Понятие"протестантизм" происходит от латинскогорго1ек1ап8 (рго^е^апИя), что значит: возражающий, несогласный, и применяется для обозначения одного из основных течений в христианстве, образовавшегося в ходе Реформации XVI века в Европе как протест против идеологии и практики католической церкви и объединившего множество самостоятельных течений, церквей и сект.
Реформаторское движение XVI в. было подготовлено всем ходом развития католической церкви. Во всех слоях западного христианского общества длительное 1зремя назревало недовольство тогдашним положением, состоянием дел в церкви и клире. Представители религиозных общин настойчиво требовали, чтобы Папа Римский отказался от светской власти, ограничившись духовной в пределах деятельности католической церкви, чтобы высшие иерархи и клир строго соблюдали в жизни нормы нравственности, чтобы были отменены индульгенции, улучшено народное религиозное образование, восстановлено благочестие в церкви и т.п.
На протяжении XV в. многие прогрессивные богословы обосновывали необходимость коренных изменений в жизнедеятельности церкви.Парижский университет в это время стал центром распространения реформаторских идей. Отсюда вышли многие ученые, поборники реформ: канцлер университетаИоанн Жерсон, ректор университета Николай фон Клеманж и др. Отдельные ученые и религиозные деятели- Джои Виклеф в Англии, Ян Гусе в Чехии, Савонарол в Италии также протестовали против реакционных порядков в церкви. Эти разрозненные выступления подготавливали будущую Реформацию. Католическая церковь долгое время яростно защищала средневековые порядки, не желая расстаться со своим могуществом. 131
В начале XVI в. церковь еще обладала огромной властью, и везде, где назревал или только замышлялся протест против старых порядков, появлялись эмиссары инквизиции и, выполняя папские распоряжения, зажигали свои костры (так был сожжен на костре Ян Гусе).
Однако постепенно к этому времени антицерковное движение обретало все больший размах и силу, социальная база реформаторов, правда, была крайне пестра: главы государств, добивавшиеся политической независимости от Рима, промышленники и торговцы, страдавшие от налогового бремени и феодальной раздробленности (при этом зарождавшаяся буржуазия требовала предоставления не только экономической, но и "духовной" свободы), деятели культуры и науки, возмущенные устаревшей церковной догматикой, а также крестьяне, нещадно эксплуатируемые феодалами, среди которых церковь была одним из главных феодалов. Словом, интересы всех недовольных переплелись в одном клубке, хотя каждый из участников антицерковного движения отстаивал свои узкие интересы, но в целом все эти силы объединяла единая цель - подорвать всемогущество церкви и облегчить свое собственное положение. Разнохарактерность "коалиции" внесла в ее ряды определенные противоречия, которые отрицательно сказались на ходе и развитии Реформации в Европе. Ослабляли Реформацию и такие представители антицерковных сил, которые даже не помышляли о выходе из лона католической церкви, а лишь стремились в определенной мере ограничить влияние римокатоликов на свою жизнедеятельность.
Начало активному периоду положил августинский монахМартин Лютер, ставший лидером и основателем нового религиозного течения в христианстве. Мартин Лютер родился в небогатой семье в1483 г. Образование получил в Эрфуртском университете. Будучи ревностным католиком, он в 1505 г. вступил (послушником и монахом) в августинский монастырь в Эрфурте и вел аскетический образ жизни. В 1507 г. он стал священником, а в 1508 г. перешел на работу в Виттенбергский
университет, где в 1512 г. получил степень доктора богословия и должность профессора библеистики, которую он сохранил за собой до конца жизни.
В 1510 г. Мартин Лютер, побывав в Риме, воочию убедился в распущенности обитателей папского двора и римского духовенства и получил истинное представление о мнимой "святости" служителей римской церкви. Формальным поводом для широкого движения реформаторов послужили события1517 г. в Германии.
