В экономической литературе 50-е гг. обычно называют “серебряными”, а 60-е – “золотыми”, что связано с необычайно высокими темпами экономического роста. Об этом наглядно свидетельствуют следующие данные:
Сравнительный анализ ВНП (США=100 %)
Страна
ВНП
ВНП на душу
населения
1950
1970
1950
1970
Франция
13, 2
18, 6
45,0
74,0
ФРГ
12, 0
21, 2
36,0
74,0
Великобритания
19, 2
17, 1
56,0
62,0
Италия
7, 9
12, 7
23,0
48,0
Япония
8, 5
30, 8
-
61,0
В целом
60, 3
100, 4
-
-
Самым влиятельным из всех факторов послевоенного развития западных стран являлся феномен так называемого "наверстывания".
"Наверстывание" – особая стратегия по осуществлению активной политики индустриализации и модернизации примитивной экономики, проявляющаяся в темпах развития настолько высоких, насколько велико было отставание данной страны от группы лидеров.
Содержание стратегии “навёрстывания”.
Стимулирование спроса:
увеличение уровня потребления населения;
нехватка квалифицированной рабочей силы;
принятие социальных программ.
Стимулирование предложения:
резерв рабочей силы в традиционных отраслях;
структурная перестройка;
рост вложенных инвестиций;
увеличение производительности труда.
Другим важнейшим фактором послевоенного развития стало вступление развитых стран в эпоху НТР – научно-технической революции.
НТР – качественный скачок в развитии общества, обусловленный использованием передовых достижений науки и техники, технологии в хозяйстве, в производстве с целью повышения эффективности и качества производственных процессов, лучшего удовлетворения потребностей людей.
НТР началась в 40-50-х гг. XX в. в результате крупнейших научных и технических открытий, в частности создания ЭВМ, атомной энергетики, полимерных материалов, ракетно-космической техники и др. Предполагается, что развитие НТР и видоизменения механизма государственного регулирования повлияли на сокращение продолжительности четвертого цикла Кондратьева 1940/50-1990-х гг.
Применение микроэлектроники и новейших средств связи стимулирует процесс формирования межотраслевых народнохозяйственных комплексов. Расширяются масштабы контроля над разнообразными и территориально разбросанными видами деятельности. Это приводит к тому, что технологической основой производства становится мелкосерийное диверсифицированное производство. Одновременно происходит сужение собственно материального производства при стремительном росте "индустрии знаний".
Третьим важнейшим фактором динамичного роста развитых стран стало формирование системы смешанной экономики.
Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономической систем.
Главными целями правительства в этот период выступали обеспечение полной занятости, сокращение неравенства заработной платы и общее повышение благосостояния людей. В плане экономической конъюнктуры были разработаны антициклические методы фискального и монетарного порядка, чтобы стимулировать или ограничивать спрос в момент, когда экономика подает сигналы некоторой "одышки" или перегрева. Кроме того, многие государства использовали систему экономического планирования для координации своей политики в области экономического роста с деятельностью предприятий и профсоюзов.
Таковы наиболее общие закономерности развития мировой экономики в 50-70-е гг., но проявление их в каждой отдельной стране имело свои особенности.
В течение первого послевоенного десятилетия США сохранили и упрочили свои позиции в мировой экономике. За время войны в Корее в американскую промышленность было инвестировано до 30 млрд. долл., то есть больше, чем за всю вторую мировую войну. Это привело к росту объема промышленного производства, расширению занятости и повышению заработков за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ. Однако в 1953-1954 г. страна вступает в полосу очередного экономического спада. Для его преодоления правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС, сокращена учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило на рынок часть валютных резервов, были сокращены налоги на корпорации и личные доходы. Одновременно проводятся необходимые мероприятия в социальной сфере: осуществляется программа дорожного и жилищного строительства.
Вступление США в эпоху НТР ознаменовалось сдвигами в экономическом и социальном развитии. Промышленность, а затем и сельское хозяйство стали функционировать на совершенно новой технической основе. Быстро возрастала наукоемкость производства, а вместе с ней усилилась роль монополий и государства в финансировании научных исследований и опытных конструкторских работ (НИОКР). Во второй половине 50-х гг. возникла новая, более высокая форма концентрации и централизации капитала в виде конгломератов, устанавливающих монопольный контроль за совершенно не связанными по производственно-техническому принципу фирмами. Произошли изменения и в структуре рабочей силы, характеризующиеся сокращением занятости в традиционных отраслях и увеличением численности рабочих в наукоемком производстве, сфере обслуживания и государственном секторе. Однако воздействие НТР на социально-экономическое развитие приводило к созданию новых проблем. К ним относились:
быстрое, часто неконтролируемое внедрение технологических новшеств, приносящее ущерб окружающей среде;
рост структурной безработицы;
разрыв между предложением услуг и платежеспособным спросом населения;
снижение темпов экономического роста на фоне усиления конкуренции со стороны европейских государств.
Решение этих проблем становилось важнейшей задачей государства и нашло отражение в программе "новых рубежей", предложенной правительством Дж. Кеннеди в начале 60-х гг. В арсенале его средств были рычаги бюджетной, налоговой и кредитно-денежной политики, включая сокращение срока амортизации основного капитала, введение налоговой скидки на капиталовложения, установление косвенного контроля над ценами и заработной платой и т.д. Гибкая в целом политика "новых рубежей" дала положительные результаты. Индекс промышленного производства в 1964 г. на 20 % превысил уровень 1961 г.
С 1963 г. в США начали осуществляться социальные реформы, получившие название программы "великого общества". Ее центральным звеном стала "война с бедностью", направленная на улучшение положения беднейших слоев населения страны. Для реализации большей части программы учреждалось Управление экономических возможностей, в задачи которого входило обеспечение системы профессиональной подготовки и обучения, организация программ для сельской местности и малого бизнеса, помощь органам местного самоуправления и т.д. Вводилось медицинское страхование для престарелых граждан. В 1968 г. минимум заработной платы был поднят до 1,6 долл. в час. Активизировалась политика регулирования и сельского хозяйства. К концу 60-х гг. общая сумма социальных расходов составила около 40% федерального бюджета.
Экономический кризис конца 60-нач. 70-х гг. вынудил правительство Р. Никсона перейти к новой политике по стимулированию экономики.
Особенности экономической политики Р. Никсона
Этапы политики
Содержание политики
1
2
Август-ноябрь 1971 г.
Замораживание цен и зарплаты на 90 дней
установление дополнительного 10 % налога на импорт
прекращение обмена долларов на золото
Ноябрь 1971 г.-январь 1973 г.
Контроль над ценами и зарплатой
девальвация доллара
Январь-июнь 1973 г.
Отмена прямого государственного контроля над ценами и зарплатой
замораживание уровня цен и зарплаты и введение новой системы контроля
1
2
Июль 1973-апрель 1974 г.
Снятие ограничений с объемов производства сельхозпродукции
сокращение социальных расходов
Ситуация в экономике США резко обострилась в связи с мировым энергетическим кризисом 1973 г., вызвавшим мировой экономический кризис 1973-1975 гг. Как свидетельствуют цифры, в США этот кризис проявился острее, чем в другим странах, но по своим показателям он уступал "Великой депрессии".
Особенности мирового экономического кризиса 1973-1975 гг. В США:
свёртывание производства на фоне роста цен и неконтролируемой инфляции;
рост безработицы;
переплетение циклического кризиса с сырьевым, структурным и финансовым.
Кризис обнажил зависимость США от импорта и внешнеторговой экономической конъюнктуры в целом. За годы кризиса обострилось соперничество развитых государств на мировом рынке, причем США оказались потесненными ФРГ и Японией. Увеличение мировых цен на нефть привело к образованию огромного дефицита торгового баланса, что в свою очередь способствовало дальнейшему ослаблению позиции доллара на мировых рынках. В довершение к экономическим проблемам в стране возник политический кризис, связанный с Уотергейтским скандалом. Пришедшая к власти администрация Дж. Картера считала своей главной задачей достижение сбалансированности федерального бюджета к 1981 г. Для этого были предложены антиинфляционная и энергетическая программы. Однако решить поставленные проблемы не удалось.
