Угроза схизмы, что в переводе с греческого означает "раскол, разделение, распри", стало реальной уже в середине IX в. Обычно причины схизмы ищут в эконо-
мике, политике, в личных симпатиях и антипатиях римских пап и константинопольских патриархов. Особенности вероучения, культа, образа жизни верующих западного и восточного христианства исследователи воспринимают как нечто второстепенное, незначительное, мешающее прояснить истинные причины, которые, по их мнению, кроются в экономике и политике, в чем угодно, но только не в религиозной специфике происходящего.
А между тем католицизм и православие имели такие особенности, которые существенным образом повлияли на сознание, быт, поведение, культуру, искусство, науку, философию Западной и Восточной Европы. Между католическим и православным миром сложилась не только конфессиональная, но и цивилизационная граница. Христианство не представляло собой единого религиозного течения. Распространяясь по многочисленным провинциям Римской империи, оно приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся социальным отношениям и местным традициям. Следствием децентрализации Римского государства было возникновение первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской. Вскоре от Ан-тиохийской церкви отделилась Кипрская, а затем Грузинская православная церковь. Однако дело не ограничивалось только разделением христианских церквей. Некоторые отказывались признавать решения вселенских соборов и утвержденную ими догматику. В середине V в. армянское духовенство не согласилось с осуждением монофизитов Халкидонским собором. Тем самым армянская церковь поставила себя в особое положение, приняв догмат, противоречащий догматике ортодоксального христианства.
Одним из самых крупных разделений христианства было появление двух основных направлений - православия и католицизма. Этот раскол назревал в течение нескольких столетий. Он определялся особенностями развития феодальных отношений в восточных и запад-
ных частях Римской империи и конкурентной борьбой между ними.
Предпосылки раскола возникли еще в конце IV нач. - V в. Став государственной религией, христианство было уже неотделимо от экономических и политических потрясений, переживаемых этой огромной державой. Во время Никейского и 1 Константинопольского соборов оно выглядело относительно единым, несмотря на внутренние распри и богословские споры. Однако это единство зиждилось не на признании всеми авторитета римских епископов, а на власти императоров, которая распространялась и на религиозную область. Так, Никейский собор проходил под руководством императора Константина, а римский епископат на нем представляли пресвитеры Витус и Винцент.
Что касается укрепления власти римского епископа, то оно было связано, прежде всего, с престижем столицы империи, а потом уже с претензией Рима на обладание апостолическим престолом в память" об апостолах Петре и Павле. Денежные подачки Константина и строительство храма на месте "мученической смерти Петра" способствовали возвеличению римского епископа. В 330 г. столица империи была перенесена из Рима в Константинополь. Отсутствие императорского двора как бы автоматически выдвинуло духовную власть на первый план общественной жизни. Ловко маневрируя между враждующими группировками богословов, римский епископ сумел укрепить свое влияние. Воспользовавшись сложившейся обстановкой, он собрал в 343 г. в Сардике всех западных епископов и добился признания за собой права арбитража и фактического главенства. Восточные епископы никогда этих решений не признавали. В 395 г. империя распалась. Рим снова стал столицей, но теперь уже только западной части бывшей империи. Политические неурядицы в нем способствовали концентрации в руках епископов обширных административных прав. Уже в 422 г. Бонифаций 1 в письме епископам Фессалии открыто заявил о своих претензиях на главенство в христианском мире, утверждая, что от-
ношение римской церкви ко всем прочим подобно отношению "головы к членам".
Начиная с римского епископа Льва, названного Великим, западные епископы считали себя лишь местоблюстителями, т.е. фактическими вассалами Рима, управляющими соответствующими епархиями от имени римского первосвященника. Однако подобная зависимость никогда не была признана епископами Константинополя, Иерусалима, Александрии и Антиохии.
В 476 г. Западная Римская империя пала. На ее развалинах образовалось множество феодальных государств, правители которых соперничали между собой за первенство. Все они стремились оправдать свои притязания волей бога, полученной из рук первосвященника. Это еще больше подняло авторитет, влияние и власть римских епископов. С помощью политических интриг они сумели не только укрепить свое влияние в западном мире, но даже создать свое собственное государство -Папскую область (756-1870 гг.), которая занимала всю центральную часть Апеннинского полуострова.
Начиная с V в. за римскими епископами закрепился титул папы. Первоначально в христианстве папами именовались все священники. С годами этот титул стал присваиваться только епископам, а много столетий спустя он закрепился только за римскими епископами.
Укреплению папских притязаний на главенство в церкви способствовало образование в VIII в. Западной империи, возникшей в противовес Византии. Коронованный в Риме в 763 г. Пипин Короткий, вождь франков, в знак благодарности поднес папе Стефану II (752-759) Равеннский экзархат, принадлежащий грекам, а также другие земли в Италии.
С тех пор обладающие духовной властью сделались также светскими государями. Получив светскую власть, папы приложили все усилия, чтобы быть арбитрами в области политики (надо отметить, что это им очень удалось), пользуясь поддержкой западных императоров. Укрепив свою власть на Западе, папы попытались
подчинить себе все христианство, но безуспешно. Восточное духовенство подчинялось императору, а тот и не думал поступаться хотя бы частью своей власти в пользу самозваного "наместника Христа", восседавшего на епископской кафедре в Риме. Наступил длительный период вражды между папой и патриархом Константинополя, которая то обострялась, то затихала.
Достаточно серьезные расхождения между Римом и Константинополем проявились еще на Трульском соборе 692 г., когда из 85 правил Рим (римский папа) принял только 50. В обращение поступили сборники Дионисиев и др., которые принимали папские декрита-лии, опускали не принятые Римом правила и тем все определенней подчеркивая линию раскола.
