял обязательство не применять количественных ограничений в отношении российских товаров, за исключением общепринятых в мировой практике (защитные меры, текстиль), а также изделий из стали номенклатуры Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Однако на деле рынок ЕС широко открыт для российского экспорта лишь при его современной сырьевой структуре. Меры по ее облагораживанию (индустриализации) продолжают наталкиваться на ограничения, в т.ч. целенаправленные.
Особый вред российскому экспорту в ЕС наносят антидемпинговые процедуры. Сейчас их насчитывается 12. Считая Россию страной с «нерыночной» экономикой, ЕК применяет к российскому экспорту эти процедуры на дискриминационной основе. В итоге вводимые антидемпинговые пошлины выводят уровень цен на российские товары для потребителей ЕС за пределы конкурентоспособности (например, на бесшовные трубы, хлоркалий, ферросплавы и т.д.). При этом санкции, введенные в отношении отдельных предприятий, в ряде случаев распространяются на всю отрасль национальной экономики, что наносит суммарный ущерб, оцениваемый в 300 млн. долл. в год.
27 апреля 1998 г. Совет ЕС принял решение исключить Россию и Китай из списка стран с нерыночной экономикой и, соответственно, пересмотреть регламенты Европейского союза. Хотя данное решение носит ограниченный характер и обставлено рядом условий, это первый шаг в позитивном направлении. Новый антидемпинговый регламент вступил в силу 1 июля 1998 г. Однако, как показали последующие действия ЕК, необходимо продолжать усилия по достижению признания «рыночности» российской экономики в полном объеме. У ЕС сохраняются возможности произвольно выбирать подход к российским предприятиям: например, до сих пор не принимаются обязательства российских производителей по самоограничению экспорта, и ЕК продолжает требовать гарантий со стороны правительства России.
Инструментом ограничения российского промышленного экспорта являются технические барьеры в торговле, прежде всего сертификация техники (авиатехника, автомобили, станки, химикаты). Ужесточаются экологические требования.
По-прежнему не урегулирован режим торговли товарами ядерного топливного цикла (ЯТЦ). В противовес предложению России о применении к ЯТЦ обычного режима торговли ЕС настаивает на заключении специального соглашения, которое носило бы, по существу, квотный для России характер. ЕС также блокирует переговоры с Россией по ЯТЦ в рамках Энергетической хартии.
Из других ограничений следует отметить:
разного рода препятствия учреждению российских предприятий, особенно банков, в странах ЕС, ограничения на сферу их операций, комплектование ключевым российским персоналом;
отсутствие торгово-политической компенсации за ухудшение режима сбыта российских товаров на рынках присоединившихся в ЕС Австрии, Швеции и Финляндии;
сохранение ограничений доступа российских торговых судов во внутренние водные пути ЕС;
дискриминацию российских экспортеров и подрядчиков в сфере государственных закупок;
дискриминацию российских товаров и хозяйственных операторов в региональном и местном налогообложении стран – членов ЕС.
Отмеченные негативные тенденции усиливаются по мере расширения ЕС
Процесс расширения ЕС носит объективный характер. Однако всем причастным к этому сторонам необходимо обеспечить, чтобы интеграция в Европейский союз наших давних и близких партнеров не сопровождалась негативными последствиями для России, как это имело место в случае с Финляндией, Швецией и Австрией. Только на финском направлении ущерб для российской внешней торговли составил порядка 100 млн. долл. в год.
Структура взаимной торговли сегодня такова, что в области тарифного регулирования присоединение стран ЦВЕ к ЕС существенного влияния на российский экспорт не окажет. Средневзвешенная пошлина ЕС составляет в настоящее время 3,6%, с учетом структуры российского экспорта (преобладание товаров экспортно-сырьевой группы) – 1% (соответствующий российский показатель составляет около 18%). Если же принять во внимание действующую в отношении России Общую систему преференций ЕС, под которую потенциально подпадает практически весь промышленный экспорт России (около 10% общего экспорта), то средневзвешенная пошлина не превысит 0,5%.
В то же время, что касается нетарифного регулирования российского экспорта в ЕС, вполне вероятно ухудшение условий доступа российских товаров на рынок присоединяющихся стран. Это в первую очередь касается распространения на страны ЦВЕ правил ЕС в области антидемпинговой политики, стандартизации и сертификации, торговли отдельными видами товаров (сталь, текстиль, ядерные материалы).
