Конспект лекций по предмету "Психология"


Мышление как процесс

Для того чтобы человек мог жить и трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений, событий или своих действий. Предвидение предполагает обобщение единичных предметов и фактов и способность из этих обобщений делать определенный вывод. Этот многоступенчатый процесс – от единичного к общему и от общего к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению.
Мышление – это психический процесс, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности в ее связях и отношениях.
Мышление является предметом комплексных, междисциплинарных исследований. В философии изучается соотношение материи и мышления, возможности и пути познания мира с помощью мышления. Основные формы мышления рассматриваются формальной логикой. Социологический аспект исследований мышления характеризуется анализом процесса его исторического развития в зависимости от социальной структуры различных обществ.
Физиология изучает мозговые механизмы, с помощью которых реализуются акты мышления. Психология рассматривает мышление как познавательную деятельность, дифференцируя ее на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, их новизны для субъекта, степени его активности, адекватности мышления действительности. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно расширяет возможности человека в его стремлении к познанию. Мышление существенно отличается от других психических процессов.
На практике мышление как отдельный психический процесс не существует. Оно незримо присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти – и развивает их работу. Высшие формы этих процессов обязательно связаны с мышлением, и степень его участия в них определяет их уровень развития. Мышление преимущественно выполняет функцию отражения, хотя присутствует и функция регулирования.
Мышление тесным образом связано с действием. Специфическим признаком мышления является неразрывная связь с речью.
Выделяют следующие виды мышления.


В И Д Ы М Ы Ш Л Е Н И Я









ПРАКТИЧЕСКИ-ДЕЙСТВЕННОЕ

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ:
· продуктивное
· реалистическое
· репродуктивное
· рассудочно-эмпирическое
· интуитивное
· аутистическое
· аналитическое

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

Мышление носит индивидуальный характер. Его особенности проявляются в разных соотношениях форм и видов, разных операций и процедур умственной деятельности. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления:
1) широта мышления;
2) глубина мышления;
3) самостоятельность мышления;
4) гибкость мышления;
5) быстрота ума;
6) торопливость ума;
7) критичность ума;
8) инициативность ума;
9) оригинальность ума.
Мышление – это особого рода умственная и практическая деятельность. Она предполагает систему включенных в нее действий и операций преобразовательного и познавательного характера. Мыслительные действия обладают обратимостью. Мышление в отличие от других процессов совершается в соответствии с определенной логикой. Следовательно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции:

· анализ
· синтез
· сравнение
· абстракция
· обобщение
· конкретизация

Кроме перечисленных мыслительных операций выделяют также формы мышления.

ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ









ПОНЯТИЕ:
· общие
· конкретные
· единичные
· абстрактные

СУЖДЕНИЕ:
· истинные
· ложные

УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ:
· индукция
· аналогия
· дедукция

Операции и формы мышления реализуются в ходе мыслительного процесса. Определим данное понятие.
Мыслительный процесс – это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи). Он является сознательным и целенаправленным, оперирует понятиями и образами и завершается каким-либо результатом.
Структура мыслительного процесса:
1. Мотивация (желание решить данную проблему).
2. Анализ проблемы.
3.Поиск решения:
3.1 на основе известного алгоритма;
3.2 на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов;
3.3 на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов;
3.4 поиск принципиально нового решения (творческое мышление) при помощи:
а) углубленных логических рассуждений (умственных операций);
б) использования аналогий;
в) эвристических приемов;
г) метода проб и ошибок;
3.5 в случае неудачи: отчаяние, переключение на другую деятельность, «созревание идей», озарение, вдохновение, мгновенное осознание решения проблемы.
4. Логическое обоснование найденной идеи решения.
5. Реализация решения.
6. Проверка решения.
7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу «2»).
В развитии мышления необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности.
Мышление человека можно понимать как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов.
Творческое мышление – это особая характеристика мышления человека, позволяющая ему решать задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения.
Дж. Гилфорд определил следующие особенности творческого мышления:
- оригинальность, необычность высказываемых идей; творческий человек всегда стремится найти свое решение, отличное от других известных;
- семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, расширять его функциональное применение на практике;
- образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны;
- семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой ситуации, которая не содержит ориентиров для этих идей.
Существует ряд условий, которые способствуют творческому мышлению либо препятствуют ему.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.