В 867 году римский папа Николай 1 и Константинопольский патриарх Фотий предали друг друга публичному проклятию. Причиной раздора послужила обращенная в христианство Болгария, поскольку каждый из них стремился подчинить ее своему влиянию. Этот конфликт через некоторое время удалось уладить, но вражда двух высших иерархов христианства на этом не прекратилась. В XI в. она вспыхнула с новой силой, и в 1054 г. произошел окончательный раскол в христианстве. Вызван он был притязаниями папы Льва IX на территории, подчинявшиеся патриарху. Патриарх Михаил Керулларий отверг эти домогательства, вслед за чем последовали взаимные анафемы (т.е. церковные проклятия) и обвинения в ереси. Западная церковь стала называться римско-католической, что означало римская всемирная церковь, а восточная-православной, т.е. верной догматам. Таким образом, причиной раскола христианства было стремление высших иерархов западной и восточной церквей к расширению границ своего влияния. Это была борьба за власть. Однако христианское духовенство всегда стремилось прикрыть свои корыстные интересы словопрениями по догматическим и ритуальным вопросам. Папско-патриаршеские раздоры внешне выглядели как спор о "филиокве" (в переводе с латыни - "и от сына"). В символе христианской веры,
провозглашенном Никейским и дополненном и уточненном 1 Константинопольским соборами, были слова о вере в святого духа, исходящего от Бога-Отца. В этом же символе веры Бог-Сын провозглашался единосущным Богу-отцу, т.е. Бог-Сын и Бог-Отец были признаны равными по сущности ипостасями единого божества. Против этого последнего утверждения выступили ариа-не (течение в христианстве, основанное священником Арием из Александрии), считавшие Иисуса Христа лишь высшим творением Бога-Отца. В 589 г. на Толед-ском соборе христианской церкви (Испания), осудившем арианство как еретическое течение, для того чтобы подчеркнуть равенство Бога-Сына и Бога-Отца, в символ веры было внесено добавление в виде слова "филиокве". фраза об исхождении святого духа от Бога-Отца звучала теперь: "от Бога-Отца сына исходящего".
Возникнув в Испании в четвертом веке, проникло в Германию и распространилось там, но не сразу. Карл Великий (742-814) настаивал на внесении филиокве в символ веры, но встретил энергичное сопротивление со стороны папы Льва III. В целях сохранения символа веры "неповрежденным" и на будущее время, папа распорядился вырезать текст на двух металлических таблицах и прибить последние к дверям храма.
Это, однако не помогло: другой папа Бенедикт VIII, по настоянию другого императора, Генриха II, ввел "филиокве" в текст (1015), и с тех пор новая редакция символа веры стала обязательной у римо-католиков.
Обнаружились и другие расхождения в вероучении и культе, но они были скорее следствием взаимной борьбы церковных иерархов, чем причиной раскола христианства. Так, даже беглое знакомство с историей христианства показывает, что католицизм, впрочем, как и православие, имеет сугубо земные истоки. Раскол христианства вызван чисто историческими обстоятельствами. Ревнители католицизма привыкли считать свою религию во всех отношениях кристально чистой, в провозглашаемом вероучении - непогрешимой, а атеистов -людьми, которым верить нельзя. При этом рьяные за-
щитники веры, как правило, не утруждают себя проверкой фактов, поиском объективных критериев оценок. Они заранее готовы считать все сказанное атеистом ложным, а все или почти все в католическом вероучении - истинным. Гарантом этой истинности в их сознании выступает непогрешимость "святой католической церкви", "установленной Христом".
Современная католическая церковь располагает огромной, подчиненной строгой дисциплине армией духовенства, многочисленными монашескими орденами, миссионерскими, благотворительными и прочими религиозными организациями и учреждениями. К ней примыкают также светские массовые организации: политические партии, профсоюзы, молодежные, женские н другие объединения. Для своих целей католики широко использует прессу, радио, кино, телевидение, издательства, католические учебные заведения и т.д. Католицизм (особенно современный) и его организации отличает умение приспосабливаться к изменениям в мире.
Международный центр римско-католической церкви и резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (площадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира. Через посредство римской курии -центрального административного аппарата - папа руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира.
Согласно реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией "РакЮг Ьопих" ("Добрый пастырь" 1988), римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегаций (курирующих различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии. По решению, II Ватиканского собора при папе действует с совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, представители национальных епископских конференций, монашеских орденов,
лица, персонально назначаемые папой. В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. священников. К числу особых обязанностей католического духовенства относится соблюдение безбрачия (целибат).
Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Монашеские объединения специализируются на миссионерской деятельности и благотворительности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Создаются также особые объединения священников и мирян. К самому многочисленному и могущественному из них принадлежит "Орих 0е1" (“Божье дело”), насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира. Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах информации.
Священное Предание католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только духовенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Следуя Никео-Константинополь-скому символу, другим решениям первых семи соборов, католическая Церковь создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына (лат, ПИояие -“и сына”). В спасении людей, обремененных первородным грехом, католическое вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочь человеку возместить утраченную способность к достижению вечного спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверхдолжных дел, т.е. излишка добрых
дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле, папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.
Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливая водой, в то время как в православии только погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается при достижении се-ми-восьмилетнего возраста. Помимо, общего для христианских течений признания существования рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о чистилище - промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором. Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии Богородицы Девы Марии, а в 1950 г. - догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взята на небо "с душой и телом для славы небесной". В 1954 т. был установлен специальный праздник, посвященный "королеве небес".
В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и беатификация (возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшаемый живописными и скульптурными произведениями на религиозные темы. Главой католической Церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической церкви, принятому 1 Ватиканским собо-
ром в 1870 г., папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности.