Конспект лекций по предмету "Философия"


Тема 12. Философия истории – 2 часа

План лекции:
1. Проблема периодизации истории
2. Понятие цивилизации
3. История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории
4. Общественный прогресс и его критерии
5. Субъекты истории. Роль личности в истории

1) Проблема периодизации истории. Понятие цивилизации
Философско-исторический анализ общества предполагает выяснение вопроса о делении истории на определенные периоды, эпохи. Оно связано с тем, что необходимо представить, в каком направлении история развивается, какие этапы проходит, чем они отличаются друг от друга и каковы критерии их выделения.
Существовали различные попытки определения основных ступеней истории. Кант, Фихте, Гегель при членении истории исходили из изменения духовного начала. Кант говорил о движении общества к нравственно автономной личности; Фихте выделял пять ступеней, которые различались уровнем самосознания индивида, степенью развития разума;
Гегель положил в основание членения уровень самопознания обществом идеи свободы и выделял 4 мира (Восточный – детский возраст истории, где царствует деспотизм; Греческий – период юности, когда формируется индивидуальность, но субъект придерживается законов, обычаев, преобладает демократия; Римский мир – возраст возмужалости, характеризуется не подчинением произволу господина, а служит общей цели, преобладает аристократия; Германский мир – дух нового мира, цель которого в осуществлении абсолютной истины как бесконечного самоопределения свободы, содержанием которой является сама ее абсолютная форма. Венцом и вершиной развития всемирной истории представляется конституционная монархия).
Маркс в основу деления исторического процесса положил СП материальных благ и ввел категорию ОЭФ, которая выражает общую логику развития общества.
Другое деление истории – на предысторию (господство стихийных сил над человеком, отчуждение труда) и подлинную историю (универсальное развитие личности, сознательное воздействие в гуманных целях на мир)
Энгельс предложил иное членение, определяемое формами материального производства и формами воспроизводства жизни:
Эпоха дикости- человек занимается собирательством и охотой (сотни тысяч лет); эпоха варварства или перехода к оседлости – занимались скотоводством и земледелием (10 тыс. лет); эпоха промышленной цивилизации, когда ручной труд заменился машинным производством. (с 16 –17 в. по н.вр.)
Ясперс: история определяется духовными факторами. Ступени развития и осознания межчеловеческих духовных связей и есть ступени самой истории..
Концепция «технологического детерминизма» (Олвин Тоффлер, Раймон Арон, Даниэлл Белл), согласно которой прогресс науки и техники определяет единые пути всемирной истории.

2) Понятие цивилизации
«Понятие цивилизации трудно анализировать, хотя всем известно, что оно означает» (Уайтхед). Это понятие употребляется в нескольких смыслах:
1.как синоним культуры (Тойнби),
2.как заключительная стадия развития культуры, ее одряхление и неспособность к дальнейшему прогрессу, ее закат и гибель (Шпенглер),
3.как ступени исторического развития человечества, следующие за варварством (Льюис Морган, Энгельс, Тоффлер),
4.как уровень (ступень) развития того или иного региона либо отдельного этноса (античная цивилизация, цивилизация инков),
5.как кульминация общественного и культурного прогресса, который выражается в господстве всеобщих равнообязательных для членов сообщества законов, правил, норм деятельности (Хейзинга, Уайтхед),
Выделяют три ступени (волны) цивилизации – земледельческую, индустриальную и информационно-компьютерную.
Фундамент цивилизации – общественное богатство в единстве материальных и духовных ценностей. Оно появляется вместе с прибавочным продуктом, дающим возможность определенной части общества заниматься интеллектуальным трудом. Цивилизация есть собственно социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. Понятие цивилизации отражает не экономическое, а гражданское состояние общества.

3) История как социокультурный процесс. Проблема смысла истории.
Бытие людей и бытие истории взаимосвязаны, и поэтому нельзя дать ответ на вопрос о смысле жизни, не выяснив смысла истории. Бердяев считает, что смысл истории можно анализировать только с позиции христианства, придавшему историческому процессу характер историчности, то есть показавшему, что он имеет начало и конец. Осмысливать историю заставляет катастрофичность ситуации. История – место откровения Бога. Каков замысел Бога о человеке, что он хочет сделать из человека. История – приращение свободы. Финальная точка – царство духа и свободы.
Карл Ясперс считает, что анализ смысла исторического процесса предполагает понимание истории как единого целого. Единство – цель и смысл истории. Оно возникает из того, что люди в состоянии понять друг друга в мире духа. Цель может выступать как скрытый смысл.
Крупнейший западный философ Р.Арон считает, что анализ смысла и направленности исторического процесса нужно делать с позиции историзма, то есть необходимо в истории находить события, происшедшие в разное время, но имеющие одинаковый смысл. Каждое поколение ставит вопросы, касающиеся его эпохи.
Другая точка зрения – история лишена всякого смысла, иррациональный поток, не поддающийся рациональному осмыслению. Более того, человеческое общество непрерывно разлагается и нет перехода от низшего к высшему.
Исторический процесс – это совокупность всех общественных отношений, в которых находится человек. Смысл истории предполагает анализ всех этих отношений. Главное же – это выяснение направленности развития общества, анализ тех вопросов, от которых зависит судьба мировой цивилизации. Всякий раз осмысление истории происходит в связи с возникновением проблем в ходе развития общества.

