Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки. Библия как источник христианского вероучения. Священное писания: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Догматы и таинства христианства. Понятие Священного предания. Деятельность Вселенских соборов. Этика христианства. Декалог Ветхого завета и заповеди «блаженств» Нового завета. Нагорная проповедь Иисуса Христа.
Этапы возникновения и становления христианства. Социально-исторические условия, религиозные и философские истоки.
1) Христианство — вторая по времени возникновения и наиболее многочисленная по количеству приверженцев религия. Христианство возникло в I в. н.э. на территории Римской империи в результате взаимодействия монотеистической традиции иудаизма с религиозными верованиями древних греков и римлян, а также народов Передней Азии. Христианство не является единой религией. Оно распадается на ряд самостоятельных направлений: католицизм, православие, протестантизм. Основателем христианства является Иисус Христос.
Христианство и иудаизм.Место действия всех евангельских сюжетов — Палестина. К моменту возникновения христианства традиционный иудаизм переживает кризис, связанный с утратой независимости, римским гнетом, противоречиями между населением Иудеи и евреями диаспоры, широким проникновением в быт и культуру греко-римских традиций, обычаев, верований.
В иудаизме той эпохи существовало три наиболее влиятельных направления:
1) саддукеи, пытавшиеся приспособить иудаизм к греко-римской культуре, сделать его более рациональным;
2) фарисеи, выступавшие за буквальное, пускай и показное следование заповедям и обрядам Ветхого Завета;
3) ессеи, порвавшие с традиционным иудаизмом, жившие уединенными общинами-коммунами, проповедовавшие аскетизм и скорый приход мессии.
С последним течением, как свидетельствуют археологические находки в пещерах Кумрана близ Мертвого моря, и связано возникновение христианства. Окончательное же оформление христианства как религии, отличной от иудаизма, произошло среди еврейской диаспоры. Из иудаизма христианство заимствовало монотеизм, культ Яхве, отождествленного с Богом Отцом, часть Священного Писания — Ветхий Завет, многие догматы и обряды. Как самостоятельная религия оно оформилось лишь ко II в.
Становление христианства.Распространению христианства способствовали следующие причины:
1) его демократичность, универсализм нравственных принципов, нивелировка классовых и социальных различий. Перед Богом оказывались равны все.
2) Идея равенства перед Богом базировалась на идеях греховности и спасения. Греховность человека и мира объяснялась грехопадением Адама. Распят же Христос, Бог Сын, был во искупление человеческих грехов. Идея спасения реализовывалась через идею искупления. Праведнику, уверовавшему в Христа, обещалось вечное блаженство – или после близкого, по мнению первых христиан, конца света и Страшного суда, на котором каждому «воздастся по делам его», или в загробной жизни.
3) Демократизм раннего христианства отразился в устройстве общин, куда принимали всех желающих, в утверждаемых первыми христианами принципах братства и взаимопомощи, в общности имущества, в раздаче милостыни, в совместных «трапезах любви» (агапах), в которых наравне участвовали богатые и бедные. Сам евангельский миф о Христе указывал на обращенность новой религии к низшим слоям общества: казни через распятие в Риме подвергались только рабы.
По мере увеличения численности общин, роста: количества состоятельных людей среди обращенных трапезы уходят в прошлое. Демократизм уступает место иерархии и централизации.
Первоначально в христианских общинах отсутствовал церковный клир – постоянные служители культа и управляющие имуществом. С точки зрения развития церковной организации в истории христианства можно выделить 3 этапа:
1) демократический период (I—II вв.), когда общинами руководили пророки, апостолы, т.е. харизматики — лица, которым приписывалось обладание особой благодатью, полученной от Святого Духа, — «харизмой»;
2) епископальный период, когда формируется клир (конец II—IV вв.): епископы (греч, «надзиратели»), ведавшие деньгами и имуществом, диаконы (греч. «служители»), руководившие культовой стороной жизни общины, пресвитеры (греч. «старейшины»), авторитеты в вопросах религии;
3) формирование целостной церковной иерархии (IV—VIII вв.), появление митрополитов — руководителей отдельных церквей, состоявших из нескольких епископатов, патриархов — глав церковных объединений, простиравших свою власть на несколько областей, и т.п.
Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Священное Писание христиан — Библия (греч. книги), состоящая из Ветхого Завета и Нового Завета. Согласно христианскому учению, Священное Писание «богодухновенно», т.е. получено в результате божественного откровения, а его тексты — канонические (греч. закон), обязательные для верующих.
