Термин «контроль» первоначально употреблялся для обозначения определенного сличения, проверки. Контроль за деятельностью персонала имеет большое социально-правовое значение. Прежде всего, в процессе контроля обеспечивается соблюдение законности при исполнении наказаний. Профессионально-целевые задачи борьбы с преступностью должны достигаться на основе и во исполнение законов. Иные формы деятельности правоохранительных органов, не основанные на строгом соблюдении законов, дискредитируют государство. Контроль необходим для обеспечения персоналом прав и законных интересов осужденных. Контроль формирует правосознание персонала, ориентирует его на безусловное и точное исполнение законов, соответственно он имеет и профилактическое и воспитательное воздействие.
Виды и порядок контроля определены в Главе 3 УИК РФ, статьях 19 – 23.
Под контролем понимается – система наблюдения и проверок соответствия деятельности персонала требованиям законодательства, иных нормативно-правовых актов с целью предупреждения, выявления и пресечения их нарушения.
Классификация контроля по видам:
- международный - это контроль в рамках международных правительственных организаций (в форме периодического представления государством докладов о соблюдении прав человека ООН и его рабочие органы, Совет Европы и др.) и в рамках международных неправительственных организаций (Международная амнистия, Penal Reform? Thrust и др.).
- государственный – состоит из контроля Президента; контроля законодательной власти (парламентский и депутатский); контроля уполномоченным по правам человека; контроля исполнительной власти (контроля правительства и ведомственного); прокурорский надзор; судебный контроль (конституционного суда и судов общей юрисдикции);
- контроль органов местного самоуправления;
- общественный – в настоящее время урегулирован специальным законом и его осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
- контроль правозащитных организаций;
- судебный контроль заключается в контроле по правилам гражданского судопроизводства, при обжаловании действий персонала в суде; по правилам уголовного судопроизводства, при рассмотрении в суде уголовных дел, исполнения судебного приговора, о преступлениях, связанных с грубым нарушением законности в отношении осужденных персоналом, о преступлениях совершаемых осужденными;
- прокурорский надзор за исполнением законности при исполнении наказаний осуществляется в порядке общего надзора за соблюдением законов в финансовой, хозяйственной, производственной и иной деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания; за нахождением лиц в исправительных и иных учреждениях; за соблюдением прав осужденных; надзор за исполнением наказаний не связанных с лишением свободы; надзор за оперативно-розыскной деятельность персонала ИУ и дознанием;
- ведомственный контроль. Два ведомства преимущественно имеют к нему отношение, Минюст и Минобороны. Указанными ведомствами осуществляются комплексные проверки по всем направлениям деятельности учреждений и органов, проверяются факты нарушения законности по письмам и жалобам, статотчётность, документация, акты и т.п.
Лекция6-13. Уголовно-исполнительный процесс и его регулирование.
Вопросы:
1. Понятие и содержание процесса исполнения (отбывания) наказания.
2. Понятие и содержание процесса применения к осужденным средств исправления.
3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным средств исправления.
1. Понятие и содержание процесса исполнения (отбывания) наказания и его соотношение с исполнением приговора суда.
В статье 358 УПК РФ определено, что обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу, обязателен для всех предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан и подлежит исполнению. Что же понимается под исполнением приговора? Исполнение приговора – понятие, созвучное с термином «исполнение наказания», но не совпадающее с ним. Приговор может содержать самые разные предписания (решения), в том числе о наказании осужденного, об освобождении от наказания, об освобождении осужденного из-под стражи и другие решения. Исполнению подлежит не только обвинительный приговор, но и оправдательный, а также всякое постановление суда первой и иных инстанций. Под «исполнением приговора» понимается исполнение предписаний, содержащихся в судебном приговоре, в том числе и касающихся характера и вида наказания, но, подчёркиваю, не самого процесса отбывания наказания. Мы не зря обратились к приговору, так как основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно - правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу. Сущностью наказания является особая форма государственного принуждения – кара, поэтому под исполнением наказания следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок применения мер государственного принуждения, выражающегося в комплексе ограничений прав и свобод осужденного.
Уголовно-исполнительное законодательство для обозначения реализации мер принуждения наряду с термином «исполнение» употребляет термин «отбывание» наказания. Указанные термины отражают единый процесс осуществления принудительного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам и участникам уголовно-исполнительных отношений. Термин «исполнение» обращён к учреждениям и органам, а термин «отбывание» наказания обращён к осужденным.
Принудительное воздействие носит комплексный характер и реализуется путём применения к осужденным всей совокупности ограничений, установленных условиями отбывания конкретного наказания. (ч.2 ст. 10 – «При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями... Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом». Правоограничения применяются в качестве психолого-педагогического средства воздействия на осужденного с целью его исправления и предупреждения совершения им новых преступлений.
Реализация мер принуждения, ограничения прав свойственна всем видам наказания, однако их объём зависит от конкретного вида наказания.
Сущность и содержание наказания, объём применяемых правоограничений и принудительных мер, полномочия администрации реализуются в режиме, который рассматривается как установленный порядок исполнения и отбывания наказания (ст. 9 ч. 2).
Режим (ст. 82) - установленный законом порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
Режим в исправительных учреждениях выступает концентрированных способом выражения кары и принуждения, вместе с тем является одним и из средств исправления осужденных. При отбывании наказаний не связанных с изоляцией от общества, объём режимных ограничений сужается, однако, во всех случаях при исполнении наказаний имеет место контроль как элемент режима. Сам термин «режим» законодатель не употребляет в этих случаях, но оперирует определением «порядок и условия отбывания наказания» (ст.31, 33, 39-40). Режим содержит ряд элементов, которые по своему характеру не являются проявлением принудительных мер, ибо направлены на создание элементарных условий общежития и не содержат правоограничений. Их можно рассматривать в качестве правил общежития. В широком смысле режим отбывания наказания охватывает всю совокупность материальных и процедурных норм, регламентирующих деятельность администрации, на которую законом возложено исполнение наказания, обеспечивающих его реализацию, а также совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осужденными.
Выделяют функции режима: карательную, воспитательную, обеспечивающую и функцию социального контроля.
Карательная реализуется путём установления системы правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания.
Воспитательная - осуществляется путём реализации кары. Правила режима вынуждают осужденного соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучают его к дисциплине. Закреплена в ч. 2 ст. 9 УИК РФ.
Обеспечивающая функция режима реализуется путём создания правовых средств, использование которых даёт возможность привлекать осужденных к труду, проводить воспитательные мероприятия, общеобразовательное и профессиональное обучение.
Посредством режима реализуется функция социального контроля, который осуществляется путём регламентации поведения осужденных, организации надзора за ними и оценки поведения.