Исключительное значение в жизни урартского военно-рабовладельческого государства имели города-крепости, ядром которого являлась резиденция царя или правителя – цитадель. Как правило, цитадели возводились на холмах или на высоких утесах. Сложенные из сырцового кирпича на каменном основании, изредка целиком из камня, мощные стены обычно были усилены прямоугольными в плане башнями и контрфорсами. Планы городов зависели от природных условий. Однако, как правило, крепостные стены шли по прямой линии и пересекались под углом. Крепостные ворота обычно помещались между двумя массивными башнями, напоминающими по плану хеттские и месопотамские. Судя по ассирийским изображениям урартских цитаделей, пролеты ворот иногда перекрывались сводами.
Стены обычно имели высоту 6-12 метров. Конфигурация укреплений зависела от особенностей рельефа, однако сами стены выполнялись прямыми или с легким изгибом в сторону противника (мера против стенобитных орудий – таранов, метательных машин). Наиболее слабые участки стены усиливались контрфорсами или башнями прямоугольного сечения. Некоторые башни засыпались щебнем («ложные башни»).
Входы в крепость обычно фланкировались двумя башнями, далеко выступающими вперед с целью организации перекрестного обстрела пространства перед воротами.
Если крепость была окружена двумя рядами стен, то башни второго ряда прикрывали с тыла участок стены между двумя башнями первого ряда. При этом ворота второго ряда были смещены таким образом, чтобы противник, оказавшийся между стенами, обратил к защитникам второй стены свой правый бок, не защищенный щитом. Входы в башни обычно располагались выше уровня верхней площадки стены. Проникнуть в них можно было только по приставной лестнице, которую во время боя убирали внутрь башни. Таким образом, башня превращалась в самостоятельный узел обороны. Освещение башен и казематов (помещений для стрелков внутри стен) осуществлялось через потолок при помощи небольших световых колодцев.
Стены и башни обычно имели в верхней части декоративные членения. В их роли выступали окна-бойницы (настоящие и ложные) и кирпичные зубцы ступенчатой формы, традиционной для стран Древнего Востока. Такая конфигурация зубцов была наиболее удобной для установки заградительных щитов и метательных орудий (опыт Ассирии). Фриз украшался характерным сетчатым орнаментом из равносторонних треугольников, напоминающим древнерусский «бегунец» (рис. 7.9).
Рис. 7.9. Военная казарма урартов (реконструкция К.Л. Оганесян)
Этот орнамент в те времена был присущ только архитектуре Урарту. Иногда в качестве украшений выступали стилизованные розетки (влияние Ассирии, Нового Вавилона). Приведем примеры наиболее известных урартских крепостей.
У подножия Ванской скалы разместилась Тушпа – государственная столица урартов.
Центральным объектом города была Ванская скала – цитадель и резиденция урартских царей. Эта скала высотой около 50 метров представляла собой естественное крутое возвышение горной породы над окружающей местностью. Поэтому не случайно она была использована урартами для строительства крепости. Скала вытянута с востока на запад. Её западная оконечность выходит к берегам озера Ван (рис. 7.10).
Рис. 7.10. Урартская крепость Тушпа на скале около озера Ван
Это был политический, экономический и религиозный центр страны. Здесь имелась мощная цитадель. От нее сохранились стены IX века до н.э., сложенные насухо из правильно обработанных огромных глыб известняка (до 0,75 м высотой и до 6 м длиной). По-видимому, они были закончены в VIII вв. до н. э. при царе Сардури I и его преемниках. Как видно на ассирийских изображениях, стены крепости были завершены зубцами. Жилая застройка занимала обширную территорию на побережье озера Ван (рис. 7.11).
