Основу учета в государственном хозяйстве составляли инвентаризационные описи, выступавшие в виде дозорных книг. В начале каждого года или в конце текущего года (год начинался с 1 сентября) под руководством опытных дьяков составлялись окладные книги. Каждый приказ (министерство) ведал сбором налогов и в каждом приказе открывалась самостоятельная окладная книга на ту область государства, которая закреплялась за данным приказом для покрытия его расходов. Все записи в окладных, приходно-расходных книгах велись по городам, входившим в состав приказной области. В начале года каждому городу выписывались недоимки прошлых лет с указанием видов недоимок. По каждому городу учет велся по видам поступлений, их было 127.
Для записей расходных операций уже требовались оправдательные документы (выписка или роспись) или приказ начальствующего лица. Для того, чтобы уменьшить число злоупотреблений записи в учете выполнялись в ряде книг с подробным описанием хозяйственной операции:
1) дата;
2) текст (наименование поставщика, количество и качество поступивших предметов, цена за единицу, сумму);
3) отметка о характере купленного предмета (назначение предмета, когда была произведена покупка, кто покупал, кто составлял расходную смету);
4) расписка в получении денег;
5) отметка об употреблении приобретенных предметов.
Особое внимание уделялось правилам оформления первичных документов.
Смета расходов и доходов составлялась в виде отчетности за истекший год по окладным книгам. При Алексее Михайловиче был создан специальный Приказ (министерство) Счетных дел. Его сотрудники систематически проводили ревизии счетных книг различных ведомств, проверяли выполнение ассигнований, выделенных под отчет послам, воеводам и др. должностным лицам, изымали в бюджет неиспользованные денежные средства. Так как бухгалтеров- ревизоров было мало, то для проведения ревизии в др. городах документы привозились в приказ в Москву.
Каких результатов достигло правительство с помощью такого учета? Веселовский писал, что «бережливость, которая граничит со скупостью, мелочная экономия - вот характерная черта финансового хозяйства приказных». Более половины всех платежей крестьянского двора государству не доходило до казны, а шло в карман чиновников.
В России даже существовало уникальное разграничение взяток: мздоимство (взятку дают за то, что и так надо сделать); лихоимство (за то, что делают, что нельзя делать) и вымогательство (не дашь, не получишь).
Уже в начале XX в. видный политический деятель того времени В.М. Пуришкевич (1870 - 1920 гг.) скажет: «Кто дает где следует, тот и получает».
Считается, что развитию учета в допетровской Руси мешали четыре момента:
1) догматизм мышления: из года в год учет велся по принятым принципам, не добавлялось ничего нового, так как это было наказуемо;
2) низкий уровень правосознания: так, Новгородский архиепископ Геннадий писал: «Люди у нас просты, не умеют по книгам не говорить, отсюда вывод, что на суде никаких речей не говорить, а суд учинить только для того, чтобы казнить, жечь и вешать»;
3) низкий уровень грамотности;
4) низкий уровень математических знаний (применялись буквенные обозначения цифр; запрещалось пользоваться арабскими цифрами, и появились только к XVIII в.).
Все это резко сокращало возможности эффективного ведения учета.