В этот злополучный для римокатоликов год доминиканский монах Тецель по поручению Папы Льва Х организовал в Германии широкую распродажу индульгенций на отпущение наказаний не только за совершенные грехи, но и за будущие. Лютер, наблюдая за распродажей, выступил против этого кощунства. Как священник, он отказал своим прихожанам, купившим у Тецеля индульгенции, в разрешительной молитве, объяснив, что индульгенции, хотя они и исходят, от римского Первосвященника, не избавляют грешников от наказаний. Избавить человека от наказания могут только его внутреннее сокрушение о грехах, искреннее раскаяние, решимость исправиться и обновление жизни для достижения христианских добродетелей. Индульгенция же, порождая в человеке нравственную лень и .южную самонадеянность, ведет человека к духовной деградации и гибели.
Между представителем папского престола Тецелем II Лютером завязалась острая полемика. Тецель угрожал Лютеру церковным отлучением за еретические речи и своим правом сжигать еретиков. Возмутившись таким поведением папского эмиссара, Лютер написал95 тезисов, в которых обосновал вред для христиан индульгенций, учения о сверхдолжных делах и о чистилище. По обычаю того времени он вывесил тезисы на воротах церкви Виттенбергского замка и вызвал Тецеля на диспут. Тогда Лютер еще не помышлял о какой-либо радикальной реформе церкви. Основная идея его тезисов сводилась к тому, что для спасения грешника требуется ею внутреннее покаяние, которое нельзя купить, заме-
нить внешней денежной жертвой.
О полемике между Лютером и доминиканцем вскоре узнали в различных городах Германии. Многие правоверные католики сочувствовали Лютеру. На его сторону стал даже саксонский курфюрст (нем. КигГш'51 -князь, имеющий право участвовать в выборах императора) Фридрих Мудрый.
Папа сначала увидел в столкновении Лютера с доминиканцем обыкновенный, хотя и неприятный для него спор представителей разных монашеских орденов. В 1518 г. он вызвал Лютера в Рим, но саксонский курфюрст и Виттенбергский университет попросили разобраться с этим делом на месте. Тогда Папа поручил уладить спорный вопрос местному кардиналу Каэтану.
Однако Лютер, воодушевленный успешным диспутом, решительно выступил за реформацию церкви, не идя ни на какие уступки папству. В 1520 г. он обнародовал воззвание "К императорскому величеству и христианскому рыцарству немецкой нации", в котором призывал всех отвергнуть папство и его иго. Это воззвание мгновенно разошлось по всей Германии и увеличило ряды сторонников Реформации.
Латинские богословы доложили папе Льву X, что споры вокруг тезисов Лютера и его бунтарское воззрение угрожают большой опасностью церкви. В ответ Рим издал буллу об отлучении Лютера от церкви. 10 декабря 1520 года еще недавно образцовый монах публично сжег папскую буллу, отлучающую его от церкви. Это было неслыханно дерзким вызовом не только букве веры, но и власти могущественного Рима. Только заступничество светской власти спасло Лютера от смерти. В Германии его поддержали многие профессора богословия, священники, студенты, рыцари и князья. Начался раскол -формальное отделение Лютера и его последователей от римско-католической церкви.
Папские легаты потеряли в Германии всякий авторитет и их критика деятельности реформаторов не находила отклика у верующих. Тем временем Лютер и его сподвижникМелаихтом беспрепятственно распростра-
няли свои взгляды на то, какими должны быть основы нового понимания христианства. В 1521 г. Меланхтом ясно и просто изложил новое учение в специальном сочинении, в 1522 г. Лютер издал свой перевод Нового Завета. Новое учение во многом перекликалось с взглядами предшественников Реформации. Отвергая ряд католических вероучительных положений, Лютер отвергал и общехристианские положения.
За основу нововведений он взял убеждение в том, что слабый греховный человек своими силами не может достигнуть оправдания и спасения. Оправдывается же и спасается, он только лишь верой в Искупителя, которая есть дар Божий, и личным общением с ним. Лютер отверг все посредствующее в деле человеческого спасения: церковь, священную иерархию и ряд таинств. В его концепции христианства не нашлось места и небесным посредникам - святым, их мощам и поклонение иконам. Отверг он и Священное Предание, признав только Священное Писание, которое доверил толковать каждому верующему лично. Тем самым в деле спасения Лютер поставил между Богом и человеком только личную веру п способность каждого христианина самому толковать и изъяснять Писание. Из традиционной триады "человек - церковь - Бог" он убрал церковь, как связующее звено между верующими и Абсолютом. На этой основе и зиж-.(ется лютеранская церковь.
