Анализ сущности богословско-догматических построений требует не только фиксации особенностей догматики, но и выяснения источников их формирования, чтобы постепенно погружаясь в систему религиозных построений, показать предметно неразрывность единого бытия христиан, их вероучения и, в конечном счете, религии в целом. Нам необходимо выяснить не только источники, но и описать круг тех дисциплин, которые входят в состав богословия и раскрывают смысл и направленность религиозных представлений.
По учению христиан, истины веры основаны на учении Священного Писания и Священного Предания. Что ж собой представляют данные основы христианства? "Под именем Священного Писания и Священного Предания, - разъясняет протоиерей Михаил Помазан-ский, - разумеются книги, писанные Святыми пророками и апостолами под воздействием Духа Святого, и поэтому именуются боговдохновенными" (Помазанский М. Догматическое богословие в кратком изложении. С.7). По мнению богословов, в состав Священного Писания входят книги Ветхого и Нового Заветов, которые были написаны людьми под воздействием Духа Святого.
В системе богословия сложилась совокупность дисциплин, которые изучают книги Ветхого и Нового Заветов как основные источники христианского вероучения. К ним, кроме истории Ветхого и Нового Заветов, относятся библеистика, иссагогика или, как ее чаще называют, "Введение в книги Священного Писания" (совокупность библейских дисциплин, изучающих бого-вдохновенности канона, герменевтики, перевода, датировки и все виды критики). (Богословские труды. Сб.28. С.282).
Особое место среди этих дисциплин занимает теологическая герменевтика, которую богословы определяют как "науку, излагающую способы к пониманию подлинного смысла Священного Писания", или же как искусство и науку истолкования и объяснения Священного Писания. Современные вероучители определяют эту отрасль христианского знания как науку, занимающуюся определением фундаментальных принципов толкования, а не только принципов изъяснения текста Писания (экзегезы).
Понятие "Священное Предание" истолковывается учителями церкви как передача Вселенской Церковью верующим из поколения в поколение незаписанного в канонических книгах Ветхого и Нового заветов Слова Божьего.
Митрополит Московский Макарий так раскрывал сущность и значение "Священного Предация" для верующих: "Истинное учение о Боге и о Христе заключено в Святом Писании. Но это учение должно .быть правильно понято и истолковано... Это возможно только в Церкви, которая есть "столп и утверждение истины" (1 Тем. 3. 15)". Глава Церкви - Сам Господь Бог, поэтому в церкви обитает Святой Дух, который и наставляет ее на всякую истину. Для провозглашения истины собирались Великие Соборы. Их определения остаются неизменными основаниями всего учения Православной церкви и по сей день". (Макарий, митрополит Московский. Слова и речи. СПб., 1891. С.413.)
Права излагать учение, библейские тексты и правила веры в церкви закреплены за определенным кругом лиц, которые могут от имени церкви разъяснять христианское учение, но их суждения по вопросам веры должны быть приняты соборным сознанием, т.к. без утверждения этих суждений Собором они не могут претендовать на статус общеобязательных для всех верующих. Таким образом, предание - это есть официально одобренное церковью мнение богословов по вопросам веры, которое не изложено в писании христиан, а было выработано церковью в ходе ее развития и в обязатель-
ном порядке закреплено в церковных актах.
Святое Предание также изучается богословием. Одной из центральных богословских дисциплин, изучающих и излагающих предание церкви, является патристика, которая может быть определена как "наука, извлекающая из писания Святых отцов и сводящая воедино все о предметах христианского учения" (Архиепископ Макарий. Введение в православное богословие. С.430), а также излагающая "догматические, обрядовые и исторические истины, не содержащиеся буквально в "Священном Писании" (там же, с.458).
Центральной частью православного богословия является совокупность теологических дисциплин, обосновывающих главные вероучительные положения христианской веры. К ним относятся: догматическое богословие, нравственное богословие, церковное богословие, причем в последнее входят такие дисциплины, как литургика, церковное и каноническое право, пастырское богословие.
Догматическое богословие изучает истины христианства, из которых состоит учение о Боге и Его отношении к человеку через творение и промысел, а также учение о спасении и домостроительстве божьем. "Догматическое богословие есть наука, излагающая в систематическом порядке и полноте догматы и вообще созерцательные истины христианские, и руководство к тому, как христианин должен веровать в правду и исповедовать во спасение веры". (Антоний (Амфитеатров). Догматическое богословие... С.34).
В настоящее время традиционная, консервативная структура догматического богословия состоит из двух частей: учения о триедином Боге (Троице) и учения о спасении, или домостроительстве божьем. Учение о триедином Боге включает основные догматы о сущности Бога, его троичности в лицах, догматы о сотворении вселенной, мира и человека, а также об управлении, или промысле, божьем. Во второй части догматического богословия содержатся догматы: о спасении человека, о церкви, церковных таинствах и "об окончании Божест-
венного домостроительства или о том, что совершается на суде всемирном по окончанию века".