Дробление старообрядчества, отпочкование от него и от ортодоксальной церкви новых групп верующих, объясняющееся многими причинами, в том числе общественными, политическими и идейными, продолжалось в конце XVII, а также в XVIII и XIX вв. В XVIII в. в России возникло течение духовных христиан,близкое во многом старообрядцам беспоповцам. Общая черта в мировоззрении этих течений — негативное отношение к церкви как погрязшему в грехе человеческому институту, не имеющему святости (духовные христиане) и потерявшему святость (старообрядцы — беспоповцы). Вера, с точки зрения духовных христиан, должна исповедоваться свободно, и никто не имеет права определять правила ее исповедания. В этом смысле духовные христиане очень сходны с протестантами. Не случайно протестантские течения баптистов, адвентистов, пятидесятников и др., которые начали вскоре проникать в Россию, в качестве питательной среды использовали именно секты духовных христиан. Для всех сект, входящих в это течение, свойственна общинная, замкнутая жизнь с идеалами равенства, братства и самосовершенствования. Замкнутость сект — следствие постоянных преследований со стороны власти, непонимания окружающих, постоянного состояния «обороны». В конце XVII в. возникло течение христоверов (или хлыстов). Они верили в то, что Христос может вселиться в каждого человека, но для этого необходим строгий аскетизм и молитва в виде «радения», когда верующие приводят себя в состояние религиозного экстаза с целью соединения со Святым Духом. Иногда христоверы бичевали себя (отсюда название хлысты). По другой версии хлысты — это искаженное «христы». Крайняя группа христоверов вершиной совершенства считала самооскопление мужчин и женщин (скопцы). В XIX в. христоверы раскололись на множество групп, враждовавших друг с другом. Наиболее мягкие христоверы объединились в общество «Новый Израиль» и в 1914 г. эмигрировали в Уругвай. Сейчас в России сохранились очень маленькие группы христоверов на Северном Кавказе.
Самые заметные течения духовных христиан — это духоборы (или духоборцы) и молокане.Духоборы отвергали церковь, иконы, кресты, они отказывались служить в армии, вступали за равенство людей, не признавали никакой власти. Вместо Библии они читали собственную «Животную книгу» (книгу жизни), которая состояла из псалмов, написанных самими духоборами. «Бог есть дух» — считают духоборы. Основы учения, религиозные тексты и напевы передаются духоборами из поколения в поколение.
Духоборов много раз переселяли внутри России, в том числе в Грузию. В 1898—1899 гг. произошел массовый исход духоборов из России в Канаду, куда их пригласили квакерские общины и где они живут и по сей день, сохраняя свои традиции и своеобразную культуру. В судьбе духоборов принимал участие Л.Н. Толстой: на его средства были зафрахтованы пароходы для их переселения. Часть духоборов живет сейчас в России на Северном Кавказе и в некоторых других районах. В 1991 г. состоялся съезд духоборов, они создали свою организацию в России. Слово духоборыможно трактовать двояко: как борцы «за святой дух», либо как «борящиеся со святым духом». Вполне возможно, что это название первоначально было дано им православными иерархами и носило в себе именно оттенок осуждения, но понравилось самим духоборам, которые поменяли его смысл «на 180 градусов». Название «молокане» тоже объясняется по-разному: от названия реки Молочная или от некоего «духовного молока», которым они питаются (есть и другие версии). Молокане признают Библию, но по сравнению с духоборами их взгляды более умеренны. Во время службы они читают Библию и поют псалмы. В учении молокан присутствует элемент эсхатологии(с гр. учение о конечной точке) — ожидание скорого второго пришествия Христа и установления царства Божия на земле (сравните с адвентистами!). В мире около 300 тыс. молокан, они живут в США, Канаде, Латинской Америке. В основном это эмигранты из России. Некоторые молокане вернулись на Родину. На Северном Кавказе, в Закавказье, на Украине и в Центральном районе России живут общины молокан как вернувшихся, так и сохранивших здесь свои поселения. В 1991 г., так же как и духоборы, молокане России провели свой съезд и объединились в союз, имеющий периодический печатный орган.
Ответвлением молокан является секта прыгунов (во время молитвы они приходят в состояние экстаза, в чем сходны с христоверами). В Азербайджане и Армении сохранились небольшие группы верующих этого направления. Христоверов, молокан и духоборов принято считать «старыми русскими сектантами» в отличие от протестантских сект более позднего времени. Они, безусловно, далеки от православия, но являются заметным и чрезвычайно интересным фактором религиозной жизни России.