Другой значимой фигурой в становлении и развитии протестантизма был Жан Кальвин. Он родился в 1509 г. в зажиточной буржуазной семье в г.Нойоне, на севере Франции. В четырнадцать лет отправлен учиться в г. Бурж. После смерти отца (1531) будущий реформатор увлекся гуманитарными науками, изучение которых II привело его в конце концов в лагерь протестантов. К 1534 г. Кальвин уже становится последовательным реформатором. В 1536 г. вышел из печати его труд "Нас-1 явления в христианской вере" ("1п5111и11о геН§1оп5 сЬпв-чапае"), который неоднократно переиздавался и дополнялся, и в конце концов, превратился в обобщенное изложение всего догматического и церковного учения
кальвинизма.
В содержании этой работы еще мало оригинального. Автор преследовал цель - систематизировать сумму уже определившихся протестантских идей. Не человек с его страданиями и сомнениями занимал Кальвина, а восстановление истинного понятия о Боге, умаленного папизмом. К этой основной теме добавлялось и учение о предопределении, развитое в последующих изданиях.
Нас интересуют два этих момента, ибо они стали основанием протестантского мировоззрения. Идея безусловного господства воли Божьей, избирающей людей лишь орудиями своими, исключает мысль и даже само представление о возможности свободного выбора человеком решения, о его заслугах в земных делах. Вытекающее отсюда понятие о предопределении развито было еще Блаженным Августином и более или менее разделялось всеми реформаторами XVI в., но никто из них не пошел так далеко в обосновании, формулировании этого принципа, как Кальвин.
По его учению, предназначенные к вечному спасению составляют небольшую группу, избранную непостижимым решением Бога, независимо от всяких их заслуг. С другой стороны, никакие усилия не могут спасти тех, кто осужден на вечную гибель. Как добрые, так и злые дела людей предначертаны Богом, но это нисколько не снимает с человека вины: всякая неправда, оскорбление имени Божьего влечет за собой суровую кару. Имеется в учении Кальвина и другая сторона. Человек не в праве доискиваться, что решено о нем на небесах, он должен уповать на свою принадлежность к избранникам, если идет по пути, указанному Богом. Полное подчинение воли человека божественным предначертаниям должно .порождать в нем сознание правоты и силы оказывать сопротивление властям мира сего, когда они действуют против господней воли.
В учении Кальвина протестантизм принимает сухой, рационалистический облик. Он нигде не оставляет места игре воображения, четкому чаянию: везде строгое
логическое рассуждение и ссылка на текст Писания. Кальвин определял церковь как всякое соединение людей, в котором раздается проповедь Слова Божьего и совершаются таинства (крещение и причастие). Духовная власть ставится им достаточно высоко, он требует отлучения от церкви всякого провинившегося, если от него отказались многие протестанты. В учении о причащении он разъяснял, что хлеб и вино - лишь знаки нашего духовного общения с Телом и Кровью Христа (считаем не лишним напомнить, что католики и православные рассматривают хлеб и вино как Кровь и Тело Христа), но в действительности вкушает их лишь избранник, благословенный истинной верой.
"Наставление в христианской вере" сразу же создало Кальвину славу одного из крупнейших богословов ^похи. Благодаря его личным качествам протестантизм (кальвинизм) с самого начала занял видное место в мире. В Женеву, где жил популярный реформатор, стекались его поклонники со всех концов Европы, шли учиться будущие борцы против католицизма. У него просили совета и более зрелые мужи: Лютер, Меланх-гон, Слейдан, Гетман и многие другие. Кальвин отзывался на все значительные вопросы, возникавшие в связи с общеевропейской Реформацией.