Рис. 7.11. Руины города Тушпы. В основании стены – урартская каменная кладка
В непосредственной близости от скалы располагались другие несохранившиеся городские постройки, камни которых были позднее использованы впоследствии окрестными жителями в качестве строительного материала. Рядом со скалой располагалось также и царское кладбище. В непосредственной близости от Тушпы располагались царские виноградники. В период своего расцвета Тушпа представляла собой цветущий город. Оросительные каналы, проложенные урартами, орошали берега озера Ван в этом месте значительно интенсивнее, чем в настоящее время. Традиции садоводства и виноградарства сохранялись на берегах озера до XX века. Урарты, знаменитые своим виноделием в древнем мире, регулярно выращивали большое количество винограда.
На главных дорогах, в расстоянии 10-15 км от Тушпы, была создана система опорных крепостей, построенных царем Менуа. Они охватывали столицу полукольцом и были связаны с другими крепостями, расположенными по путям следования войск к границам.
Одной из них является крепость Тейшебаини (что означает «город бога Тейшеба»).
Город расположен в излучине реки Роздан, протекающей в глубоком ущелье. С трех сторон город был защищен неприступными отвесными берегами. Со стороны Араратской равнины город защищала мощная крепостная стена (рис. 7.12). К расположенной на вершине холма крепости примыкал большой город. Территория города вытянулась с востока на запад и превышает 40 га, из которых 4 га приходится на цитадель – дворец наместника. Длинные прямые улицы города, пересекаемые поперечными переулками, расходились от главных ворот цитадели. Ширина улиц колеблется от 6 до 8 м. На улицу, как и в Месопотамии, выходили общие для целого квартала глухие гладкие стены одноэтажных жилищ. Плоские крыши, вероятно из жердей с земляной засыпкой, поддерживались деревянными стойками на каменных базах, обычно круглых, но иногда и четырехугольных в плане. Обособленные друг от друга жилища, связанные общими стенами, состояли из нескольких комнат каждое.
Рис. 7.12. Крепостная стена Тейшебаини. Фрагмент
Основное население Тейшебаини составляли ремесленники, работавшие на государственных землях крестьяне, рабы, воины с семьями, местная администрация. Администрация и воины размещались в центральной части города в богатых особняках и многокомнатных секционных домах. Беднейшее население, пригнанное для исполнения различных хозяйственных работ, размещалось на юго-западной окраине города. Их дома из мелкого булыжника, подобно ласточкиным гнездам, лепились к береговым склонам.
Большую часть самой крепости занимало сравнительно хорошо сохранившийся дворец урартского наместника. Он состоял из многих помещений и занимал площадь около 4000 м2. Высота стен, расчлененных башнями и контрфорсами, превышала 10 м. Здание было построено уступами по склону холма, так, что окна комнат, поднятые под самое перекрытие, выходили на крышу нижних. Стены сложены из крупных сырцовых кирпичей (52×35×14 см) на цоколе из громадных грубо обработанных камней, причем толщина внешних стен достигает 3,5 м, а внутренних – 2,1 м. Цоколь и сами стены были покрыты снаружи глиняной обмазкой. Стены же двухэтажной центральной части дворца были снабжены башнями, целиком сложенными из прекрасно отесанных базальтовых блоков.
Назначение внутренних помещений Тейшебаини (парадные комнаты, кладовые, хозяйственные помещения) определяло особенности их плана. Типичными для раскопанной части являются длинные и узкие комнаты, достигающие 34 м длины при ширине 4 м, вероятно, хозяйственного назначения. Встречаются и более широкие помещения с массивными сырцовыми квадратными столбами, на которые опиралось бревенчатое покрытие. Полы чаще всего земляные или сырцовые. Дверные проемы, обычно прямоугольные, перекрывались деревом. Кое-где найдены лестницы из сырца. Стены парадных помещений были украшены цветными тканями и циновками, прикреплявшимися бронзовыми гвоздями. В некоторых комнатах висели большие бронзовые декоративные щиты и колчаны. Найдены также росписи с орнаментальными мотивами и культовыми сценами.
