Вероучение христианской религии с момента возникновения и по настоящее время прошло довольно тернистый путь формирования, развития и отстаивания своих положений.
Первоначальной основой раннего христианства была вера в искупительную жертву миссии Иисуса Христа, который, придя в мир людей, пострадал за их грехи и воскрес, впредь обещая тем самым спасение для всех, уверовавших в него.
Первые христианские проповедники и пророки пропагандировали свое учение, не располагая разработанной догматикой. Она складывалась и шлифовалась на протяжении многих веков вместе с формированием и развитием церкви. Первые проповедники энергично убеждали своих слушателей в том, что Единый Бог Духом Святым и силою Своею помазал Иисуса из Назаре-та, наделил Его способностью творить людям благо и исцелять всех, обуреваемых диаволом. Он нес правду о Боге для возрождения веры среди богоизбранного народа, за что его и убили безбожники. Но Бог воскресил убитого на третий день после смерти и дал ему возможность явиться пред свидетелями, пред избранными от Бога. Все христианские пророки убеждали, что всякий верующий в него получит прощение грехов именем Его.
Итак, первые христиане верили в миссию Христа, в то, что Он пострадал за верующий люд, что Он вернется на землю, чтобы установить царство божье на земле. Уже в ранних проповедях можно выделить стержневые моменты, основы христианского вероучения, которые со временем, все более развиваясь и совершенствуясь, получат концептуальное оформление. Сюда относятся идея греховности всего человеческого
рода, унаследовавшего первородный грех прародителей своих Адама и Евы; идея спасения каждого человека и искупления вины всех людей перед Богом; путь, который Своими страданиями и добровольной жертвой открыл человечеству Иисус Христос.
Характерная особенность верований ранних христиан заключалась в том, что их учение еще не выступало как самостоятельная религия, т.е. оно отстаивало себя еще в рамках иудаизма, но при этом считало себя "истинным иудаизмом".
Невозможность физически изменить бесчеловечные отношения, угнетение вынудила христиан переориентировать нараставший революционный протест против существующих порядков в моральный протест, что позволило несовершенство, бесчеловечность общественных отношений объявить результатом несовершенства каждого человека, его изначальной греховности. А поэтому стала популярной проповедь терпения и покорности, непротивления злу, прощения обид, личного морально-духовного совершенства, ибо придет час, когда явится Иисус, и все предстанут перед судом праведным. Основы раннехристианской этики требовали от верующего отказа от норм этого греховного мира и соединения в вере во Христа Спасителя.
Вся деятельность ранних христиан сводилась к пропаганде преимуществ, развитию и сохранению их учения среди других религий. С ростом числа сторонников христиан и их общин в различных частях империи, с возникновением клира, признанием христианской религии государственной возникла потребность в сведении всех имеющихся представлений о вере в единую систему.
Государству нужна была единая религия, единый центр управления религиозными организациями, т.е. единая церковь.
Однако после легализации христианства выявились и стали активно проявляться острые противоречия между различными христианскими общинами в вопросах веры, догматики, в подходе к интерпретации биб-
^
лейских текстов и устных поучений. Все это не позволяло говорить о единой религии и единой церкви. Вопрос о возникновении и распространении различных ересей достаточно сложный и трудный. Поэтому мы начнем с того, что первоначальные противоречия в вероучении христиан возникли под воздействием религиозного синкретизма периода зарождения христианства, с одной стороны, и различных культурных традиций вероисповедания и философствования в различных провинциях Римской империи - с другой.
Ярким примером такой противоречивости можно считать вероучение Ария. В начале IV в. священник из АлександрииАрий стал проповедовать свое учение о сущности Троицы. Он не принимал единосущность Бога-отца и Бога-сына. Подход Ария к пониманию сущности Иисуса Христа отражал еще античный способ мышления, попытку применить формальную логику к христианскому иррационализму. Он считал, что Сын Божий Иисус Христос не вечен, не существовав до рождения, не безначален; только Бог един и вечен, все остальное сотворено. По существу, в арианстве возрождалось учение о Логосе. Египетские епископы выступили против Ария, но в ряде провинций у него нашлись сторонники.