Серьезные проблемы можно предвидеть в контексте предстоящего принятия странами ЦВЕ обязательств в рамках проводимой Евросоюзом политики диверсификации источников энергетического и сырьевого импорта. Прежде всего это касается природного урана и услуг по его обогащению, где правилами Евратома предусматривается, что доля импорта из одного источника не должна превышать 25% от общей потребности государств-членов. Ограничения могут затронуть также импорт природного газа и нефти, в поставках которых на рынки этих стран на условиях честной и добросовестной конкуренции Россия весьма заинтересована.
Отраслевое экономическое сотрудничество. Европейское направление традиционно занимает ведущее место в энергетической политике Российской Федерации. Среди объективных причин такого положения следует упомянуть о высокой взаимозависимости России и Европы в области внешней торговли топливно-энергетическими ресурсами. Для России Европа – основной рынок сбыта энергоносителей. Их экспорт в страны этого региона составляет ежегодно порядка 325-340 млн. т, в т.ч. около 200 млрд. куб. м газа и 155-160 млн. т нефти и нефтепродуктов (данные Минэкономики России. Международный конгресс инвесторов. Материалы конгресса 4-6 февраля 1998 г. М., 1998).
Российский экспорт удовлетворяет порядка 20% потребностей в газе и 16% - в нефти стран ЕС. По оценкам экспертов, энергопотребление в ЕС будет возрастать ежегодно на 1%. Зависимость ЕС от внешних источников энергоснабжения, достигшая в настоящее время уровня 50%, будет существенно увеличиваться в ближайшие годы. Основной спрос приходится на природный газ и нефть, причем спрос на газ будет возрастать более быстрыми темпами. Все это свидетельствует о том, что ЕС остается крупным импортером топливно-энергетических ресурсов, что, в свою очередь, при дальнейшем развитии взаимовыгодного сотрудничества будет способствовать сохранению высокого потенциала этого рынка для России.
Россия рассматривает укрепление сотрудничества с Европейским союзом как одно из приоритетных направлений внешнеэкономической политики. В развитие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 11 февраля 1999 г. был подписан Меморандум о промышленном сотрудничестве в энергетическом секторе между Министерством топлива и энергетики Российской Федерации и Комиссией ЕС.
Для развития сотрудничества в области энергетики большое значение имеют либерализация рынков электроэнергии и газа в государства – членах ЕС. Существуют потенциальные возможности расширения экспорта энергоресурсов (прежде всего электроэнергии и природного газа) из России. При этом цена российской электроэнергии может быть примерно в 2-3 раза ниже, чем в странах ЕС, особенно на Севере Европы. В этой связи российские компании («ЕЭС России» и «Газпром») проявляют заинтересованность в развитии «энергетических» инициатив ЕС, открывающих им более широкий доступ на европейский рынок.
Энергетическая интеграция невозможна без создания надежной энерготранспортной инфраструктуры. Известен целый ряд совместных проектов, направленных на развитие энерготранспортной инфраструктуры на европейском пространстве. Так, 9 нефтегазовых компаний, включая РАО «Газпром», объединились для практической реализации проекта соединения подводной газотранспортной системы Великобритании с континентальной Европой, получившего название «Интерконнектор». В стадии реализации находится крупнейший газотранспортный проект – строительство системы магистральных газопроводов «Ямал-Европа». Новый газопровод «Ямал-Европа» будет иметь протяженность 5350 км (до границы с Германией) и пропускную способность около 65 млрд. куб. м к 2010 г. Выбранная конфигурация газопровода предполагает его подключение к ряду крупных западноевропейских магистралей, что расширит возможности маневрирования потоками газа и повысит надежность системы.
Для реализации проектов развития и модернизации энергетической инфраструктуры большое значение имеет Договор к Энергетической хартии, особенно его положение, касающееся обеспечения недискриминационного транзита энергоносителей. Они имеют существенное значение для транспортировки энергоносителей через территорию стран транзита, что весьма важно для России, а также для трансграничных перетоков энергоносителей, надежное обеспечение которых необходимо для создания инфраструктурных связей.
