Основные отличия протестантизма от православия
и католицизма касаются следующих положений: отвержение церковного предания и авторитета
церкви в вопросах веры и церковной организации, своеобразный подход к пониманию учения о спасении; отказ от почитания святых;
отказ от таинства священства; своеобразие понимания и практики причастия (евхаристии);
особенности крещения и миропомазания^ отказ от таинства покаяния; отказ от почитания креста, икон и святых мощей; отвержение церковной иерархии; отказ от молитвы за умерших. 1. Отвержение церковного предания и авторитета церкви в вопросах веры и церковной организации. Протестантизм был реакцией верующих на злоупотребления Римской церкви, которые выразились в претензиях священнослужителей к истинному пониманию Слова Божьего и интерпретации Священного Писания и включение этих суждений в состав Священного Предания. Представителями Реформации вопрос о Предании рассматривался как чисто человеческое добавление, которое не имеет никакого отношения к Писанию христиан. Лютер и Кальвин провозгласили Слово Божие единственным источником и авторитетом в спасении верующих, в вопросах веры и церковного устройства. Тем самым протестантизм отверг авторитет Священного Предания, санкционированный учителями церкви, ее отцами, решениями Соборов, и оставил за верующими возможность каждому, исходя из собственного опыта, трактовать и понимать Св.Писание. Так, в лютеранском катехизисе говорится, что "мы из одного только Священного Писания можем научиться, во что веровать и как мы должны жить".
По мнению представителей православия и католиков, многие заблуждения протестантов вытекают из отвержения ими Священного Предания - хранилища религиозного опыта жизни христиан. Отвергая этот опыт, протестантизм, искажает религиозную жизнь христиан и пытается отождествить Слово Божие с Писанием. Православные же и католические богословы рассматривают Священное Предание и как Слово Божие, неотраженное в Писании, но сохраненное и донесенное до верующих через Предание церкви. Они считают, что 140
слово Божие заключено и в Библии, и в Предании, дополняющих друг друга. Без Предания нельзя правильно разуметь Писание.
Отвергнув Предание, протестантизм в некой мере впал в противоречие со своим собственным учением, так как вместо церковного Предания он возвел на пьедестал Лютера, Кальвина, Цвингли, Меланхтона и их труды. На наш взгляд, вопрос о Предании, поднятый Реформацией, был вызван не столько истолкованием вероучения, сколько необходимостью обосновать независимость .церковных организаций протестантов. Предание в той или иной форме отстаивает необходимость преемственности в жизнедеятельности церкви, защищает сложившуюся церковную организацию и ее иерархию. Если же отказаться от Предания в форме, исповедуемой православными или католиками, то появляется возможность получить самостоятельность в организации религиозной жизнедеятельности. Ведь традиция церковного устройства отвергается, как созданная людьми, .“ не Богом. Однако после отказа от Предания .для создания устойчивой религиозной жизни верующих общин протестантам потребовался собственный фундамент веры, который и был создан в виде почитания лидеров Реформации и их теоретических трудов. Так на месте старой церковной традиции была создана новая ("король умер, да здравствует король!").
Отказавшись от церковного предания, протестантом должен был отказаться и от носителей его. Поэтому в ходе Реформации были упразднены церковная иерархия и таинства, которые возводили представителей церкви на разные ступени этой иерархии.
2. Учение о спасении. Рассматривая учение о спасении, протестанты отвергли положения католических и православных богословов о том, что спасение человека основывается на вере и добрых делах, убеждая, что для спасения достаточно только одной веры.
Суть протестантского учения о спасении лаконично выражена в знаменитой "Формуле согласия" немецкого лютеранства: "Человек вполне пассивно относится
к своему обращению, он совсем ничего не делает, а лишь переносит то, что делает с ним Бог". Спасение совершается Самим Богом, не делами человека, но одной верою, обладание которой всецело зависит только от Бога; Он дает веру по своему изволению, и эта вера -единственный путь спасения; она человека делает праведным. Верой своей человек приближается, приобщается к Богу и, ради Христа, получает от него спасительную благодать.
Кроме чисто богословского аспекта, протестантизм игнорирует католический и православный взгляд на участие церкви в деле спасения, заключающийся в том, что верующий может получить спасение только в церкви и только через нее. Протестантизм же упразднил священнослужителя как посредника между Богом и верующим, а значит, и саму церковь (в традиционном понимании). Спасение, основанное на одной только вере, без добрых дел, которые, как правило, совершаются через и при участии церкви, -такой подход к проблеме не устраивал католиков и православных. Отвергая необходимость участия священнослужителей и самой церкви в жизнедеятельности верующего человека, протестантизм на месте старой системы, отражавшей феодальные отношения, создает новую, отвечающую запросам нового, буржуазного, общества.
3. Учение о церкви. Отвергнув учение о Предании и спасении, протестантизм упростил и понимание роли церкви в жизни человека и общества. Борясь с засильем католической церкви, реформаторы отвергли и ту церковную иерархию, которая исторически сложилась в христианстве. Это было обусловлено теми теоретическими постулатами, на которых покоится протестантизм. Главная задача, которая осуществлялась в ходе реформирования церкви, сводилась к упрощению и уменьшению влияния католической церкви на жизнь общества, возвращение к первоначальным истокам раннего христианства.
Однако многие вопросы, особенно организованного устройства религиозной жизни общества, не были
достаточно определены в Писании, а большей частью разработаны и внедрены в предании церкви, против которого и выступали протестанты. Таким образом, вопрос о церкви стал необходимым звеном в деле Реформации, и без него невозможно было бы развивать новые воззрения.
Кроме того, вопрос о церкви и ее организации связан с небесной иерархией, поэтому протестантизм вместе с земной, церковной, организацией должен был упростить и небесную. Что и было сделано: исключалось поклонение святым, иконам и св. мощам, а земная иерархия упрощалась путем отмены таинства священства как ненужного. Ведь духовное священство, по мнению протестантов, не является уделом избранных, а принадлежит всем христианам. "Все мы, - учил Лютер, - священники, т.е. мы дети Христа, Высшего Священника. Мы не нуждаемся, поэтому ни в каком другом священнике, кроме Христа, так как каждый из нас поручил назначение от Самого Бога... Все мы через кре-тение делаемся священниками".
Всякий верующий может в церкви проповедовать Слово Божие и совершать таинства. Если же в обществе верующих и существуют пасторы и суперинтенданты, то только ради порядка. Пасторы избираются обществом [II людей, способных учить членов общины и совершать таинства, и возложение на них рук старейшин (ярдинация) не является посвящением, а лишь свиде-пмьством их избрания на пастырскую должность.
Таким образом, протестантизм, начав борьбу с католицизмом за устранение его влияния на жизнь обще-спза, вынужден был отвергнуть и саму систему церковной иерархии, заменив ее на "буржуазно-демократическую организацию" с соответствующей системой подчинения, отвечающей потребностям нового общества. Свободный бюргер должен иметь свободу в решении религиозных вопросов, что и было осуществлено в период реформирования церкви.
4. Таинства. Теоретически переориентировав христианское вероучение на одно лишь Писание и работы
лидеров Реформации, протестанты затронули и культовую сторону жизнедеятельности христианства. Отличительная особенность культовой деятельности протестантизма - упрощение религиозного культа и устройства церковных сооружений. Если до Реформации христиане. признавали семь таинств: крещение, миропомазание, священство, брак, покаяние (исповедь), соборование, то протестантизм, за исключением англиканской церкви, признает лишь два из них - крещение и причащение (евхаристия).