Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием. После смерти Мухаммеда в Аравии правили жестокие завоеватели - халифы (букв. заместители Мухаммеда и самого Аллаха). Отсюда и название государства - Арабский халифат. Первым из них был Абу-Бакр, который укрепил свою власть в Аравии и совершил первые завоевания за пределами халифата. Но правил он всего два года (632-634 гг.). При нем началась работа по систематизации стихотворных изречений Мухаммеда с целью сведения их в единую книгу (Коран). Стихотворные высказывания Мухаммеда ходили тогда по рукам в виде отдельных записей. Они были сделаны на пальмовых листьях, кусках ткани, глиняных черепках, пергамене (особо выделанной коже животных), камнях и других обычных и необычных писчих материалах за исключением бумаги, которая в то время хотя и была уже изобретена в Китае, но появилась в арабском мире гораздо позже. Кое-кто из его последователей говорил, что помнит все это наизусть, но постепенно правильный текст забывался, начинал искажаться. Еще более беспощадным завоевателем был второй халиф - Омар, устроивший погромы в захваченных им центрах древней культуры - Александрии и Иерусалиме. Святые места христиан, а также развалины разрушенной до того римлянами святыни древних евреев - Храма Соломона — надолго оказались в руках мусульман (крестовые походы XI - XIII вв. происходили под лозунгом освобождения Святых мест из рук «неверных», т.е. мусульман в понимании христиан). На заброшенном каменистом пустыре, где когда-то стоял храм Соломона, Омар демонстративно совершил молитву, подчеркнув этим, что исламская религия — прямая преемственница древнего иудаизма.
Среди мусульман Омар считался простым, суровым, но справедливым правителем, который за всю жизнь нисколько не обогатился лично, хотя фактически управлял несметными сокровищами. Для своих единоверцев он был строгим судьей, считавшим, что за безнравственное поведение мусульман необходимо жестоко карать, но еще лучше казнить. Нарушивших супружескую верность, например, он приказал наказывать «побиением камнями» до смерти. Омар пытался в этом вопросе опереться на авторитет Мухаммеда, но выяснилось, что о таких суровых мерах пророк никогда не говорил. Тогда находчивый правитель объявил, что записи, где содержатся эти высказывания, съели мыши. Во владения халифата постепенно вошли Египет, Сирия, Ирак и другие территории. С тех пор подавляющее население этих стран — арабы, носители ислама. Позже арабские завоеватели, двигаясь по Северной Африке и подчинив ее, достигли Атлантического океана, перешли Гибралтарский пролив и вторглись в Испанию. Отдельные отряды арабов-мусульман потревожили даже юг Франции. Пользуясь слабостью Византии и Персии, мусульмане распространили свое влияние на все Иранское нагорье, Среднюю Азию, часть Закавказья (Азербайджан, небольшую часть Грузии — Аджарию), позже (в XVI—XIX веках) — на отдельные народы Северного Кавказа. Центром «исламизации» восточных и южных степных районов, граничащих с Древней Русью, была Золотая Орда, в которой мусульманство постепенно стало официальной религией, сменив языческие верования. Мусульманские правители покорили часть Индии (вытеснив из этой страны буддизм). В XIV—XV веках через завоевания турок-сельджуков ислам распространился на территорию павшей в 1453 г. Византии и затем дошел до Балкан (ислам приняли после турецкого завоевания отдельные славянские народы полуострова). Мирным путем ислам широко распространился в Индонезии, Малайзии, в меньшей степени на Филиппинах. После того, как в 664 г. собственный раб убил Омара, третьим халифом стал престарелый зять Мухаммада — Усман (или Осман). В молодости он слыл богатейшим мекканским купцом, но вынужден был бежать из города после того, как принял мусульманство. Мухаммад и Усман были женаты на дочерях друг друга. (Усман смог побыть мужем даже двух дочерей пророка, первая из которых умерла. За это он впоследствии получил почетное прозвище - «Обладатель двух светочей»). При нем была завершена работа по составлению Корана и сделаны его 4 рукописных списка, главный из которых остался в Медине. Орфография, структура и правила чтения Корана еще долго дорабатывались. Окончательно они были канонизированы в так называемом каирском издании лишь в начале XX в. Очень важно, что Коран является священной книгой только на арабском языке, а все переводы этой книги, в том числе и на русский язык - лишь приблизительный текст для не владеющих арабским языком о ее содержании. Коран делится на так называемые суры (букв, наиважнейшее). Сур в Коране 114, есть длинные и совсем короткие. Суры расположены не по содержанию, а по длине («по убыванию»): вначале - самые длинные, в конце - короткие (от 286 в начале до 3 стихов). По времени возникновения (за исключением короткой первой суры) они тоже расположены в обратном порядке: ранние - в конце, поздние - в начале. Так как написана эта книга стихийно, без определенного плана, то читать ее человеку непосвященному очень трудно. Изложение отрывочно, хаотично и многопланово. По правилам арабской письменности (как и еврейской) Коран читается справа налево, так что начало этой книги надо искать в конце (в таком виде она напечатана и в некоторых русских переводах).