Некоторые текстовые классификация носят нетрадиционный характер. Примером одной из таких типологий с полным правом можно назвать концепцию В. П. Белянина (1988: 48-88). Как было показано в п. 1, многие лингвисты при классификации художественных текстов пользуются традиционным разделением литературы на три жанра — лирику, эпос и драму, каждый из которых предполагает выделение разновидностей того или иного жанра. В. П. Бе-лянин пытается ввести в классификацию художественных текстов новые критерии, основанные на достижениях психолингвистики.
По мнению В. П. Белянина, каждому типу текста соответствует определенный тематический набор объектов описания (тем) иопределенные сюжетные построения. В рамках каждого типа текста можно выделить довольно ограниченный (с семантической точки зрения) список предикатов, которым характеризуются выбранные объекты материального и соци-
ального мира. В свою очередь, этим предикатам соответствуют наборы лексических элементов, которые встречаются довольно часто в текстах определенного типа, а Тексты другого типа, входя в другие семантические пространства, имеют иные смыслы.
В. П. Белянин предлагает различать следующие типы текста.
1. Светлые тексты. Основное идейное содержание свет лых текстов составляет понимание того, что все живое уни кально и неповторимо. Главный герой (автор) понимает всю самоценность всего живого и несет свое светлое понимание жизни другим людям. В основе светлых текстов лежит описание мира личности или того мира (в том числе и природного), который окружает эту личность. «Я», высту пающему как субъект жизнедеятельности, приписываются в светлом тексте предикаты с общим значением честный, чистый, уникальный. Примерами таких текстов могут слу жить образцы японской поэзии хокку, танку, многие рас сказы А. Гайдара, а также другие тексты (Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»).
2. Активные тексты. Содержание активных текстов определяется противопоставлением главного героя действиям других персонажей, которые пытаются помешать ему. По ходу сюжета герой, обладающий рядом достоинств, пытается реализовать свои идеи, представляющиеся ему чрезвычайно ценными и важными для всех членов общества. Он органи зовывает вокруг себя единомышленников, друзей, помощни ков, которые верят в его идею и в его бескорыстие и честность. Враги же — это злые, подлые, коварные люди, которые борются против него, пользуясь его наивностью, доверчивостью и неосведомленностью во многих темных и грязных делах. Завершается, как правило, такой текст «по бедой добра над злом» и развенчанием врагов и предате лей. Основной характеристикой активных текстов является их динамичность. Примером такого текста является роман П. Вежинова «Барьер».
3. Простые (или жестокие) тексты. Семантика про стых текстов определяется наличием оппозиции «я» — «враг». Положительный герой характеризуется как человек
простой, обычный, а враг — знающий, наблюдающий и чужой. Предикат «простой» получает следующее толкование: естественный, нормальный, делающий свое дело. «Простой»- — это тот, кто звезд с неба не хватает, академий не кончал, но и не глупый: когда надо, он может понять, а самое главное — сделать. Многие простые и жестокие тексты существуют в виде сказок или рассказов о животных. Примерами таких текстов является хорошо известная сказка о Красной Шапочке, повесть Р. Киплинга «Маугли», рассказы Э. Сетона-Томпсона («Лобо») и др.
4. Веселые тексты. Веселые тексты написаны легко и свободно. Они насыщены описанием большого количества событий, героев и их поступков. Встреча с опасностями каждый раз завершается для героя веселого текста их удачным преодолением и победой. В финале, как правило, говорится о том, что герой устремляется к новым приключениям. Веселые тексты описывают поведение людей, характеризующихся богатством идей, предприимчивостью, ловкостью, изворотливостью и всегда веселым настроением. Герой веселого текста готов покорить весь мир: с легкостью обманывают всех Хлестаков («Ревизор» Н. В. Гоголя) и барон Мюнхгаузен («Приключения барона Мюнхгаузена» Э. Распе), никогда не унывает Великий комбинатор Остап Вендер («Двенадцать стульев* и «Золотой теленок» Й. Ильфа и Е. Петрова), преодолевают все преграды друзья-мушкетеры («Три мушкетера» А. Дюма).
