Конспект лекций по предмету "Вероисповедание"


Реформация и ранний протестантизм.

В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два глав­ных сановника города. Они обвинялись... в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям прино­сить публичное покаяние за свой грех... Вот уже пять лет как в городе-государстве утвердилось чрезвычайно влиятельное положение (фактически полная власть) одного из проте­стантских вождей Жана Кальвина. Он попал сюда случайно: будучи про­ездом, остался, следуя уговору одного проповедника, и, как выяснилось, навсегда. Этот человек был хил и слаб от природы, но необыкновенно си­лен духом, умен, последователен, фанатичен и жесток. Именно он в ко­роткий срок абсолютно изменил образ жизни горожан. Еще вечер, но на улицах нет прохожих, закрыты почти все трактиры, не звучит музыка, запрещены танцы и театр, азартные игры. Не дай Бог кому-нибудь одеться ярко или богаче других! Завтра с раннего утра женевцы начнут добросовестно трудиться. Кто имеет успех в своем деле, будет считать­ся отмеченным Богом. Труд, скромность, бережливость, вера и нрав­ственность — вот главные лозунги Кальвина. Крайность, чудачество, фанатизм - так выглядит учение Кальвина.. Отчасти да. Но, по сути, это начало новой цивилизации, развитую стадию которой мы ви­дим сейчас в Западной Европе и в Северной Америке. Кальвин, как и многие его сторонники — вожди нового протестантского направления в христианстве — заложили идейную основу капиталистического укла­да жизни. Именно деятельность миллионов безвестных людей, повино­вавшихся религиозному долгу и считавших самым главным в своей жиз­ни скромный, упорный труд, успешное предпринимательство, — заложила основу богатства и огромных достижений этой цивилизации.
Реформация (от лат. геformatio преобразование, исправ­ление) — это широкое общественное и духовное движение, получившее наибольшее развитие в XV в., направленное против католичества. Цель Реформации — исправление, рефор­мирование христианства, возвращение его к первоначальным апостольским идеалам. Многих людей той эпохи возмущало богатство церкви, злоупотребления и ханжество священников, аморальность некоторых римских пап и многое-многое другое. Недовольные находились и в среде самого католического ду­ховенства. Из истории вы наверняка помните Яна Гуса, со­жженного на костре за еретические взгляды и породившего своим учением целую серию гуситских войн в Чехии в первой половине XV в.
Огромное влияние на духовные искания XV—XVI вв. ока­зало учение гуманизма (от лат. Humanias - человечность). В его основе лежит положение о том, что человек ценен сам по себе. Именно он, человек, со своим человеческим поведением, с талантами и слабостями находится в центре философской си­стемы гуманизма. Высшая ценность — это человеческая жизнь, разум, с помощью которого можно постичь весь мир и законы его существования. Гуманизм стал связующим звеном между философией античности и веком Ренессанса (Возрождения). Из гуманизма выросло учение философов-просветителей XVIII в. Основоположниками гуманизма были Данте, Петрар­ка, Бокаччо, Лоренцо Балла, Мишель де Монтень, Томас Мор и многие другие. Очень глубокие корни пустил гуманизм в Гер­мании (особенно в крупнейших университетах), в этой стране он и перешел постепенно в церковную Реформацию. Возникновению Реформации и протестантизма предше­ствовали не только духовные, но и социально-экономические предпосылки. Для Европы это время ознаменовалось глубо­ким кризисом феодальной системы, зарождением капиталис­тического уклада. Доживала свой век «Священная Римская Империя германской нации», рушились многие привычные устои жизни, назревали первые буржуазные революции. Преобразующую роль в жизни европейцев сыграли Великие гео­графические открытия, изобретение книгопечатания.