Совершенно иной плановой структурой характеризуется другой военный город Урарту – Зернаки-Тепе. Его остатки находятся на северных берегах оз. Ван, на равнине, у небольшого холма близ Эрджиша (рис. 7.13).
Рис. 7.13. План Зернаки-Тепе. По К. А. Барнею и Р. И. Лавсону.
Плановая композиция определяется строго регулярной сетью улиц с единым типом жилого дома для всего города, что представляет весьма уникальную ситуацию в урартском градостроительстве. Безусловно, это отвечало войсковым потребностям, поскольку жилые дома, стоящие в данных кварталах четким армейским строем, как палатки в лагерях, по единой программе застройки, приближались к казармам, что было обусловлено удобствами войсковых расчетов и быстрым построением воинов в маршевые боевые колонны прямо на месте.
Как подсчитано К. А. Барнеем и Р. И. Лавсоном, город в указанных границах мог вмещать около 7000 человек, что, по их мнению, можно было бы удвоить, если признать жилые дома двухэтажными постройками. Весьма важно наблюдение В. Клейса о наличии в этом городе конюшен, что свидетельствует о стоявшей здесь коннице, а может быть, и боевых колесницах. Как военный центр Зернаки-Тепе благодаря своему местонахождению (вдали от беспокойных ассирийских границ, в глубине страны) был, надо полагать, стратегическим резервом урартских царей. Плановая композиция города представляется нам прообразом поздних схем регулярных планировок городов или сетчатых композиций известных военных лагерей. Потому можно утверждать, что регулярная планировка, которая в более позднюю эпоху вошла в историю как эллинская градостроительная новинка под наименованием «гиподамовый метод», являлась древневосточной традицией. Более того, комплексное решение городской планировки и типового жилого дома – важнейшее достижение всей градостроительной культуры Урарту и древнейший пример этого принципа. Однако в то же время Зернаки-Тепе отличается одной, характерной для урартского градостроительства традицией — наличием построек на возвышенности, доминирующей над городом. Возможно, это были административно-хозяйственные строения, а также культовые сооружения.
Другая крепость – города Эрбуни, или Эребуни (современный Ереван) – относится к первой половине VIII века до н. э. Постройки дворцового типа, окруженные мощными стенами, расположены на высоком холме в юго-восточной части Еревана. К числу наиболее ранних и крупных городских поселений относился Эребуни, расположенный на холме Арин-берд (юго-восточная окраина Еревана), важнейший административно-хозяйственный центр северной части страны.
Эребуни, по Хорхорской клинописи и идентичным ей двум другим, обнаруженным в цитадели, построен царем Аргишти I в 782 году до н. э. (дата, считаемая временем основания города Еревана). Ее текст гласил: «Величием бога Халди Аргишти, сын Менуа, эту величественную крепость построил, установил [для нее] имя – Эребуни. [Построил ее] для могущества страны Биайнили [и] для усмирения вражеской страны…» (рис. 7.14).
Рис. 7.14. Памятная стела Аргишти I и фигурка воина на месте закладки города Эребуни
(совр. Ереван)
В честь закладки города была также изготовлена деревянная раскрашенная статуэтка вооруженного воина с клинописью на бронзовой подставке, подтверждающей значение Эребуни как важного военно-опорного пункта страны. Эта небольшая скульптура принадлежит к интересным образцам урартского искусства.
Рис. 7.15. Панорама крепости Эребуни на вершине холма
Рис. 7.16. Макет крепости Эребуни (Музей Эребуни, г. Ереван)
Эребуни, выстроенный по типу урартских поселений, имел довольно четкую планировочную структуру. Городские кварталы располагались у подножия высокого, около 65 метров, холма, венчаемого цитаделью, служившей архитектурной доминантой окружающей местности. Из цитадели хорошо просматривались не только плотная городская застройка, но и Араратская равнина с ее поселениями и ведущими к Эребуни магистральными дорогами Конфигурация вершины холма определила треугольную форму плана цитадели. Глухие, завершавшие крутые склоны стены 12-метровой высоты, усиленные ритмично расположенными прямоугольными контрфорсами, придавали внешнему облику цитадели впечатление мощности и неприступности (рис. 7.15, рис. 7.16, рис. 7.17).
