Вопросы:
1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства и его источники.
2.Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
3.Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и международно-правовые акты.
4. Принципы, цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства.
5.Понятие, содержание, виды и структура норм уголовно-исполнительного законодательства.
6.Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени.
7.Действие уголовно-исполнительного законодательства в отношении осужденных военнослужащих.
1. Понятие уголовно-исполнительного законодательства и его источники.
Уголовно-исполнительное законодательство по своему содержанию может рассматриваться в узком и широком смыслах.
В узком смысле в соответствии с ч. 1 ст. 2 УИК РФ оно представлено только законами, в широком — всей системой нормативных правовых актов.
Уголовно-исполнительное законодательство составляет система различных нормативных правовых актов в виде законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (Минюста РФ, МВД РФ, Минобороны РФ и др.).
Источники: Конституция РФ. Уголовно-исполнительное законодательство: Федеральные законы (УИК, «Об исполнительном производстве от 8.01.97); Законны РФ (Об учреждениях и органах, исполняющие уголовные наказания в виде лишения свободы от 21.07.93);нормативные правовые акты министерств и ведомств; постановления Правительства РФ (Об утверждении положения о дисциплинарной воинской части от 8.07.97).
Как источники УИЗ соотносятся с международно-правовыми актами. В соответствии с положениями ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 3 УИК РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Таким образом, закрепляется приоритет действия международных норм перед национальными. Приоритет касается только тех, которые Россия в силу Договора взяла на себя обязательство исполнять.
Международные нормы по своему характеру и формам весьма разнообразны: различают общие, универсальные и специальные; обязательные к исполнению и носящие рекомендательный характер; межгосударственные договоры (пакты, конвенции) и нормы-принципы; общемировые и региональные, распространяющие свое действие в отношении всех или отдельных категорий правонарушителей.
Среди универсальных следует выделить принятые ООН Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г), Конвенцию о принудительном или обязательном труде, принятую МОТ еще в 1930 г., а также Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, ООН - 1979 г.
Среди специальных международных стандартов следует назвать принятые ООН Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.); Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.).
В 1987 г. Совет Европы принял Европейские тюремные правила. Россия в связи с принятием в Совет Европы взяла на себя обязательство следовать им.
В 1985 г. ООН были приняты Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), в 1990 г. — Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы. (Токийские правила).
2. Структура и содержание уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.
В ст. 2 УИК РФ, которая так и называется «Структура и содержание УЗ РФ» в части первой определено:
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и других федеральных законов.
Что касается других федеральных законов, то о них мы будем говорить по мере изучения конкретных вопросов.
Структура уголовно-исполнительного кодекса по аналогии с УК РФ также разделена на Общую и Особенную часть.
В Общей части три главы, соответственно освещающие общие положения УИК, правовое положение осужденных и характеризующие систему учреждений и органов, исполняющих наказание.
В Особенной части подробно регламентированы вопросы исполнения всех без исключения видов наказания предусмотренных УК РФ.