Для того чтобы человек мог жить и трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Предвидение предполагает обобщение единичных предметов и фактов и способность из этих обобщений делать определенный вывод. Этот многоступенчатый процесс – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению.
Мышление – это психический процесс, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее связях и отношениях.
Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления. Основные формы мышления рассматриваются формальной логикой. Социологический аспект исследований мышления характеризуется анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ.
Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Психология рассматривает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно расширяет возможности человека в его стремлении к познанию. Мышление существенно отличается от других психических процессов.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти – и развивает их работу. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в них определяет их уровень развития. Мышление преимущественно выполняет функцию отражения, хотя присутствует и функция регулирования.
Мышление тесным образом связано с действием. Специфическим признаком мышления является неразрывная связь с речью.
Выделяют следующие виды мышления.
В И Д Ы М Ы Ш Л Е Н И Я
ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННОЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ:
· продуктивное
· реалистическое
· репродуктивное
· рассудочно-эмпирическое
· интуитивное
· аутистическое
· аналитическое
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
Мышление носит индивидуальный характер. Его особенности проявляются в разных соотношениях форм и видов, разных операций и процедур умственной деятельности. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления:
1) широта мышления;
2) глубина мышления;
3) самостоятельность мышления;
4) гибкость мышления;
5) быстрота ума;
6) торопливость ума;
7) критичность ума;
8) инициативность ума;
9) оригинальность ума.
Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность. Она предполагает систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Мыслительные действия обладают обратимостью. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Следовательно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции:
· анализ
· синтез
· сравнение
· абстракция
· обобщение
· конкретизация
Кроме перечисленных мыслительных операций выделяют также формы мышления.
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
ПОНЯТИЕ:
· общие
· конкретные
· единичные
· абстрактные
СУЖДЕНИЕ:
· истинные
· ложные
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ:
· индукция
· аналогия
· дедукция
Операции и формы мышления реализуются в ходе мыслительного процесса. Определим данное понятие.
Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом.
Структура мыслительного процесса:
1. Мотивация (желание решить данную проблему).
2. Анализ проблемы.
3.Поиск решения:
3.1 на основе известного алгоритма;
3.2 на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
3.3 на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов;
3.4 поиск принципиально нового решения (творческое мышление) при помощи:
а) углубленных логических рассуждений (умственных операций);
б) использования аналогий;
в) эвристических приемов;
г) метода проб и ошибок;
3.5 в случае неудачи: отчаяние, переключение на другую деятельность, «созревание идей», озарение, вдохновение, мгновенное осознание решения проблемы.
4. Логическое обоснование найденной идеи решения.
5. Реализация решения.
6. Проверка решения.
7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу «2»).
В развитии мышления необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности.
Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Творческое мышление – это особая характеристика мышления человека, позволяющая ему решать задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения.
Дж. Гилфорд определил следующие особенности творческого мышления:
- оригинальность, необычность высказываемых идей; творческий человек всегда стремится найти свое решение, отличное от других известных;
- семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, расширять его функциональное применение на практике;
- образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
- семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Существует ряд условий, которые способствуют творческому мышлению либо препятствуют ему.