За этим богословским спором скрывалось сложное переплетение верований и традиций в новой религии, стремление к унификации вероучения и его догматики. Арий и большинство его сторонников были выходцами из городской среды, усвоившими принципы античного образования.
Однако христианское вероучение в большей степени апеллировало не к рассудочной логике, а ориентировалось на мистическое познание Творца и веру в чудо, чудесное воскресение, в возможность каждого верующего спастись через приобщение к Богочеловеку.
Для того чтобы положить конец богословским спорам, по инициативе императора Константина был созван первый Собор представителей христиан, который впоследствии получил название Первого Вселенского
Собора. На этом соборе Арий был отлучен от церкви, его учение осуждено как еретическое. Однако после Собора епископов в Никее в 325 г. спор о сущности Троицы еще долгое время не утихал. Только на Втором Вселенском Соборе(381 г.) христиане окончательно выработали формулировку о сущности божественной Троицы. В отдельных регионах учение Ария просуществовало до середины VII века.
Сущность Никее-Константинопольского символа веры выразилась в осуждении того, что получило впоследствии название субординациализма, т.е. подчинения Бога-сына Богу-отцу, ибо оно ставило под сомнение полноценность божественного воплощения в образе Христа, а вместе с тем и единоспасающую роль церкви.
Никейский собор впервые в истории христианства попытался сформулировать основные вероучительные положения новой религии, установил основной догмат вероучения христиан - догмат о сущности триединого Бога: будучи единственным и единым, Он одновременно существует как бы в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог Дух Святой. Христианская церковь, выполняя решения Собора, требовала от богословов и священнослужителей активно объяснять догматы.
Жесткое определение догматических основ христианского вероучения и требование строго соблюдать их обусловили появление новых богословских трений, новых ересей и новых потрясений для церкви.
Можно с уверенностью сказать, что основные богословские споры, ереси и расколы всегда проистекали из различного понимания и интерпретации христианского представления о Боге. История семи Вселенских Соборов яркое тому подтверждение. На каждом из них обличалась какая-либо ересь или какое-нибудь отклонение от церковного учения о Боге, или следствия этого понимания сверхъестественного.
Протоиерей Александр Шмеман, писал: "Века между четвертым и восьмым в учебниках церковной истории называются обычно эпохой Вселенских Соборов. И конечно, в этом процессе вхождения человеческого
ума в "разум Истины" их непреходящее значение". (Прот. А. Шмеман. Исторический путь православия. Нью-Йорк, 1954. С. 154.).
Если кратко изложить сущность ересей, которые обсуждались и осуждались на Вселенских Соборах, то она состояла в следующем: Первым и Вторым Вселенским Соборами учение Ария было осуждено как не соответствующее духу христианства; ересь Нестория (несто-рианство), осужденная Третьим Собором, состояла в том, что дева Мария родила не Бога, а человека, с которым помимо нее соединилось Слово Божие, предвечно рожденное от Отца; человек Иисус, рожденный Марией, был только обителью божества и орудием человеческого спасения, человек этот через наитие Духа Святого стал Христом, т.е. помазанником, и слово Божие пребывало с ним в особом соединении; ересь Евтихия (монофизианство), осужденная Четвертым и Пятым Соборами, отрицала человеческую сущность Христа: в нем человеческое начало было поглощено божественным и он имел лишь кажущуюся плоть. Ересь монофилитов, осужденная Шестым Собором, находила в Христе не только два естества, но и две воли, что противоречило установившейся формулировке. На Соборе, после осуждения этой ереси, было принято решение рассматривать Христа состоящим из двух естеств - человеческого и божественного, но обладающим одной волею - божественной. Иконоборческая ересь, отрицавшая иконопочита-ния, была осуждена Седьмым Собором как идолослуже-ние.
Даже этот короткий перечень осужденных Соборами ересей, на наш взгляд, дает представление, как сложно, мучительно, противоречиво и неоднозначно развивалось христианское вероучение.
Однако Соборы скликались не только для осуждения ересей, но главным образом для выработки основ вероучения христиан.
Главное в развитии христианской теории эпохи Соборов может быть сведено к следующему:1 Никейский Собор в 325 г. сформулировал первую часть символа