Конспект лекций по предмету "Экономика"


Основные этапы международной миграции

Исторически международное перемещение трудовых ресурсов проходит 4 этапа:

1 этап непосредственно связан с промышленной революцией, которая произошла в Европе в последней трети ХVIII - середине XIX века. Последствием этой революции стало то, что накопление капитала сопровождалось ростом его органического строения. Последнее привело к созданию «относительного перенаселения», что вызвало массовую миграцию из Европы в Южную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Этим было положено начало формированию мирового рынки труда.
Формирование мирового рынка труда способствовало:
- экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы;
- колонизации малонаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран.

2 этап охватывает период с 80-х годов ХIХ века до 1 мировой войны.
В этот период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового хозяйства.
Высокий уровень концентрации производства и капитала в передовых странах (США, Великобритания и др.) обуславливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию с менее развитых стран (отсталые страны Европы, Индия, Китай и др.). в этих условиях меняется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале ХХ века основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила.    

3 этап охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной трудовой миграции и даже реэмиграции с классической страны-иммигранта – США.
Это было обусловлено следующими причинами:
1) последствиями мирового экономического кризиса  1929-1933 гг., что проявилось в увеличении безработицы в развитых странах, и необходимости ограничения миграционных процессов.
2) замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который выключил его из круга стран-эмигрантов рабочей силы.

4 этап начался после второй мировой войны и продолжается до сих пор. Этот этап , обусловленный НТР, монополизацией международных рынков труда и капитала, процессами интернационализации и интеграции. Его характерными чертами являются:
- рост внутриконтинентальной миграции, в частности, в Европе и Африке;
- рост спроса со стороны современного производства на высококвалифицированные кадры, возникновение нового вида трудовой миграции, который получил название «утечка мозгов»;
-усиление государственного и международного регулирования трудовой миграции.
Периодически происходят всплески миграции. Так в 40-е годы ХIХ века произошел взрыв эмиграции из Ирландии в США, в результате так называемого «картофельного голода». В начале 80-х годов ХIХ века широкомасштабная эмиграция из Италии и Восточной Европы в США была вызвана падением цен на европейскую пшеницу. После второй мировой войны поток мигрантов снова возрос. Во-первых, образовался постоянный поток квалифицированных кадров в США и Канаду. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии после восстания 1956 г., из Вьетнама (1975) и из Кубы (1980). В-третьих, после распада СССР и Варшавского договора началась миграция из этих стран. В-четвертых, с созданием ЕС и других экономических объединений свободное передвижение рабочей силы между странами стало необходимым условием нормального функционирования мирового хозяйства.
На сегодняшний день сформировались такие направления международной миграции рабочей силы:
- миграция из развивающихся стран в промышленно-развитые;
- миграция в рамках промышленно развитых стран;
- миграция рабочей силы между развивающимися странами;
- миграция научных работников и квалифицированных специалистов из промышленно развитых стран в развивающиеся страны;
- миграция из бывших социалистических стран в развитые страны;
- миграция рабочей силы в рамках бывшего СССР.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.