Характеристика
Количественное значение
Условия наблюдения
Субъективно воспри-нимаемая яркость при мельканиях, %
Частота мелькания (Гц):
8…10
16…20
24…28
Критическая частота мельканий для их раздельного восприятия, Гц
Яркость объекта (кд/м2):
0,1
Быстрота обнаружения, мс
<3
<30
<7
<60
Для объектов простой конфигурации
То же, в плохих условиях наблюдения
Для знакомых человеку изображений(буквы, цифры)
То же, в условиях помех
Этот способ может базироваться на использовании одного из четырех типов знаковых систем (или их комбинации):
- буквенной,
- пиктографической,
- цифровой,
- геометрической.
При выборе знаковой системы следует учитывать:
- легкость опознания и декодирования знаков;
- требуемую длительность безошибочной работы пользователя, в том числе в
условиях стресса;
- уровень помехоустойчивости системы;
- скорость запоминания и длительность сохранения алфавита знаковой системы в оперативной и долговременной памяти пользователя.
В качестве интегральной характеристики знаковой системы может использоваться коэффициент оперативности кода Коп, представляющий собой отношение времени опознания символа (знака) к времени его декодирования. Значения этого показателя для перечисленных выше знаковых систем приведены в таблице 1.
Таблица 1. Значения коэффициента оперативности кода
Знаковая система
Значение Коп
Буквенная (для одного слова)
0,9
Пиктографическая (для пиктограммы)
0,8
Цифровая (для одного числа, не более 4 разрядов)
0,6
Геометрическая (для одной фигуры)
0,6
Из приведенных данных можно, в частности, сделать вывод, что в критических ситуациях числа до трехразрядных включительно целесообразно представлять на экране в текстовой форме (то есть словами). Вместе с тем, основные свойства объекта или описание требуемых действий эффективнее отобразить в виде пиктограммы. Так, фразу «переслать сообщение адресату»лучше заменить соответствующей пиктограммой. Экспериментально доказано, что наиболее значимые характеристики объекта должны кодироваться (отображаться) его контуром, а внутренними деталями - вспомогательные, второстепенные. При этом система опознавательных признаков формы знака, выбранная для определенных характеристик объекта, должна применяться для всего алфавита знаковой системы.
Количественные оценки влияния геометрического контура пиктограммы на эффективность ее распознавания даны в таблице 2.
При разработке знаковой системы следует учитывать, что симметричные символы легче усваиваются человеком и более прочно сохраняются в кратковременной и долгосрочной памяти.
В качестве различительных признаков знаков в пределах одного алфавита не рекомендуется использовать:
- число элементов в знаке;
- геометрические размеры знака (по крайней мере, более двух вариантов);
- отличие знаков по принципу «позитив - негатив» и «прямое - зеркальное отражение».
Таблица 2. Влияние геометрической сложности знака на его декодирование
Показатель
Значение показателя
Простые знаки
Знаки средней сложности
Сложные знаки
Минимальное
время экспозиции, с
0,03
0,03
0,05
Среднее время декодирования при экспозиции 0,03 с
3,06
2,55
2,76
Вероятность правильного декодирования
0,80
0,97
0,98
Еще один фактор, упоминавшийся выше, количество интерактивных элементов, одновременно отображаемых на экране. Естественно, на эффективность работы с ними влияют и зрительные характеристики пользователя, и качество используемой знаковой системы. Тем не менее при выборе нужного элемента сказывается еще одна характеристика пользователя - сенсомоторная. В качестве примера в таблице 3. приведены достаточно усредненные значения безошибочности (Рв) и времени (Тв) выбора требуемого элемента в зависимости от числа представленных на экране.
Таблица 3. Обобщенные показатели сенсомоторной характеристики пользователя
Количество
Рв
Тв, с
интерактивных
элементов на экране
(в активном окне)
0,999
1,5
0,997
3,0
0,995
4,0
0,97
5,0
0,94
7,0
0,92
10,0
Очевидно, что приведенные выше числовые показатели являются усредненными, и в реальной жизни, вероятно, не существует ни одного человека, который бы им полностью соответствовал. Тем не менее они оказываются справедливы для определенных групп (категорий) пользователей. Представители каждой такой группы могут отличаться от представителей другой по целому ряду факторов: по физиологическим параметрам, по уровню компьютерной грамотности, по опыту работы с конкретным приложением и т. д. Именно поэтому, приступая к разработке интерактивного приложения, необходимо в первую очередь определить (хотя бы приближенно) категорию потенциальных пользователей, для которых оно предназначено.