Реализация "плана Маршалла" позволила западноевропейским странам восстановить довоенный уровень развития производства и включиться в конкурентную борьбу с США.
Новая ситуация в мире существенно изменила экономическую политику правительства Франции. Это проявилось в следующих особенностях:
основное внимание стало уделяться модернизации химической промышленности, машиностроения, радиоэлектроники и приборостроения и развитию новых отраслей (атомная, электронная и нефтеперерабатывающая);
уменьшение объемов вывоза капитала и изменение его характера (не ссудный, а производительный);
широкое использование программирования экономики.
Экономическая политика, проводившаяся во Франции, получила название дирижизма. Ее основы были разработаны в период правления де Голля.
Основные черты “дирижизма”:
прямые административные методы вмешательства в экономику;
активная предпринимательская деятельность государства;
сильный государственный сектор;
прямое финансирование капиталовложений;
индикативное планирование.
Франции принадлежит приоритет в применении индикативного (необязательного) планирования как метода воздействия государства на экономику, осуществляющегося с 1946 года. Основной задачей первого плана страны (1947-1953 гг.) были модернизация национализированного сектора и восстановление хозяйства. Укрепление конкурентоспособности частных фирм стало задачей второго плана (1954-1957 гг.). Переход от протекционизма к "открытой экономике" был провозглашен третьим планом (1958-1961 гг.). В 60-е гг. был взят курс на создание фирм-гигантов европейского типа, т. к. по степени концентрации производства Франция отставала от других развитых стран. В 1971-1975 гг. осуществлялся шестой план, в котором предусматривалось создание национальных компаний международного масштаба. Уделялось внимание увеличению нормы прибыли и стимулированию накоплений. В седьмом плане (1976-1980 гг.) провозглашалась политика "промышленной переориентации", предполагающей поддержку государством наиболее конкурентоспособных экспортных отраслей.
В результате наиболее быстрыми темпами развивались авиационная, автомобильная, атомная, нефтеперерабатывающая, химическая отрасли промышленности. Появились аэрокосмическая и ракетная отрасли ВПК. Форсированными темпами развивалось производство пластмасс, радиоэлектроники, началось производство вычислительных машин и устройств. Политика государства, связанная с поощрением концентрации производства, привела к появлению гигантских финансово-промышленных комплексов (финансовых групп). Всего десять финансово-промышленных групп распоряжались 40 % частного имущества и имели решающее влияние в руководстве национализированными отраслями промышленности, которые в 1967 г. давали 11 % промышленной продукции и охватывали 38 % производственных капиталовложений. Изменения затронули и аграрный сектор. Если в 1954 г. доля занятого в сельском хозяйстве самодеятельного населения страны составляла 27 %, то в 1968 г. она снизилась до 15%. При этом резко возросла товарность сектора за счет укрупнения хозяйственных единиц, перехода к комплексной механизации, применения машин. Франция вышла на второе место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, уступая лишь США.
Одним из важных направлений деятельности французского правительства в 50-70-е гг. было оздоровление финансовой системы. В 50-е гг. наметилась тенденция к возвращению капиталов в страну из воюющих за независимость колоний Франции. Голлисты поддержали эту тенденцию. Одной из первых крупномасштабных акций в этом направлении стал внутренний заем министра финансов А. Пине в 1958 г., обеспечивший казне 294 млрд. франков чистой выручки и 30 млрд. франков в облигациях прежних займов. Сокращение государственных расходов, в том числе по социальным статьям, позволило создать золотые и валютные резервы, значительно превышающие общую сумму государственного долга. В 1960 г. правительство объявило о досрочном погашении части внешней задолженности. Вместо обесцененного франка в январе 1960 г. был введен новый франк, равный 100 старым. В конце 60-х гг. валютно-финансовая политика страны была изменена. 8 августа 1969 г. было объявлено о девальвации франка на 12,5 % по отношению к доллару США и на 11,1% – по отношению к золоту. Такая политика обеспечила стране значительные преимущества в области внешней торговли, что в свою очередь вызвало значительный рост промышленного производства в стране. Однако во второй половине 70-х гг. финансовое положение значительно осложнилось, что было связано со следующими факторами:
усилением инфляции;
увеличением утечки капиталов за границу;
дефицитом внешнеторгового баланса страны.