Рис. 7.17. Макет цитадели Эребуни (южный фасад, главные ворота)
Цитадель включала дворцовые, культовые и хозяйственные помещения, располагавшиеся в зависимости от рельефа холма на разных связывавшихся лестницами уровнях. Это обстоятельство, а также различная высота парадных и служебных помещений придавали силуэту цитадели Эребуни характерное для подобных сооружений Армянского нагорья живописное по очертанию ступенчатое построение объемов. Здесь встречаются антисейсмические конструкции, подобные хеттским и эгейским. Так, между крупными блоками цоколя и возвышавшейся на нем сырцовой кладкой стен проходили деревянные поперечные связи. Помещения дворца сгруппированы вокруг большого двора (26×33 м) (рис. 7.18, рис. 7.19).
Этому немало способствовал располагавшийся слева от дороги шестиколонный портик, акцентировавший въезд в цитадель. Он был расписан яркими фресками, а по сторонам ведущей к нему лестницы стояли бронзовые фигуры крылатых быков с человеческими головами (рис. 7.20).
Основной вход вел в главный двор, служивший парадной частью цитадели. Здесь устраивались торжественные приемы, проводились смотры личной охраны Аргишти I и гарнизона крепости (рис. 7.21).
Рис. 7.18. План крепости Эребуни (по О.Х. Халпахчьяну): 1 – южный портик; 2 – главный вход; 3 – главный двор; 4 – ападана на месте храма бога Халди; 5 – перистильный двор; 6 – храм Суси; 7 – хозяйственные дворы и складские помещения; 8 – парадный зал; 9 – малый Храм огня.
Рис. 7.19. Вход в цитадель Эребуни. Ритуальный сосуд
а б
Рис. 7.20. а – функциональная схема цитадели; б – южный портик цитадели Эребуни
Рис. 7.21. Вход в главный двор цитадели
Юго-западную сторону двора занимал храм бога Халди – вытянутый большой зал с подсобной комнатой и помещением с лестницей, ведшей на кровлю башни, и открытый двенадцатиколонный, с колоннами в два ряда, портик, где, вероятно, размещался гарнизон. Храм при общей длине фасада около 53 м состоит из башенного сооружения, галереи с 12 деревянными колоннами, зала со смежным помещением. Перед храмом находился двор, где могло разместиться большое количество воинов, проживающих как на цитадели, так и в городе. Вдоль стен колонного зала стояли скамьи для знатных персон, а у левой торцовой стены – алтарь для жертвоприношений. В этом развитом по поперечной оси храме ажурная колоннада контрастировала с мощной, напоминающей зиккурат башней, сооруженной в соответствии с месопотамской традицией (рис. 7.22).
Рис. 7.22. Храм бога Халди в Эребуни. Реконструкция
Храм имел богатое художественное убранство. Стены стоящего на фоне белоснежной горы Арарат храма были покрыты многоцветными изображениями шествий воинов, богов, геометрическим и растительным орнаментом. Композиция росписи одноплановая, построена на чередовании горизонтальных полос орнамента с фигурами животных и людей. Вдоль всех стен галереи шла полоса, на которой ритмично повторялись изображения стоящего на льве бога Халди, с жезлом в левой руке и рогатой тиарой на голове. Оно аналогично подобному рельефному изображению бога Тейшебы в Адильджевазе и многим другим, известным как в искусстве Урарту, так и Древнего Востока. На стенах храма были развешаны бронзовые щиты. Их храму бога Халди принес в дар Аргишти I. Так повествует сделанная на них надпись.
Северо-западную сторону двора замыкал дворец Аргишти I, состоявший из больших залов, храма Суси, перистильного и хозяйственного дворов, окруженных жилыми и служебными комнатами (рис. 7.23).
