Конспект лекций по предмету "Проектирование интерфейсов"


Временные характеристики зрения

Характеристика
Количественное значение
Условия наблюдения
Субъективно воспри-нимаемая яркость при мельканиях, %





Частота мелькания (Гц):
8…10
16…20
24…28
Критическая часто­та мельканий для их раздельного восприя­тия, Гц





Яркость объекта (кд/м2):
0,1


Быстрота обнаруже­ния, мс
<3

<30

<7

<60
Для объектов простой конфигурации
То же, в плохих условиях наблюдения
Для знакомых человеку изображений(буквы, цифры)
То же, в условиях помех

Этот способ может базироваться на использовании одного из четырех типов знаковых систем (или их комбинации):
- буквенной,
- пиктографической,
- цифровой,
- геометрической.
При выборе знаковой системы следует учитывать:
- легкость опознания и декодирования знаков;
- требуемую длительность безошибочной работы пользователя, в том числе в
условиях стресса;
- уровень помехоустойчивости системы;
- скорость запоминания и длительность сохранения алфавита знаковой систе­мы в оперативной и долговременной памяти пользователя.
В качестве интегральной характеристики знаковой системы может использоваться коэффициент оперативности кода Коп, представляющий собой отношение времени опознания символа (знака) к времени его декодирования. Значения этого показателя для перечисленных выше знаковых систем приведены в таблице 1.
Таблица 1. Значения коэффициента оперативности кода
Знаковая система
Значение Коп
Буквенная (для одного слова)
0,9
Пиктографическая (для пиктограммы)
0,8
Цифровая (для одного числа, не более 4 разрядов)
0,6
Геометрическая (для одной фигуры)
0,6
Из приведенных данных можно, в частности, сделать вывод, что в критичес­ких ситуациях числа до трехразрядных включительно целесообразно представ­лять на экране в текстовой форме (то есть словами). Вместе с тем, основные свойства объекта или описание требуемых действий эффективнее отобразить в виде пиктограммы. Так, фразу «переслать сообщение адресату»лучше за­менить соответствующей пиктограммой. Экспериментально доказано, что наиболее значимые характеристики объекта должны кодироваться (отображаться) его контуром, а внутренними деталями - вспомогательные, второстепенные. При этом система опознавательных признаков формы знака, выбранная для определенных характеристик объекта, должна при­меняться для всего алфавита знаковой системы.
Количественные оценки влияния геометрического контура пиктограммы на эффективность ее распознавания даны в таблице 2.
При разработке знаковой системы следует учитывать, что симметричные сим­волы легче усваиваются человеком и более прочно сохраняются в кратковре­менной и долгосрочной памяти.
В качестве различительных признаков знаков в пределах одного алфавита не рекомендуется использовать:
- число элементов в знаке;
- геометрические размеры знака (по крайней мере, более двух вариантов);
- отличие знаков по принципу «позитив - негатив» и «прямое - зеркальное отражение».
Таблица 2. Влияние геометрической сложности знака на его декодирование
Показатель
Значение показателя

Простые знаки
Знаки средней сложности
Сложные знаки
Минимальное
время экспозиции, с
0,03
0,03
0,05
Среднее время декодирования при экспозиции 0,03 с
3,06
2,55
2,76
Вероятность правильного декодирования
0,80
0,97
0,98
Еще один фактор, упоминавшийся выше, количество интерактивных эле­ментов, одновременно отображаемых на экране. Естественно, на эффектив­ность работы с ними влияют и зрительные характеристики пользователя, и ка­чество используемой знаковой системы. Тем не менее при выборе нужного эле­мента сказывается еще одна характеристика пользователя - сенсомоторная. В качестве примера в таблице 3. приведены достаточно усредненные значе­ния безошибочности (Рв) и времени (Тв) выбора требуемого элемента в зави­симости от числа представленных на экране.

Таблица 3. Обобщенные показатели сенсомоторной характеристики пользователя
Количество
Рв
Тв, с
интерактивных


элементов на экране


(в активном окне)



0,999
1,5

0,997
3,0

0,995
4,0

0,97
5,0

0,94
7,0

0,92
10,0

Очевидно, что приведенные выше числовые показатели являются ус­редненными, и в реальной жизни, вероятно, не существует ни одного человека, который бы им полностью соответствовал. Тем не менее они оказываются спра­ведливы для определенных групп (категорий) пользователей. Представители каждой такой группы могут отличаться от представителей другой по целому ряду факторов: по физиологическим параметрам, по уровню компьютерной грамотности, по опыту работы с конкретным приложением и т. д. Именно по­этому, приступая к разработке интерактивного приложения, необходимо в пер­вую очередь определить (хотя бы приближенно) категорию потенциальных пользователей, для которых оно предназначено.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.