Это привело к тому, что Франция за 1973-1979 гг. свела платежный баланс с дефицитом в 1,5 млрд. долл.
Особое значение в развитии французской экономики имела западноевропейская интеграция. В апреле 1951 г. представители Франции, Италии, Бельгии, Голландии, Люксембурга и ФРГ подписали договор о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), предусматривавший постепенную отмену таможенных пошлин и создание общего рынка угля и стали для стран-участниц. 25 марта 1957 г. Франция вместе со своими партнерами подписала соглашение о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС, ныне Экономический союз).
50-е гг. стали периодом улучшения экономического положения и Великобритании. В основе ускорения темпов роста хозяйства этой страны лежали благоприятные экономические факторы, общие для всех европейских стран:
влияние НТР;
гонка вооружений в условиях "холодной войны";
изменение мирохозяйственных связей.
В 50-е гг. в отраслевой структуре промышленности Великобритании первое место занимало машиностроение, второе – металлургия и металлообработка, третье – пищевая, четвертое – текстильная отрасль. По техническому оснащению и технологии производства английская промышленность намного отставала от индустрии США, ФРГ, а в некоторых случаях и Японии. Научно-техническая революция, ускорив сдвиги в структуре экономики, привела к значительному уменьшению значения традиционных производств. Началось сооружение новых автомобильных, электронных, авиационных, химических и нефтеперерабатывающих заводов. Однако происходившие в промышленности структурные изменения привели к усугублению проблем депрессивных районов. Совершенствование структуры хозяйства Великобритании затруднялось еще и тем, что по сравнению с западноевропейскими конкурентами и Японией гораздо большая часть инвестиций – до 10 % от суммы внутренних капиталовложений – вывозилась за границу, несмотря на то, что доля вложений в хозяйство в валовом национальном продукте страны была ниже, чем в других индустриальных странах. Все это делало очень уязвимым внешнеэкономическое положение страны. Поэтому Англия не только отказалась вступить в "Общий рынок", но, чтобы противостоять ему, создала в 1960 г. Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), объединив под своим руководством Австрию, Данию, Норвегию, Португалию, Швейцарию и Швецию.
В 60-70-е гг. экономика Великобритании находилась в крайне сложном положении. С одной стороны, бурно росли гигантские монополии в наиболее современных отраслях производства, которые диктовали свои условия и оказывали мощное воздействие на политику государства. С другой – увеличился государственный сектор, который охватывал в основном традиционные отрасли производства и крайне медленно перестраивался под влиянием НТР.
Трудности в стимулировании экономического роста в 60-70-е гг. привели к дальнейшему сокращению социальных расходов правительства. Так, в августе 1966 г. через парламент был принят закон о ценах и доходах, означавший замораживание заработной платы рабочих и служащих в условиях роста стоимости жизни и ограничения прав профсоюзов. Цены, квартирная плата, транспортные расходы особенно увеличились вследствие девальвации фунта стерлингов, проведенной в ноябре 1967 г. И хотя после прихода к власти в 1974 г. лейбористы начали реализацию своей программы с ряда социальных мер, ухудшение экономического положения под влиянием мирового энергетического кризиса привело к сворачиванию этого курса.
