В 1546 г. перед Консисторией (органом руководства религиозной общиной) Женевы предстали два главных сановника города. Они обвинялись... в участии в танцах. Нелегко было этим солидным людям приносить публичное покаяние за свой грех... Вот уже пять лет как в городе-государстве утвердилось чрезвычайно влиятельное положение (фактически полная власть) одного из протестантских вождей Жана Кальвина. Он попал сюда случайно: будучи проездом, остался, следуя уговору одного проповедника, и, как выяснилось, навсегда. Этот человек был хил и слаб от природы, но необыкновенно силен духом, умен, последователен, фанатичен и жесток. Именно он в короткий срок абсолютно изменил образ жизни горожан. Еще вечер, но на улицах нет прохожих, закрыты почти все трактиры, не звучит музыка, запрещены танцы и театр, азартные игры. Не дай Бог кому-нибудь одеться ярко или богаче других! Завтра с раннего утра женевцы начнут добросовестно трудиться. Кто имеет успех в своем деле, будет считаться отмеченным Богом. Труд, скромность, бережливость, вера и нравственность — вот главные лозунги Кальвина. Крайность, чудачество, фанатизм - так выглядит учение Кальвина.. Отчасти да. Но, по сути, это начало новой цивилизации, развитую стадию которой мы видим сейчас в Западной Европе и в Северной Америке. Кальвин, как и многие его сторонники — вожди нового протестантского направления в христианстве — заложили идейную основу капиталистического уклада жизни. Именно деятельность миллионов безвестных людей, повиновавшихся религиозному долгу и считавших самым главным в своей жизни скромный, упорный труд, успешное предпринимательство, — заложила основу богатства и огромных достижений этой цивилизации.
Реформация (от лат. геformatio преобразование, исправление) — это широкое общественное и духовное движение, получившее наибольшее развитие в XV в., направленное против католичества. Цель Реформации — исправление, реформирование христианства, возвращение его к первоначальным апостольским идеалам. Многих людей той эпохи возмущало богатство церкви, злоупотребления и ханжество священников, аморальность некоторых римских пап и многое-многое другое. Недовольные находились и в среде самого католического духовенства. Из истории вы наверняка помните Яна Гуса, сожженного на костре за еретические взгляды и породившего своим учением целую серию гуситских войн в Чехии в первой половине XV в.
Огромное влияние на духовные искания XV—XVI вв. оказало учение гуманизма (от лат. Humanias - человечность). В его основе лежит положение о том, что человек ценен сам по себе. Именно он, человек, со своим человеческим поведением, с талантами и слабостями находится в центре философской системы гуманизма. Высшая ценность — это человеческая жизнь, разум, с помощью которого можно постичь весь мир и законы его существования. Гуманизм стал связующим звеном между философией античности и веком Ренессанса (Возрождения). Из гуманизма выросло учение философов-просветителей XVIII в. Основоположниками гуманизма были Данте, Петрарка, Бокаччо, Лоренцо Балла, Мишель де Монтень, Томас Мор и многие другие. Очень глубокие корни пустил гуманизм в Германии (особенно в крупнейших университетах), в этой стране он и перешел постепенно в церковную Реформацию. Возникновению Реформации и протестантизма предшествовали не только духовные, но и социально-экономические предпосылки. Для Европы это время ознаменовалось глубоким кризисом феодальной системы, зарождением капиталистического уклада. Доживала свой век «Священная Римская Империя германской нации», рушились многие привычные устои жизни, назревали первые буржуазные революции. Преобразующую роль в жизни европейцев сыграли Великие географические открытия, изобретение книгопечатания.
Обычно начало Реформации и протестантизма связывают с конкретной датой и конкретным событием (конечно, это несколько условно). В 1517 г. в Германии шла широкая продажа индульгенций (вспомните предыдущую тему), средства от которой католическая церковь намеревалась направить на строительство Собора св. Петра в Риме. С этой целью в г. Виттенберг приехал доминиканский монах, который сумел собрать с горожан немалые деньги. Миссия доминиканца и стала поводом для резкого выступления местного священника и профессора богословия Мартина Лютера, который в знак протеста 31 октября 1517 г. запер свой храм и прибил на дверь знаменитые 95 тезисов, осуждавших продажу индульгенций. Первоначально Лютер, вероятно, не предполагал становиться раскольником церкви: сам ход истории вывел его на эту роль. По меткому выражению Ф. Энгельса, выступление священника стало «ударом молнии в бочку пороха». Вызванный вскоре папой Львом X для разбирательства, Лютер отказался явиться в Рим и публично сжег папскую буллу (грамоту), отлучающую его от церкви. Затем деятельность «вероотступника» была осуждена на соборе в городе Вормсе, а германский император Карл V Габсбург объявил его вне закона. Озлобление было столь сильно, что Карл решил убить Лютера со всеми сторонниками. В ответ на это несколько германских князей и городов объявили протест, защитив реформатора. С этого момента к сторонникам Лютера стал применяться термин протестанты, от которого все течение получило название протестантизм. Это название наполнилось позже более широким смыслом, как протест против католической церкви и власти папы.
После этих бурных событий, расколовших общество, Лютер не только продолжал развивать свое учение, но и призвал к широкому обновлению церкви, возврату ее к апостольским временам раннего христианства. Мартин Лютер был не только великим теологом и реформатором церкви, но и переводчиком Библии на родной язык, внесшим большой вклад в развитие немецкого языка, а кроме того — теоретиком музыки, композитором (автором хоралов и религиозных песен, основанных на немецком фольклоре), т.е. очень талантливым и разносторонним человеком.
Новое течение было официально оформлено в 1521 г. в виде документа «Аугсбургское исповедание», которое составил друг, последователь и систематизатор учения Лютера- Филипп Меланхтон. Еще более радикальными оказались последователи М. Лютера в Швейцарии - Жан Кальвин и Ульрих Цвингли. Оба они пришли к выводам о необходимости религиозной реформы самостоятельно и помимо Лютера. Кальвину удалось реализовать свое учение в свободном швейцарском городе-государстве Женеве, а Цвингли развернул деятельность в Цюрихе. Последний пошел очень далеко: он закрыл все монастыри, отменил мессу, изгнал из церквей живопись и музыку. Богатства церкви он пускал на медицину, благотворительность и образование. Цвингли полемизировал не только с католиками, но и с протестантами, в том числе и с Лютером, считая, что они остановились в реформах на полпути. Цвингли погиб в сражении с католиками, сопровождая войско протестантов в качестве священника. Кальвин был не только смелым реформатором, но и одним из первых протестантских богословов, оставившим 59 томов своих произведений. Его учение отличалось от других важным положением «об абсолютном предопределении», то есть о том, что посмертная судьба каждого человека уже заранее предопределена Богом. Реформация в Германии породила в 1524—1529 гг. кровопролитную крестьянскую войну, вождем которой стал Томас Мюнцер, находившийся под влиянием идей Лютера и чешских таборитов (вспомните историю средних веков). Реформация толкнула Мюнцера на борьбу за всеобщую социальную справедливость в защиту бедных и обездоленных. Большинство реформаторов — протестантов осудили Мюнцера за радикализм его взглядов и кровопролитие.
Католическая церковь пыталась пойти на незначительные уступки, одновременно усиливая террор против непримиримых деятелей Реформации. Не случайно именно в это время был создан монашеский орден иезуитов (см. предыдущую тему).