б. Красивые тексты. Для красивых текотов характерно описание большого количества нереальных и / или трагических ситуаций, происходящих с героями («Всадник без головы* М. Рида). От веселых текстов они отличаются меньшим количеством действующих лиц и большим пристрастием к красочным описаниям необычных событий, происходящих с героем. Стиль их приподнятый и нарочито красивый, изящный.
6. Усталые тексты. Такие тексты достаточно разнообразны в содержательном плане, но их идейная направленность сводится к одной мысли: слабого надо пожалеть, ему надо помочь. Это тексты о жизненных трудностях, о горестях поражений, о болезнях и разочарованиях в жизни. Главным
героям усталых текстов приписывается, как правило, предикат «робкий*. Одной из особенностей таких текстов является отсутствие предикатов с яркой эмоционально-положительной окраской. В общем объеме литературы число усталых текстов невелико: «Станционный смотритель» А. С. Пушкина, «Шинель» Н. В. Гоголя, «Палата № 6» А. П. Чехова и др.
7. Печальные тексты. В таких текстах автор нередко возвращается в места юности и / или описывает картины счастливого детства. Семантический компонент таких тек стов — «сожаление* и «завершение». Все завершается, кон чается, уходит, прекращается. Будущее в таких текстах практически отсутствует. Стиль печальных текстов лиричен, нередко они существуют в поэтической форме (например, многие «Стихотворения в прозе* И. С. Тургенева). Герой печального текста — личность, которая вызывает жалость, но не унижающую, а добрую. Таков, например, немой Ге расим из рассказа «Муму» И. С. Тургенева. По психологи ческой доминанте к печальным текстам можно отнести мно гие произведения Леонида Андреева.
8. Сложные тексты. В семантике сложных (точнее говоря, усложненных) текстов ведущим является стремление понять необычное, трудное, не известное «среднему» челове ку. Это сопровождается построением гипотез в форме умо зрительных схем и моделей, авторы которых стремятся к логической непротиворечивости, но не к описанию реального состояния дел. Такого рода особенности порождающего текст мышления вызывают путаную, многоплановую, со многими отступлениями и ассоциациями структуру текста. Разные семантические компоненты сложных текстов связаны между собой очень слабо, они находятся словно на границе ас социативного мышления. Таковы, например, произведения «Игра в бисер* Г. Гессе, «Улисс» Д. Джойса, (частично) «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» Л. Кэр-ролла, многие фантастические романы («Солярис» С. Лема, «Пик ник на обочине» братьев Стругацких и г. п.).
9. Смешанные тексты. В художественной литературе существует большое количество текстов, которые не выделя ются своей языковой и содержательной отмеченностью. Мно гие тексты, если не большинство, могут заключать в себе
описание нескольких типов сознания, многих состояний и ти-пов поведений людей. Тексты, в которых можно увидеть как минимум описание двух типов сознания, называются смешанными. Для них характерно определенное сочетание лексических единиц психологически разнородной семантики, пересечение семантических полей и диффузность структурных моделей, которые существуют в «чистом виде» в текстах, представляющих один тип сознания. В самом простом случае в смешанном тексте имеется только два типа сознания, находящихся в отношении подчинения одного другому либо в отношении сосуществования (ср., например, стрекозу и муравья из басни «Стрекоза и Муравей» И. А. Крылова). Здесь нет конфликта, подобного конфликту жестоких текстов, здесь имеется всего лишь противопоставление двух типов отношения к миру, а не их противоборство. В таких текстах отсутствует усложненность на уровне поверхностного синтаксиса, но она появляется на уровне макроструктуры, а весь текст, не являясь понятным в отдельных фрагментах, не всегда понятен в его целостности («Процесс» и «Превращение» Ф. Кафки, «Женщина в песках» К. Абэ и др.).
Глава 13 ДИАЛОГ КАК ОСОБЫЙ ТИП ТЕКСТА
Особым видом текста является диалог, который членится на высказывания его участников
Вольфганг Дресслер