Конспект лекций по предмету "Макроэкономика"


Понятие потребности, виды потребностей. Экономические блага

Потребности – внутренние побудительные стимулы деятельности любого человека. Это состояние неудовлетворения, которое человек хочет изменить или удовольствия, которое хочется продолжать,
Учитывая бесконечное разнообразие человеческих потребностей, их можно классифицировать по самым различным признакам (табл. 3.1).
Одновременно удовлетворить все потребности невозможно. Поэтому человек каждый раз должен решать: какую потребность удовлетворять сейчас, а с какой можно подождать. Другими словами, человек ранжирует потребности по степени их важности в каждый данный момент.
Не имея возможности дать детальное определение каждой разновидности потребностей, приведённых в таблице, рассмотрим (в качестве примера детализации) только признаки 1, 2, 16 и 17.
Физиологические потребности – их удовлетворение необходимо для выживания.
Потребности в безопасности и защите включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны внешней среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Социальные потребности – понятия, включающие ощущение принадлежности к чему-нибудь или к кому-нибудь, чувство понимания другими.
Потребности в уважении включает потребность в самоуважении, компетентности, признании,
Потребность в самовыражении – потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
Иерархия потребностей по первому признаку может быть изображена в графическом виде (рис. 3.1 - пирамида Маслоу).


Рис. 3.1 - Пирамида потребностей

Таблица 3.1 - Экономическая классификация личностных потребностей
Признак классификации
Характеристика признака
1.Место данной потребности в иерархии потребностей (по А. Маслоу)
Физиологические
Родовые (общинные, видовые)
Принадлежность к социальной группе, касте, клану, общине, роду
Потребность в уважении, признании, самоуважении
Потребность в самовыражении, самореализации
2. Форма возникновения
Первичные потребности
Социальные (вторичные) потребности
3.Детерминанты потребности
Национальность
История места
География
Природа, климат, ландшафт
Пол
Возраст
Социальное положение
4. Историческая канва описания потребности
Прошлые
потребности
Настоящие
потребности
Будущие
потребности
5.Степень (уровень) удовлетворения потребности
Полностью удовлетворяемые потребности
Могущие быть частично удовлетворенными потребности
Практически неудовлетворяемые (ненасыщаемые) потребности
6. Степень сопряженности потребности с настоящей актуализацией личности
Слабо
сопряженные
Сопряженные
Сильно
сопряженные
7. Масштаб распространения (охвата) потребности
географический
(природный)
социальный
Общий
Региональный
Национальный
Всеобщий
Внутринациональный
внутри социальной группы по образованию
Внутри социальной группы по доходу
8. Частота удовлетворения прихотей
Единично (эпизодически) удовлетворяемые потребности
Периодически удовлетворяемые потребности
Непрерывно
удовлетворяемые
потребности
9. Природа возникновения потребностей
Основные (базовые) потребности
Вторичные
потребности
Косвенные
потребности
10. Применяемость потребности как средства реализации интересов личности
Локальная
потребность
Потребность в нескольких сферах реализации
Многоаспектная
потребность
11. Комплексность удовлетворения данной прихоти
Удовлетворяются одним товаром
Удовлетворяются взаимодополняющими товарами
Удовлетворяются взаимозаменяющими товарами
12. Степень удовлетворенности от исполнения прихоти
На грани между «хочу» и «надо»
Хочется,
но не всегда
Высочайшая
(всегда хочется)
13. Готовность личности к удовлетворению потребности
По принуждению
По желанию
По необходимости
14. Степень эластичности потребности
Слабоэластичные («жесткие»)
потребности
Эластичные
потребности
Высокоэластичные («мягкие»)
потребности
15. Отношение общества к данной прихоти
Неприязненное
Безразличное
Благоприятное
16. Способ или форма удовлетворения потребности
Индивидуальный
Групповой
(коллективный)
Общественный
17. Субъекты
Конечные потребности
Промежуточные потребности
Первичные потребности по своей природе являются физиологическими и, как правило, врождёнными.
Вторичные потребности по своей природе психологические (социальные).
Первичные потребности заложены в человека генетически, вторичные зависят от жизненного опыта, поэтому они разнообразнее, чем первичные.
Конечные потребности – это потребности самого человека как биосоциального существа (их ещё называют личными потребностями). Удовлетворяя их, воспроизводится сам человек. Блага, удовлетворяющие конечные потребности, называются предметами потребления (еда, одежда, жильё). В результате потребления эти блага выходят из экономического оборота.
Промежуточные потребности – это потребности, опосредованно связанные с самим человеком. Это потребности хозяйственных структур. Он необходимы для создания новых благ, поэтому эти потребности называются производственными, а блага, удовлетворяющие их, - средствами производства (станки, оборудование, материалы). В процессе потребления не все эти блага исчезают, а используются для удовлетворения других промежуточных или конечных потребностей.
В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться удовлетворить те потребности, которые для него являются наиважнейшими. Прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее значимым определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
Блага - это товары, услуги и социальные и экологические условия, которые удовлетворяют потребности человека или которые человек вынужден потреблять или использовать.
Учитывая разнообразие человеческих потребностей, блага также можно классифицировать по различным признакам (табл. 3.2).
Не имея возможности дать детальное определение каждой разновидности благ, приведённых в таблице, рассмотрим (в качестве примера детализации) только признаки 1, 4, 11 и 17.
Экономические блага – это блага, в которых ощущается отдельная недостача, то есть их попросту не хватает на всех в определённый момент времени в определённом месте. Неэкономические (свободные) блага – блага, находящиеся в избытке или в относительном изобилии. Антиблага - блага с отрицательной полезностью или блага, увеличение потребления которых небезопасно для человека (нормы потребления таких благ для каждого отдельного человека может быть различной, но существуют и стандартные нормы (ПДК)). Блага с положительной полезностью – блага, увеличение количества которых в распоряжении человека, является желанным и заманчивым. Блага с отрицательной полезностью – блага, увеличение потребления которых нежелательно или просто опасно для его существования. Нормальные блага – блага, объём потребления которых увеличивается при увеличении дохода (таких благ большинство). Неполноценные блага – блага, объём потребления которых падает при увеличении дохода (классический пример – дешёвые продукты питания). Обыкновенные блага – блага, объём потребления которых растёт при уменьшении цены (таких благ колоссальное количество). Блага Гиффена– блага, объём потребления которых падает (растёт) при уменьшении (увеличении) цены (картофель, хлеб, крупа, занимающие значительный вес в рационе потребителя). Наглядно классификация экономических благ по цене и уровню дохода может быть представлена на рис. 3.2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.