В результате низких темпов роста промышленной продукции Великобритания с конца 60-х гг. передвинулась со второго места на четвертое – после США, ФРГ и Японии. В 1970 и 1971 г. Англия переживала экономическую депрессию, размер ее промышленного производства не превышал одного процента. Неблагоприятное положение наблюдалось и в области внешней торговли. После того как ЕАСТ оказалась бессильной в конкуренции с ЕЭС, правительство Великобритании принимает решение о вступлении страны в "Общий рынок", но согласие "шестерки" было получено только после третьего тура переговоров в 1973 г. При этом Англии пришлось идти на значительные уступки:
переходный период устанавливался сроком на 4,5 года;
существующие пошлины должны были уменьшаться постепенно в пять этапов, по 20 % на каждом;
признание более высоких цен на сельхозпродукцию;
отказ от признания фунта стерлингов в качестве резервной валюты;
постепенное увеличение взносов в бюджет ЕЭС со 100 млн. ф. ст. в 1973 г. до 300 млн. в 1980 году.
В послевоенном развитии ФРГ можно выделить две основные тенденции. Первая связана с "экономическим чудом", когда страна, восстановив народное хозяйство от разрушительных последствий войны, закрепилась в мировой экономике на втором месте после США. Вторая обусловлена колебаниями темпов роста и привела к уменьшению доли ФРГ в промышленном производстве стран Запада. Однако в целом сочетание различных факторов, внутренних и внешних, создавало благоприятную основу для сохранения относительно высоких темпов развития (табл. 19).
таблица 19
Общая характеристика этапов послевоенного развития ФРГ
Хронологические рамки
Содержание этапа
1
2
50-е гг.
Ускоренное развитие машиностроения, приборостроения, оптики, электроэнергетики
государственная политика "приглушения конъюнктуры", направленная на торможение экономического подъема и погашения инфляции
активная социальная политика. 1953 г. – "год потребителя"
1
2
60-е гг.
Интенсификация сельского хозяйства, усиление процессов укрупнения хозяйств
сильное влияние НТР на развитие химической промышленности, автостроения, нефтеперерабатывающей промышленности (база – иностранные патенты и лицензии). Модернизация технической базы промышленности. Усиление концентрации производства при разделении производственных функций между крупными и мелкими предприятиями
кризис традиционных отраслей
усиление ориентации на внешний рынок
составление общих народнохозяйственных, отраслевых и региональных планов
70-е гг.
Переход к реиндустриализации. Развитие наукоемких производств
возрастание роли мелких и средних предприятий
усиление государственного регулирования в рамках неолиберальной доктрины. Стимулирование экспорта долгосрочного капитала с целью выравнивания платежного баланса
Изменение условий экономического развития ФРГ, особенно внешних, обусловленное резким изменением соотношения курса марки к валютам других развитых стран в конце 70-х гг., обнажило различные структурные перекосы в западногерманской экономике, накопленные за прошедший период. Экономическая структура, характеризовавшаяся чрезмерно высокой долей промышленности и низкой долей сферы услуг, относительно слабым развитием инфраструктуры, пришла в несоответствие с новыми внутренними и внешними условиями экономического развития. В стране назрели условия для структурного скачка. Его важнейшим элементом становится перенос за рубеж части промышленного производства. За границу начинают перемещаться в основном нерентабельные, а также экологически вредные предприятия. В стране остаются отрасли с технологически сложным производством, на продукцию которых имеется высокий спрос.
Важное значение для укрепления роли и места ФРГ в Западной Европе имело завершение создания свободной торговли промышленными товарами и образование в 1979 г. Европейской валютной системы.
Получив самостоятельность от американской оккупационной администрации, японское правительство в кратчайший срок успешно решило задачу выбора пути дальнейшего экономического развития, взяв курс "внешнеэкономической ориентации". В 1952 г. был принят закон, который разрешал образование экспортных картелей. В целях поощрения экспорта широко практиковалось его субсидирование. Импортные лицензии выдавались преимущественно на закупку оборудования и сырья для модернизации промышленности. Проникновение в Японию иностранного капитала ограничивалось. Главным торговым партнером Японии были США. Для более эффективного использования американской помощи был организован "Специальный счет для промышленных инвестиций". В 1952 г. Япония вступила в Международный валютный фонд, а в 1955 г. стала членом Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), действовавшего с 1948 г.
С середины 50-х гг. Япония вступила в период невиданно высоких темпов экономического роста. Началось время "экономического чуда" (табл. 20).