Сотрудничество между Россией и ЕС в области ядерной энергетики и торговли товарами ядерного топливного цикла представляет собой развивающееся направление двустороннего взаимодействия.
Перспективные области сотрудничества: создание новых безопасных ядерных технологий, позволяющих сократить экологически вредные выбросы; решение проблемы реакторов энергоблоков первого поколения российских АЭС. Реализация этих проектов возможна при участии стран ЕС в их финансировании. Возврат кредитов западным странам предлагается осуществлять за счет поставок электроэнергии. В свете возможного расширения экспорта электроэнергии в страны Западной Европы необходимо совместно с западными партнерами решить вопрос о достижении совместимости и присоединении энергетических сетей России к европейским энергосетям. Россией выдвинута инициатива о ее присоединении к созданию энергоблока с Европейским реактором большой мощности (EPR). Проект реактора разрабатывается специалистами Франции и Германии. Однако решение вопроса о сооружении первого блока на территории одной из этих стран пока отложено на неопределенный срок. Россия может достаточно быстро предоставить площадку для строительства такого энергоблока на своей территории. Капиталовложения, которые будут осуществлены инвесторами, могут быть погашены путем продажи электроэнергии на экспорт. Данный проект позволит значительно расширить рамки сотрудничества со странами ЕС, а также удовлетворить возрастающие потребности в электроэнергии в России и Европе.
Одной из основных проблем сотрудничества с ЕС является неурегулированность режима торговли российскими ядерными материалами на рынках стран Европейского союза.
Подход ЕС к данной проблеме противоречит условиям свободной конкуренции и лишает российские предприятия возможности беспрепятственного выхода на европейский рынок ядерных материалов.
Россия добивается от ЕС того, чтобы торговля ядерными материалами осуществлялась в основном на базе общих принципов свободной торговли, предусмотренных для других товаров. В течение длительного времени российская сторона на переговорах по урегулированию торговли ядерными материалами ставила целью добиться безусловного применения (без изъятий) к торговле этими материалами положений Договора к Энергетической хартии, исходя из того, что заключение двустороннего секторального соглашения с ЕС может создать прецедент для других секторов торговли с ЕС и ухудшит условия экспорта российских товаров. Для достижения этой цели должна быть аннулирована Совместная декларация о торговле ядерными материалами, принятая при подписании договора. До настоящего времени данное предложение, выдвигаемой российской стороной, отклонялось ЕК, которая не видит альтернативы заключению специального соглашения по торговле ядерными материалами, по крайней мере до тех пор, пока Россия не станет членом ВТО.
Для России принципиальным является вопрос продолжения интеграции в мировой и общеевропейский рынок транспортных услуг. В настоящее время идет активный процесс гармонизации российского транспортного законодательства в целях обеспечения условий добросовестной конкуренции, приближения качества и объема услуг к международным стандартам. Ужесточаются требования к безопасному функционированию транспортных систем, обеспечению охраны окружающей среды. Перспективным направлением России и ЕС является активизация взаимодействия по реализации проектов развития европейских транспортных коридоров и возможность их соединения с Транссибом.
Среди других перспективных направлений сотрудничества можно выделить: инициативу России об учреждении промышленной кооперации по проектированию, созданию и совместной эксплуатации российско-европейской глобальной навигационной спутниковой системы на базе модернизированной российской спутниковой платформы ГЛОНАСС; развитие сотрудничества в области гражданской авиации.
Подписание (в 1994 г.) Соглашения о партнерстве и сотрудничестве дало положительный импульс развитию научно-технического сотрудничества между РФ и ЕС. С этого времени значительно активизировались рабочие контакты между Миннауки России и ЕК с целью определения направлений и форм сотрудничества, представляющих взаимный интерес.
С принятием Евросоюзом 4-й Рамочной программы (4-я РП) в области научных исследований и технологического развития все ее научно-технические программы были открыты для участия российских ученых. Россия и ЕС регулярно проводят обсуждения вопросов выработки механизма участия российских ученых на равноправной основе в 4-й РП.
