Выход на историческую арену новых производительных сил и утверждение в социальной структуре нового класса - буржуазии сопровождалось острой идеологической борьбой между противоборствующими социальными силами. Старая феодальная знать (а церковные иерархи, как и сама церковь, были крупными феодалами) не желала добровольно уступать свои права и привилегии и ожесточенно отстаивала их. Буржуазия же, борясь за политическое и экономическое господство, старалась ограничить власть церкви и приспособить религиозную идеологию к своим потребностям.
В этих условиях вопрос о власти находил свое отражение в отношении к проблемам свободного вероисповедания. Прогресс производства и науки сопровождался утверждением социальной значимости буржуазной интеллигенции: юристов, врачей, педагогов, художников. Деятели этого слоя выступали с требованиями утверждения идеалов светского гуманизма, всестороннего развития личности, мировоззренческого обновления идей религиозной свободы. В поисках веских аргументов гуманисты обращались к культуре и философии античности, возрождая их идеи и идеалы в противовес религиозно-созерцательной и практической деятельности современности. Важную роль в становлении новой идеологии сыграл переход от теоцентристского мировоззрения к антропоцентризму, сделавшему человека центром бытия.
Эпоха Возрождения дала миру целую плеяду выдающихся писателей, художников, музыкантов, мыслителей.Джованни Боккаччо (1313-1375),Франсуа Рабле(1494-1533),Николай Кузанский (1401-1461),Джордано Бруно (1548-1600),Уриэль Акоста (1585-1640) и многие другие гуманисты создали новую систему ценностей. Они поставили в центр бытия свободного человека во всей его реальности. Общечеловеческие ценности стали в некой степени мерилом социальной жизни. Все это стимулировало теорию и практику антиклерикализма, активизировало требования секуляризации церкви, свободы вероисповедания. Если эпоха Возрождения теоретически подготовила и сформулировала эти требования, то Реформация развила их и во многом осуществила на практике.