Более 20 лет читал он богословские лекции, комментировал отдельные книги Библии и подробно разбирал их в последовательных проповедях. Кальвин предстает перед нами в двух ипостасях: ученый богослов-теоретик и организатор и политик.
В своей реформаторской деятельности Кальвин ^ашел весьма далеко: он удалил из церкви все, что напоминало о католичестве - иконы, кресты, престолы и пр. Даже церковная музыка и церковные украшения бы-;111 отменены. Само богослужение было ограничено только проповедью, чтением молитв и пением псалмов, обрядность была отменена. Таинство крещения совершалось окроплением водой без крестного знамения, таинство причащения - в виде преломления хлеба пооче-редно каждым из присутствующих (и притом сидя).
Только эти два таинства и были сохранены Ж.Кальви-ном в церковных обрядах. Отвергнув церковную иерархию, он заменил ее учителями и проповедниками, учредив должность старейшин для наблюдения за нравственностью каждого члена общины и дьяконов - для заведования благотворительными учреждениями. Избрание всех этих должностных лиц Кальвин предоставил не светской власти, как Лютер, а общинам.
Реформаторское движение в Швейцарии началось несколько позже, чем в Германии, и независимо от него. Здесь горячим поборником реформы выступил Уль-рих Цвингли. Он был священником в небольшом городке Эйнзидельне близ Цюриха. В 1519 г. по приглашению верующих переехал в Цюрих, где занимался проповеднической деятельностью в кафедральном соборе.
Цвингли убеждал, что в практической религии нужно руководствоваться только Св. Писанием. Не без влияния Цвингли в 1520 г. цюрихский совет принял решение, которое рекомендовало проповедникам строго придерживаться евангельского учения.
В 1522 г. Цвингли при поддержке сторонников образовал собственную религиозную общину.
В 1523 г. глава новой общины дважды выступал на религиозных диспутах в Цюрихе где в присутствии множества священников активно отстаивал свое учение, изложенное в 67 тезисах. После этих диспутов большинство цюрихцев высказалось за поддержку Реформации. В 1524-25 г.г. в богослужение Швейцарии введен родной язык, из костелов и кирх убраны иконы, монастыри превращены в учебные и благотворительные заведения.
В 1531 г. в одном столкновении католиков и реформаторов Цвингли погиб. Католики надругались над трупом реформатора, а затем сожгли его.
В это время в Германии наряду с бюргерской заметно активизировалась и народная Реформация, выдвинувшая предельно радикальные социальные требования, автором которых был ее вождьТомас Мюнцер.Начинал он как последователь Лютера, но вскоре стал главным идеологом "народной Реформации", признан-
ным предводителем крестьян и городских низов. Его заслуга состояла в том, что в своих воззрениях он выразил мироощущение народных масс, открыто выступивших против феодального гнета. В религиозной идеологии Мюнцер придерживался формулы "оправдания верой". Земное призвание понимал как решительную борьбу избранных ревнителей Бога, призванных создать новый справедливый мир, где будет торжествовать добро и альтруизм. Однако крестьянская война в Германии потерпела крах, и радикальные взгляды ее вождя и идеолога постепенно сменились на умеренные.
В Англии Реформация обрела особую форму. Одним из поводов реформирования этой церкви послужила ссора между Папой Климентом VII и английским королемГенрихом VIII (1509-1547), после которой английский парламент в 1533 г. принял закон о религиозной независимости Англии от Папы и утвердил верховные права в церковных делах за королем. В 1534 г. Генрих VIII объявил себя главою английской 'церкви и вскоре издал, от имени парламента, изложения веры в десяти членах, где заметно влияние идей Лютера. При Эдуарде VII (1547-1553) эти десять пунктов подверглись пересмотру, а в 1551 г. были изданы изложения веры, состоявшие из 42 членов английского исповедания. Так было положено начало англиканской епископской церкви.
Для более углубленного знакомства с протестантизмом нам потребуется хотя бы в общих чертах рассмотреть основные особенности вероучения и культа протестантов.