Организовано широкое оповещение научной общественности об открытии ЕК приема заявок на участие в конкурсе программы ИНКО/КОПЕРНИКУС, что позволило, как подтвердили конечные результаты отбора проектов, российским организациям значительно опередить другие страны по числу участников проектов, получивших финансирование ЕК: 126 российских организаций принимают участие в 93 проектах из 251, отобранных ЕК для финансирования (примерно 37%).
Подписана Совместная декларация, положения которой предусматривают дальнейшее углубление и расширение сотрудничества между научными сообществами России и ЕС, а также использование всех возможностей для обсуждения и заключения Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий между РФ и ЕС. На основе Совместной декларации создан неформальный Комитет Россия-ЕС по сотрудничеству в области науки и технологий.
На основе рекомендаций и решений 1-го заседания комитета в России созданы 3 информационно-консультационных центра (ИКЦ) по взаимодействию с ЕС: в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Основная задача созданных ИКЦ – информационно-консультационное обеспечение участия российских ученых и научных организаций в научных программах Евросоюза, в т.ч. и в программе ИНКО/КОПЕРНИКУС.
Подготовлены, с учетом обмена мнениями, полный рабочий вариант текста проекта Соглашения о сотрудничестве в области науки и технологий, которое по предварительной договоренности должно носить рамочный характер и в дальнейшем служить основой для заключения соглашений по научному сотрудничеству в конкретных областях науки и техники, представляющих взаимный интерес.
Отдельным направлением сотрудничества с европейскими международными организациями, финансирующими российские исследования и разработки, является взаимодействие с Международной ассоциацией содействия сотрудничеству с учеными стран СНГ (ИНТАС), учредителями и членами которой являются ЕК и около 20 западноевропейских стран. За время своего существования ИНТАС финансировала более 1000 российских проектов.
Региональное экономическое сотрудничество. В настоящее время и в ЕС, и в России идет активный процесс реформирования отношений между центром и регионами. Это делает последние, в свою очередь, важными самостоятельными субъектами хозяйственного сотрудничества сторон, особенно в приграничных областях. Новые возможности для этого откроют ожидаемое увеличение протяженности общей границы Россия-ЕС и инициатива «северного измерения» ЕС. Они позволят наполнить конкретным содержанием соответствующие положения СПС (ст. 73), развить уже имеющийся опыт трансграничного хозяйственного сотрудничества в рамках ЧЭС, СБЕР и СГБМ.
Перспективным направлением сотрудничества России и ЕС является разработка специального пакета мер по стимулированию регионального сотрудничества Россия-ЕС, комбинирующего инструменты содействия, имеющиеся у обеих сторон, и конституционные полномочия и хозяйственные возможности их регионов. Региональное сотрудничество может получить заметный импульс в результате планируемого расширения ЕС, которое благодаря увеличению протяженности границы Россия-ЕС способно оживить традиционные хозяйственные связи западных регионов России с их партнерами в ЦВЕ, вновь задействовать еще сохранившуюся инфраструктуру СЭВ. Это же сотрудничество может помочь выведению Белоруссии из международной изоляции.
Положительную роль здесь должна сыграть также финская инициатива «северного измерения». Она рассчитана, в частности, на привлечение в Северо-Западный регион иностранного капитала.
В рамках «северного измерения» европейский Север рассматривается как единое целое, признается, что на основе «позитивной взаимозависимости» инициатива должна будет объединять интересы всех 15 стран – членов Европейского союза и примыкающих к региону стран – претендентов на членство в ЕС в выстраивании регионального сотрудничества с Россией. От России предполагается участие Архангельской, Мурманской, Калининградской, Вологодской, Ленинградской областей, республик Карелия и Коми, а также Санкт-Петербурга. Основными провозглашаемыми целями инициативы «северного измерения» являются: укрепление стабильности и безопасности Европы, прав человека, демократии, рынка, развития торговли, экономического и природоохранного сотрудничества, выравнивание уровней жизни, разрешение проблем сопредельных регионов.
Россия неоднократно на различных уровнях высказывала принципиальную поддержку инициативы «северного измерения» политики Евросоюза. Большие надежды возлагаются на запланированную 12-13 ноября 1999 г. в Хельсинки специальную конференцию с участием министров иностранных дел стран ЕС, России, Польши, Балтии, Норвегии и Исландии. Конференция, как предполагается, должна дать официальный старт сотрудничеству.