РОДИТЕЛЬ.
Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Во-вторых, благодаря Родителю, многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии.
ДИТЯ.
Это совокупность чувств, привычек и моделей поведения, являющиеся следами детства человека. Дети способны выходить за пределы ненужных или бессмысленных общественных условностей (Родитель) и не любят тратить время на всесторонние логические выкладки (Взрослый). В этом состоянии проявляются реакции и побуждения, характерные для детского возраста.
Состояние Дитя структурно разделено на три компонента: Дитя в Дитя (изначальное ощущение себя младенцем). Взрослый в Дитя (способный к интуитивным догадкам и творчеству, которого Берн назвал "Маленький Профессор") и Родитель в Дитя (ранний невербальный уровень освоения родительских форм поведения и чувствования).
ВЗРОСЛЫЙ.
Это наименее изученный тип состояния Я. Его часто определяют как состояние остаточное после сегрегации всех элементов Родителя и Дитя. Состояние Взрослого характеризуется совокупностью ЧУВСТВ, привычек и моделей поведения, свойственных собственно взрослому человеку и соотнесенных с реальной текущей действительностью. Взрослый может быть определен как приспособляемый, разумный, строящий объективные отношения с внешним миром на основе независимого реального опыта.
3. Анализ игр
Трансакции (ТА)- это единица общения. Она начинается с трансакционного стимула - того или иного знака, осведомляющего о том, что присутствие одного человека воспринято другим.
Цель трансакционного анализа - выяснить, какое именно состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию. Все ТА делятся на дополнительные, перекрестные и скрытые. Кроме этого, последователями Э. Берна позднее были выделены прямые, непрямые и смазанные ТА.
Виды трансакций: дополнительные, перекрестные, скрытые.
Основные способы структурирования времени
Под этим Э. Берн понимал шесть основных способов людей проводить свое время: избегание, ритуалы, "времяпровождение", деятельность, игры, близость (интимность) .
3. "Игры, в которые играют люди"
Игрой Э. Берн называл серию следующих друг за другом скрытых дополнительных ТА с четко определенным и предсказуемым исходом.
К характерным особенностям игр можно отнести следующее:
- игры постоянно повторяются;
- игры проигрываются вне осознания взрослого;
-игры всегда включают в себя момент удивления или смущения;
- игры включают в себя обмен между игроками скрытыми ТА;
- в играх всегда можно обнаружить наличие ловушки;
Игры, в которые играют люди, имеют широчайший диапазон. Он простирается от невинных ежечасных игр по мелочам до зловещих и трагических, какими являются войны. Множество игр деструктивны, они несут в себе распад и уничтожение. По степени их интенсивности Э. Берн выделяет "жесткие" и "мягкие". Это можно описать на примере сексуальной игры "Динамо".
4. Сценарный анализ
Сценарий-это жизненный план личности, драма, чаще всего неосознанная, но, как правило, имеющая четкие закономерности: завязку, действие, кульминацию и финал. Он может быть комичным или трагичным, восхитительным или скучным, вдохновляющим или позорным. Э. Берн считал, что план жизни составляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывается ходом событий и достигает пика при выборе пути . Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления и свободного выбора.
Другой отличительной чертой является то, что план жизни достигает кульминации в избранной альтернативе. Финальная сцена является неотъемлемой частью его сценария. Таким образом, другие составные части сценария, начиная с первого, служат для того, чтобы привести сценарий к этой заключительной сцене. Она получила название РАСПЛАТАза сценарий. Э. Берн говорит о том, что при проигрывании нами нашего сценария мы бессознательно выбираем поведение, который приблизит нас к расплате сценария.
Кроме этого, важно отметить, что ребенок сам принимает РЕШЕНИЕ о выборе сценария. Из этого следует, что даже тогда, когда дети воспитываются в одних и тех же условиях, они могут составить совершенно разные планы своей жизни.