Обычно начало Реформации и протестантизма связывают с конкретной датой и конкретным событием (конечно, это несколько условно). В 1517 г. в Германии шла широкая прода­жа индульгенций (вспомните предыдущую тему), средства от которой католическая церковь намеревалась направить на строительство Собора св. Петра в Риме. С этой целью в г. Виттенберг приехал доминиканский монах, который сумел со­брать с горожан немалые деньги. Миссия доминиканца и стала поводом для резкого выступления местного священника и про­фессора богословия Мартина Лютера, который в знак проте­ста 31 октября 1517 г. запер свой храм и прибил на дверь зна­менитые 95 тезисов, осуждавших продажу индульгенций. Первоначально Лютер, вероятно, не предполагал становиться рас­кольником церкви: сам ход истории вывел его на эту роль. По меткому выражению Ф. Энгельса, выступление священника стало «ударом молнии в бочку пороха». Вызванный вскоре папой Львом X для разбирательства, Лютер отказался явить­ся в Рим и публично сжег папскую буллу (грамоту), отлуча­ющую его от церкви. Затем деятельность «вероотступника» была осуждена на соборе в городе Вормсе, а германский им­ператор Карл V Габсбург объявил его вне закона. Озлобление было столь сильно, что Карл решил убить Лютера со всеми сторонниками. В ответ на это несколько германских князей и городов объявили протест, защитив реформатора. С этого момента к сторонникам Лютера стал применяться термин про­тестанты, от которого все течение получило название про­тестантизм. Это название наполнилось позже более широ­ким смыслом, как протест против католической церкви и власти папы.
После этих бурных событий, расколовших общество, Лю­тер не только продолжал развивать свое учение, но и призвал к широкому обновлению церкви, возврату ее к апостольским временам раннего христианства. Мартин Лютер был не толь­ко великим теологом и реформатором церкви, но и переводчиком Библии на родной язык, внесшим большой вклад в раз­витие немецкого языка, а кроме того — теоретиком музыки, композитором (автором хоралов и религиозных песен, осно­ванных на немецком фольклоре), т.е. очень талантливым и разносторонним человеком.
Новое течение было официально оформлено в 1521 г. в виде документа «Аугсбургское исповедание», которое составил друг, последователь и систематизатор учения Лютера- Филипп Меланхтон. Еще более радикальными оказались последователи М. Лю­тера в Швейцарии - Жан Кальвин и Ульрих Цвингли. Оба они пришли к выводам о необходимости религиозной рефор­мы самостоятельно и помимо Лютера. Кальвину удалось ре­ализовать свое учение в свободном швейцарском городе-госу­дарстве Женеве, а Цвингли развернул деятельность в Цюрихе. Последний пошел очень далеко: он закрыл все монастыри, отменил мессу, изгнал из церквей живопись и музыку. Богат­ства церкви он пускал на медицину, благотворительность и об­разование. Цвингли полемизировал не только с католиками, но и с протестантами, в том числе и с Лютером, считая, что они остановились в реформах на полпути. Цвингли погиб в сраже­нии с католиками, сопровождая войско протестантов в каче­стве священника. Кальвин был не только смелым реформато­ром, но и одним из первых протестантских богословов, оставившим 59 томов своих произведений. Его учение отли­чалось от других важным положением «об абсолютном пре­допределении», то есть о том, что посмертная судьба каждо­го человека уже заранее предопределена Богом. Реформация в Германии породила в 1524—1529 гг. крово­пролитную крестьянскую войну, вождем которой стал Томас Мюнцер, находившийся под влиянием идей Лютера и чешс­ких таборитов (вспомните историю средних веков). Реформа­ция толкнула Мюнцера на борьбу за всеобщую социальную справедливость в защиту бедных и обездоленных. Большинство реформаторов — протестантов осудили Мюнцера за ра­дикализм его взглядов и кровопролитие.
Католическая церковь пыталась пойти на незначительные уступки, одновременно усиливая террор против непримиримых деятелей Реформации. Не случайно именно в это время был создан монашеский орден иезуитов (см. предыдущую тему).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.