Перистильный двор, один из древнейших в Араратской равнине, судя по богатой росписи стен, его окружавших, видимо, служил для деловых встреч и приемов (рис. 7.24, рис. 7.25).
Из него попадали в дворцовый храм Суси, посвященный богу Иушбе. Это небольшое, прямоугольное в плане, сооружение, предназначавшееся для Аргишти I и его приближенных. Храм освещался устроенным в перекрытии над жертвенником проемом, служившим одновременно и для вытяжки дыма алтаря. Имелся и второй жертвенник, стоявший вне храма, посередине перистильного двора. Внутренние и внешние стены здания имели синюю окраску, имитирующую небесный свод.
а б
Рис. 7.23. Цитадель Эребуни. Входы в царский дворец (а) и в храм Суси (б)
Рис. 7.24. Перистильный двор цитадели Эребуни. Общий вид
Наибольший из залов, примыкавший к перистилю с северо-востока, видимо, служил покоями Аргишти I. В отличие от других помещений он имел более богатую красочную роспись, состоявшую из ритмических полос с изображениями пальметок, ступенчатых башенок, древ жизни со служителями культа, розеток, квадратов с вогнутыми сторонами, львов и быков. Нижние части стен, под фризом, завешивались коврами. Рядом с храмами обычно размещались хозяйственные помещения, в их числе два винохранилища с огромными (до 600 литров) карасами (сосудами для вина), обязательного при жертвоприношениях (рис. 7.26, рис. 7.27).
Рис. 7.25. Перистильный двор цитадели Эребуни. Фрагменты
Рис. 7.26. Урартский бомбовидный сосуд для хранения вина. Винное хранилище в Тейшебаини
Клинописные тексты, высекавшиеся не только на камнях стен, но и на базах колонн, повествуют, что дворец вскоре после своего возведения был расширен. Тот же Аргишти пристроил в юго-восточной части цитадели новые помещения.
Особый интерес представляет парадный зал с пятью деревянными колоннами. Несколько сдвинутые с продольной оси к юго-западной стороне зала, они вносили в пространство огромного зала (480 кв. м) определенное ритмическое начало. Колонны в сочетании с росписью усиливали торжественность помещения, играли роль в организации пространства.
Рис. 7.27. Цитадель Эребуни: зал с карасами (сосудами для вина). Лестница, ниши для сосудов
На одной из фресок была представлена большая сцена охоты знатной персоны на колеснице в сопровождении диких животных (пятнистый леопард и др.). Другая фреска изображала сцену обработки земли пахарем с упряжкой быков, а третья – стадо крупного и мелкого рогатого скота, дар царю. Здесь впервые в урартских фресках появилась светская тема, близкая по стилю и исполнению более ранним росписям парадных помещений Эребуни.
Преемники Аргишти I – Сардур II (760-730 гг. до н. э.) и Руса I (730-714 гг. до н. э.) –продолжили строительные работы по благоустройству цитадели.
Потеря урартами в VI веке до н. э. государственной независимости и утверждение в стране господства Ахеменидов привело к значительным изменениям архитектурной композиции цитадели Эребуни. Сильно уменьшенный по площади главный двор потерял значение центрального ядра планировочной структуры комплекса, застройка стала более плотной.
Храм бога Халди был перестроен в тридцатиколонную ападану, предназначавшуюся для официальных приемов иранского наместника в Араратской равнине. Усиленные пилястрами внешние стены создавали впечатление подчеркнутой мощности, что составляло разительный контраст с интерьером. Ритмично расположенные по фасаду и в глубину интерьера стройные колонны придавали четкость его композиции (рис. 7.28).
Перестройки коснулись и перистильного двора, потерявшего свое первоначальное назначение. Храм Суси был превращен в Храм огня, в северо-восточном углу двора был сооружен еще один такой же храм.
Рис. 7.28. Ападана. Интерьер. Реконструкция