Таблица 20
Показатели экономического развития развитых стран
в 1951-1970 гг. (в%)
Япония
Фран-ция
Анг-лия
США
ФРГ
Ита-лия
Среднегодо-вой прирост промышлен-ной продукции
15, 2
6, 2
3
4
7, 4
7, 4
Среднегодо-вые темпы ВНП
11
5, 8
2, 8
4, 1
4, 9
5, 6
Причины японского “экономического чуда”:
расширение внутреннего рынка;
высококачественная рабочая сила;
особая система наёмного труда;
высокоэффективное использование иностранной экономической помощи;
массовое обновление основного капитала;
беспрецедентная закупка ноу-хау, патентов и лицензий.
В последнее время в экономической литературе принято выделять группу факторов, сыгравших особую роль в экономическом развитии Японии. Среди них:
гомогенность японской нации, что выражается в осмыслении необходимости концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях;
отсутствие сырьевых ресурсов, что заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства, внедрять материало- и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива;
действие антивоенной Конституции Японии, ограничившей средства на оборону в 1% от ВНП;
выгодное географическое положение.
Для стадии индустриализации начала 60-сер. 70-х гг. было характерно бурное развитие материалоемких секторов – металлургии, нефтепереработки, химических производств. Промышленные гиганты концентрировались в городах-портах, обеспечивающих ввоз сырья и вывоз продукции. Ускоренными темпами шла урбанизация прибрежных зон Японии. При перестройке японской промышленности был использован опыт прямого контроля, осуществлявшийся накануне войны, при активной роли правительства в формировании структуры промышленности. Государство применяло селективные налоговые и кредитные льготы, выборочный контроль над составом конкурентов в отраслях. Особое значение имел полный государственный контроль над всей системой внешнеэкономических связей. Сюда входили:
распределение по лимиту средств на оплату импорта в соответствии с отраслевыми приоритетами;
ограничение притока иностранных капиталовложений;
поощрение импорта технологий.
Такой контроль над внешнеэкономическими связями действовал 22 года, его "либерализация" длилась 10 лет. Она включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. Только в 1971 г. была введена полная обратимость иены.
Значительные изменения происходят в эти годы и в других сферах. В 1961 г. был принят Основной сельскохозяйственный закон, главной целью которого стал перевод сельского хозяйства на рельсы крупного товарного производства. С 1965 г. начала осуществляться стратегия преодоления бедности, в результате которой доходы нивелировались, социальный разрыв сглаживался и становился минимальным даже для развитых стран.
Между тем "нефтяной шок" первой половины 70-х гг. показал слабые места национальной экономики и предопределил кризис 1974-1975 гг., который проявился в спаде производства, гиперинфляции и затоваривании. Это заставило Японию начать коренную перестройку всей экономики.
В условиях кризиса и структурной перестройки на передний план начала выдвигаться неоконсервативная модель развития экономики. Концепция "гражданского благополучия" трансформировалась в "японскую модель общества благополучия". Отличительная черта этой модели – минимальные общественные ассигнования, связанные с решением социальных проблем. Основной акцент делался на "свободу индивидов" и гарантию социального дохода, не ослабляющего побудительные мотивы к высококачественному труду. Принцип "справедливого распределения" уступил место принципу "равных возможностей".
Особенности экономического развития западных стран позволяют выделить три основные модели смешанной экономики.
Национальные модели смешанной экономики:
неоэтатистская модель: Франция, Великобритания, Италия, Япония;
неолиберальная модель: США, ФРГ;
модель централизованного согласия: Швеция, Нидерланды; Австрия, Бельгия.
Эта классификация является достаточно условной, т. к. в действительности каждая страна со временем может использовать инструменты, свойственные другой модели. Так, для Франции было характерно сближение с неолиберальной моделью, для США, наоборот, с неоэтатистской. Тем не менее, развитие смешанной экономики представляет собой сочетание этих трех моделей. Но их проявление в конкретной экономике меняется от одной страны к другой.