Мухаммед не был глубоко оригинальным мыслителем и, как считают исследователи, в этом отношении он явно уступал другим пророкам. Однако он сумел извлечь из известных ему религий то, что было так необходимо арабам в тех условиях - призыв сплотиться под знаменем единого бога. Можно выделить четыре группы влияний, оказавших воздействие на формирование вероучения и обрядности ислама: (иудаизм, христианство, зороастризм и доисламские языческие культы арабов. Самое интересное, что Мухаммед вначале вовсе не настаивал на том, что он создаёт новое религиозное учение и, по-видимому, первое время чуть ли не отождествлял проповедуемую религию с иудаизмом Он выступал за признание единого бога, которого он по существу отождествлял с иудейским Яхве. Во всяком случае, в Коране Аллах не раз говорит как о своих о тех деяния, авторство которых которых в книгах Ветхого Завета приписывается именно богу Яхве. Почти всю мифологию своей религии Мухаммед заимствовал из Библии, включая пророков от Авраама до Иисуса. Авраам даже совмещён при этом с «владыкой Каабы» в качестве праотца арабов. В первые годы Мухаммед даже молился, обратив лицо к Иерусалиму. По некоторым данным мединские иудеи тоже вначале проявляли интерес к Мухаммеду. Однако, не умея читать, он узнавал о содержании Библии из устных бесед и воспроизводил услышанное лишь в модифицированном виде. Иудеи открыто высмеивали теологические ошибки Мухаммеда, он же в свою очередь, обвинил иудеев в том, что они исказили богооткровенное содержание Библии и предписал своим последователям во время молитвы обращать лицо к Мекке. Однако в содержании исламского вероучения значительные следы иудаизма (как и христианства) сохранились и в дальнейшем. Так в ислам вошел комплекс эсхатологических идей (восходящий еще к зороастризму): учение о конце света, воскрешении мертвых и Страшном Суде, которые занимают в исламе одно из центральных мест. Некоторые исследователи даже колеблются - что было главным в первоначальной исламской проповеди - единственность Аллаха или возвещение грядущего конца света. Но нет необходимости противопоставлять их. Неверие в «последний день» рассматривается в Коране как столь же тяжкий грех, как и неверие в Аллаха. «И среди людей некоторые говорят: Уверовали мы в Аллаха и в последний день. Но они не веруют» (2:7) Но в отличие от Нового Завета эсхатологическая проповедь Корана не говорила о близости сроков светопреставления, она лишь возвещала его неизбежность.
Дуализм доброго и злого богов. Аллаху противостоит злой бог, именуемый в Коране либо Шайтаном, либо Иблисом. Коран, в отличие от библии говорит о том, отуда он появился: когда был сотворен первочеловек, Аллах велел всем созданном им ангелам поклониться ему; Иблис, единственный из ангелов, возгордился и не захотел пасть ниц перед «сотворенным из праха» Адамом, за что был изгнан с небес и обречен на муки ада; однако до Судного дня ему дана отсрочка, а пока же Иблис является главой злых духов (джинов и шайтанов), которые вредят людям.
Учение об аде и рае, о загробном воздаянии человеку за его дела хорошо разработано в исламе. Будучи заимствованным. из Библии оно получает, так сказать, «восточную специфику», дабы угодить грубым, чувственным вкусам современников Мухаммеда. Рай - это прекрасный сад в котором текут реки, повсюду распространяя прохладу, вкусные плоды висят на огромных тенистых деревьях. Праведные мусульмане, одетые в роскошные платья, будут лежать на мягких постелях и прекрасные черноокие девы будут разносить им в чашах прохладительные напитки. Если в сфере вероучения, ислам явился в определенной. степени продолжением иудео-христианской традиции, то в обрядности и нормативных установлений (правил поведения верующих) очень велико влияние древних арабских верований и культов. Из старого культа ислам сохранил то большое значение, которое придавалось в нем паломничеству к святилищам и прочим почитаемым местам. Мекка с ее Каабой осталась в исламе таким же священным городом, каким была и при языческих паломничествах.
Культурные традиции арабов также оказали воздействие на нормы семейной жизни (многоженство и подчиненное положение женщины) и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа) и даже на характер пищевых запретов (не пить вина). Все это способствовало обособлению ислама от других, пусть даже родственных ему, религий. Кроме того, ислам выработал и ряд собственных, оригинальных элементов вероучения.
Не был чужд арабам и зороастризм. Его последователи - персы (маджусы по Корану) жили в различных районах Аравии, и ко времени зарождения ислама даже господствовали на юге Аравии. Распространение ислама в зороастрийском Иране, захваченном арабами одним из первых, происходит в то время, когда учение его еще не подвергалось систематической разработке. Персидские богословы внесли в него многое из своих прежних религиозных воззрений Влияние вероучения зороастризма наиболее заметно в эсхатологии ислама. Зороастрийской является и вера в ангелов, никогда не засыпающих и записывающих все деяния человека, и в мост Сират, тоньше женского волоса, острее лезвия меча и горячее пламени, перекинутый над адом, по которому только и можно попасть в рай. С зороастризмом связывают и обычай ношения женщинами покрывала. Заимствованными из зороастризма являются ежедневная пятикратная молитва, учение о ритуальной чистоте, и установление пятницы как дня еженедельных собраний. Многие из хадисов положения, заимствованные из религиозных книг зороастризма или же являются подражанием персидским образцам. Зороастризм, который возводит в ранг религиозных обязанностей стремление к приумножению материальных благ, занятие земледелием, скотоводством, заботу о земле, пастбищах, сострадание к родителям и близким, умножение потомства, оказание помощи единоверцам, - имел заметное воздействие и на этическое учение ислама. Перекликается с зороастризмом и фатализм ислама.