4) Общественный прогресс и его критерии
Первые теории исторического прогресса возникли в период развития капитализма, когда на историческую арену вышла буржуазия, олицетворяющая общественный прогресс. В 17 веке Вико выдвинул идею О.П., однако в целом его учения предполагает не бесконечное развитие общества, а общественный круговорот. Тюрго, Кондорсе, Гельвеций рассматривают всемирную историю как прогресс человеческого разума, который развивается через науки и просвещение (экономические аспекты прогресса не интересовали). Гегель характеризует историю как прогресс в сознании свободы, а венцом исторического развития является конституционная монархия.
Арнольд Тойнби заменяет теорию общественного прогресса «теорией цикличности». История человечества распадается на историю 21 цивилизации, которые внутренне не связаны между собой. Каждая из них проходит этапы возникновения, роста, надлома и гибели, то есть о прогрессе можно говорить в рамках одного замкнутого. Движущей силой каждой цивилизации является «творческое меньшинство», обладающее мистическим порывом. Шпенглер в «Закате Европы» отрицает исторический прогресс. История распадается на ряд замкнутых циклических «культур».
Прогресс – поступательное движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Марксизм представляет прогресс как чередование ОЭФ, где новая формация – высшая ступень. Предпосылкой и основой общественного прогресса служит ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ при переходе от старого уровня общества к новому.
Критерий общественного прогресса – точки зрения: разум; производительность труда или ПС; СП; отвергают общефилософский критерий, считая понятие прогресса оценочным суждением; человек, его положение в действительности; уровень гуманизации общества, степень свободы личности, удовлетворения ее потребностей, состояние здоровья.
История не имеет конца в социальном смысле слова, то есть нельзя сказать, что вот конечная остановка истории. Исторический процесс – это бесконечный процесс – континуум.

5) Субъекты истории. Роль личности в истории
Субъектами истории являются народ (нации, классы) и отдельные великие личности. Обычно термин «народ» используют в трех смыслах: охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну; это трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и не присваивавшие чужой труд; это организованное целое, имеющее общую историческую судьбу, идею и перспективу, единую психологию, культуру, язык.
Масса – это ситуативно возникающие социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения. Понятие толпы близко по содержанию к массам, но очень отличается от понятия «народа». Толпа есть нечто неорганизованное, случайное скопление людей, руководствующееся чувствами людей и эмоциями, в ней доминирует стадное чувство, она готова на «героические» жертвы, когда во главе появляется фанатик.
История представляет собой единство субъективного и объективного, то есть, с одной стороны, она развивается независимо от воли и желаний людей, но с другой – она есть их история. Михайловский, Лавров – историю творят личности, герои. Народ безликая масса. Представление о том, что именно личность творит историю базируется на идеалистическом понимании развития общества, согласно которому идеи правят миром. Но поскольку их разрабатывают критически мыслящие личности, то последние и выступают в роли детерминанты исторического процесса.
Маркс считал, что массы производят материальные блага, создают общ. богатство, значит народ творит историю. Но роль великой исторической личности умалять тоже нельзя. Гегель объяснял так: появление великих людей необходимо и неизбежно, так как дальнейший прогресс общества становится невозможным из-за накопившихся противоречий между старым и новым. Великий человек разрешает эти противоречия и спасает всех от гибели.
Плеханов главное внимание обращает на общественные условия.
Итак, существуют различные ответы: кого читать великой личностью? Одни обращают внимание на историческую необходимость ее появления и на выполнение задач всемирного значения; другие – на учет общественных интересов, третьи – на реализацию свободы. Выдающимися личностями становятся. Историческую ответственность несут и массы, и элиты. Они достойны друг друга. История движется во взаимодействии масс, элит и индивидов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.