Ветхий Завет христиан — перевод иудейского Танаха. Для христиан он неотделим от более позднего Нового Завета, категорически отвергаемого иудаистами. В отличие от иудаистов, читающих Танах в оригинале, на древнееврейском, православные и католики почитают Ветхий Завет, восходящий к тексту Септуагинты (греч. перевод 70 толковников) — переводу Танаха с древнееврейского на древнегреческий, осуществленному в III—II вв. до н.э. Этот перевод содержит не только канонический иудейский Танах (39 книг), но и 11 неканонических книг, созданных евреями диаспоры в более позднюю эпоху, а также греческие добавления к каноническим текстам. У православных и католиков количество почитаемых книг и дополнений к ним незначительно отличается. Протестанты считают каноническим точный перевод Ветхого Завета с древнееврейского языка.
Новый Завет, состоящий их 27 книг, посвящен деятельности Христа и его ближайших соратников — апостолов (греч. посланник), поэтому и носит название Нового — в противоположность Ветхому, заключенному Богом только с иудеями. Апостолам и их ученикам приписывается авторство всех книг Нового Завета. В структуре Нового Завета можно выделить три части:
Евангелия
От Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна
Оформившееся на базе устных преданий описание рождения, проповеднической деятельности, смерти и воскресения Христа
Середина I
конец II в.
Послания апостолов
2 послания Иакова, 2 послания Петра, 3 послания Иоанна, послание Иуды, 14 посланий Павла
Послания, которыми обменивались руководители христианских общин в различных городах с целью проповеди и выработки общей догматики
Конец I –
начало II в.
Другие книги
Деяния апостолов
Поздняя попытка создать историю проповеднической деятельности апостолов
II в.
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис)
Библейский текст, содержащий эсхатологические пророчества
68-69 гг.
Между каноническими текстами Библии существуют очевидные противоречия, связанные с тем, что создавались они в разное время представителями различных течений в раннем христианстве. Принято считать, что древнейшая из книг Нового Завета — Апокалипсис; древнейшее из Евангелий — Евангелие от Марка.
Кроме канонических текстов сохранились и христианские апокрифы (греч. скрытый) — произведения, по тем или иным причинам отвергнутые официальной церковью, не включенные ею в канон. В результате археологических поисков обнаружены Евангелия от Петра, от Филиппа, от Фомы, Евангелие Истины, Апокалипсис Петра и другие апокрифы.
Догматы и таинства христианства. Понятие Священного предания. Деятельность Вселенских соборов.
Священное Предание (сказание) – в православии и католицизме один из источников вероучения и церковного права, наряду со Священным Писанием. Под Священным Преданием подразумеваются те сведения и канонические положения, исповедуемые историческими церквами, которые прямо не содержатся в Ветхом или Новом Завете; включает в себя каноны, авторизованные церквами литургические тексты, творения Отцов Церкви, жития святых, а также церковные обычаи.
Канон (от греч. «правило, норма») – церковное установление апостолов, Вселенских, некоторых поместных соборов и Отцов Церкви, касающиеся церковного устройства и правил.
Христианская догматика формулировалась и обобщалась в IV—VIII вв.на Вселенских соборах — съездах представителей христианских церквей всего мира, в процессе острой борьбы различных направлений в христианстве, богословских школ, при активном участии императорской власти, заинтересованной в церковном, а значит, и государственном единстве.
Первый Никейский собор сделал догматом божественное происхождение Иисуса Христа (первая часть Символа веры). Первый Константинопольский собор сформулировал вторую часть Символа веры, признав божественность Святого Духа. Эфесский собор сделал догматом определение Иисуса Христа как воплощенного Логоса — Слова Божьего, а также узаконил почитание Девы Марии как Богоматери. На Халкедонском соборе церковь сделала догматом понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице. Догмат о Троице и Иисусе Христе как «единосущном» Отцу Сыне окончательно был оформлен на Втором Константинопольском соборе.
Третий Константинопольский собор в целях борьбы с ересями признал человеческую волю Христа, а Второй Никейский собор, осудив как ересь иконоборцев, отрицавших почитание икон, сделал обязательным культ икон.
Итог деятельности Вселенских соборов — Символ веры, в концентрированном виде содержащий всю христианскую догматику:
1. Верую в Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли.
2. Верую в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного рожденного, не сотворенного, Единосущного Отцу.
3. Верую в таинство воплощения и искупления Иисуса Христа.
4. Верую в страдание Иисуса Христа, распятого за нас при Понтии Пилате.
5. Верую в воскресение Иисуса Христа на третий день по Писанию.
6. Верую в вознесение Иисуса Христа на небо.
7. Верую во второе пришествие и Страшный суд.
8. Верую в Духа Святого, Господа, Животворящего, от Отца исходящего.
9. Верую в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую крещение и оставление грехов.
11. Ожидаю грядущее воскресение мертвых.
12. Ожидаю жизнь вечную.
Этика христианства. Декалог Ветхого завета и заповеди «блаженств» Нового завета. Нагорная проповедь Иисуса Христа.