К моменту смерти Мухаммеда не было еще вполне оформлено новое учение. Позднее его основные положения были развиты мусульманскими богословами. В догматике ислама почти нет ничего нового по сравнению с вероучением иудаизма и христианства, так как из этих религий много было заимствовано исламом. Есть, конечно, и отличительные особенности вероучения: 1.Ислам перенял иудео-христианскую идею монотеизма. Он требует веры в единого бога – Аллаха. Но принцип монотеизма возведен в исламе более последовательно. Ислам не признаёт христианского учения о триединстве Бога.Аллах един, неразделен и единствен. 2. Ислам заимствовал у монотеистических религий учение о мессии – посреднике между Богом и человеком, но отверг при этом догмат о боговоплощении. Мухаммеду, не говоря уже о других пророках, отказано в божественной природе. Он только человек, но избранный Богом, а потому способный разговаривать с Богом и ангелами. Фактически он наделяется сверхъестественными качествами. 3. Своеобразной чертой ислама является идея абсолютной покорности Богу. Покорность носит всеохватьвающий характер: чедовек покоряется Богу, правителям, установившемуся порядку вещей, дети – родителям, женщины – мужчинам. Этот догмат нашел отражение в названии религии – ислам - покорность. 4. Одним из важнейших догматов в исламе является догмат о предопределении, пронизывающий все мусульманское вероучение. Согласно мусульманским представлениям, в мире не существовало и не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Еще до сотворения мира было сотворено перо («калам»), которое, выполняя поручения Всевышнего, записало всё то чему суждено случиться в грядущей истории человечества, и это не дано изменить никому. Каждому человеку предназначена определённая судьба, которая неотвратима. Заранее предназначено все: от мелочей до самых больших изменений в жизни. Определен и час смерти. 5.Учение о священной войне (джихад и газават) – против неверных, т.е. против язычников, неверующих и верующих в другие религии. 6. Учение об ангелах: в исламе почитаются бестелесные существа.
Пять столпов ислама. Первый столп («ташахууд») - выражен фразой: «Нет бога, кроме Аллаха, и мухпммед Посланник его». Она состоит из двух частей: первая из них утверждает веру в единого бога - Аллаха, вторая часть утверждает веру в его пророка Мухаммеда. Это формула исповедания веры. Чтобы принять ислам, считаться мусульманином, необходимо произнести эту формулу на арабском языке в присутствии как минимум 2-х свидетелей мусульман. Верующим же рекомендуется почаще произносить эту формулу. Время от времени Аллах посылает на землю своих посланников которым поручал проповедовать новую религию. Шесть из них являются главными: Адам, Ной, Авраам, Моисей, Христос и Мухаммед. Но Мухаммед самый великий из пророков и последний из них. Он «Печать пророков». Аллах больше не будет посылать их на землю. У Мухаммеда особая «пророческая» душа, которую Аллах создал еще до сотворения мира и лишь с рождением Мухаммеда поместил ее в его тело. Все пророки обладали даром творить чудеса. Однако Мухаммед категорически отказывается сотворить нечто подобное, мотивируя свой отказ тем, что Коран – величайшее из чудес, и что тот, чьими устами он передан, не нуждается в других доказательствах своей особой миссии. Второй столп гласит: каждый мусульманин обязан совершать пять раз установленную молитву («намаз») Эта молитва произносится на арабском языке на заре, в полдень, во второй половине дня, при заходе солнца и в начале ночи. Совершение молитвы предполагает некоторые условия. Во-первых, надо помнить наставление Корана: «Верующие! Не приступайте к молитве, когда вы пьяны». Во-вторых, перед молитвой необходимо очиститься омовением. В-третьих, молящийся должен обратить свое лицо к Мекке. В-четвертых, его тело должно быть покрыто одеждой. В-пятых, молящейся должен расстелить молитвенный коврик. Третий столп. Необходимо поститься в месяц рамадан (это девятый месяц по лунному календарю). Пост обязателен для всех, кроме больных, беременных женщин, а также путешественников. Девочки начинают соблюдать пост с 9 лет, мальчики - с 12. В течение месячного поста нельзя ничего есть и пить от восхода солнца до его захода. Нельзя купаться, в это время, курить, нюхать цветы и духи, принимать лекарства вовнутрь и прикладывать их к ране. Смерть в месяц рамадан - богоугодное дело и умерший обязательно попадает в рай, так как двери ада в это время закрываются. Во время этого поста правоверные прибавляют к пяти обычным молитвам еще одну, долее длительную (до двадцати простираний), которая совершается вечером под руководством имама. Четвертый столп. Обязательная милостыня («закят»). Пятый столп. Каждый совершеннолетний мусульманин обязан хоть раз в жизни совершить паломничество к святым местам - в Мекку и желательно – в Медину. Паломничество должно быть приурочено ко времени праздника Курбан-байрам (10-е число 12 месяца).