Конспект лекций по предмету "Философия"


Тема 10. Проблема сознания в философии и науке

1. Отражение и его формы.
2. Мышление – сознание- язык.
3. Природа сознания и проблема его происхождения.
4. Сознание как целостная система.

Сознание будет рассмотрено нами как высшая форма отражения действительности. Отражение является всеобщим свойством материального мира, оно усложняется вместе с усложнением материальных систем.
Отражение есть результат любого взаимодействия.
В соответствии со структурностью материального мира существуют разнообразные формы отражения. Простейшим примером отражения является след, оставленный на снегу или песке от любого материального тела: камня, куска дерева, лапы животного или ноги человека.
Самую общую классификацию форм отражения можно провести в соответствии со структурными уровнями материи: в неживой природе, в живой природе и социальные формы отражения.
В неживой природе отражение имеет пассивный характер. Примерами отражения в неживой природе являются изменения физических свойств или химических состояний объектов под влиянием внешних воздействий. Например, изменение агрегатного состояния воды под воздействием температурных колебаний ниже 0◦С или выше 100◦С.
В живой природе отражение приобретает активный характер. Элементарной формой биологического отражения является раздражимость.
Раздражимостью называют способность живой материи избирательно реагировать на внешние воздействия. Это свойство живой материи выполняет функцию адаптации.
Раздражимость существует уже на одноклеточном уровне. В растительном мире она проявляется как реакция растений на свет, тепло, холод.
Более сложным типом отражения является возбудимость нервных тканей у животных, обладающих нервной системой. Это нейрофизиологическое отражение. Следующим, наиболее сложным типом отражения, становится психическое отражение, которое, в свою очередь, существует в различных формах.
Исходной формой психического отражения является ощущение. Ощущение – это субъективный образ объективного мира. В ощущениях отражаются некоторые стороны внешнего мира, воздействующие на живой организм. Поэтому содержание их объективно. Но сам образ, возникающий у живого организма, зависит от физиологических особенностей рецепторов и нервной системы.
Следующей формой психического отражения является восприятие, а затем – представление.
Высшие формы отражения, характерные для живой материи, создают биологические предпосылки для возникновения человеческого сознания – особой формы отражения, связанной с социальным бытием человека.
Сознание не является психической формой отражения. Все психические формы отражения формируются стихийно на основе здоровой психической деятельности. То есть наличие высшей нервной системы, здорового головного мозга является единственным условие формирования психических форм отражения, которые были рассмотрены выше. Психические формы отражения характерны для высших животных, и они функционируют независимо от того, в каких условиях находится живое существо.
Для формирования сознания одних только биологических факторов недостаточно. Высшая нервная деятельность и развитый головной мозг – это необходимое, но недостаточное условие для формирования и функционирования сознания. Вторым важнейшим фактором, который необходим для формирования сознания, является включённость человека в социальные взаимодействия. Если этого нет, то человек остаётся на уровне животных в своём отражении действительности.
Одной из характерных особенностей живых организмов является их способность к опережающему отражению, то есть они могут не только отражать настоящее и сохранять в памяти прошлое, но и забегать в будущее. Нам хорошо известны примеры того, как живые существа предчувствуют изменение погоды или приближение стихийных бедствий и катастроф.
Такой же способностью совершать информационные путешествия в будущее обладает и человек, хотя далеко не у каждого она развита и проявляется в явной форме. Известно довольно много предсказаний, сделанных различным людям. Чаще человек «видит» приблизительный образ будущего, но нередко увиденное почти точно совпадает с реальными событиями. Так было, например, с А.С. Пушкиным. Известная в Петербурге гадалка Александра Кирхгоф предсказала поэту следующее: «Может быть, ты проживёшь долго, но на тридцать седьмом году берегись белого человека, белой лошади или белой головы». Возможно, Пушкин и помнил о предсказании цыганки, но избежать дуэли ему не удалось, и он действительно погиб от руки Дантеса, который был блондином.
Так же исполнилось предсказание, сделанное Н.И. Бухарину. В 1918 году ему довелось посетить Берлин по делам Брестского мира. Кто-то рассказал ему о гадалке, жившей на окраине города. То, что он услышал, посетив её, буквально поразило Бухарина.
- Вы будете казнены в своей стране,- сказала ему гадалка.
Это настолько не соответствовало реалиям тех дней (в стране победила советская власть, и Бухарин был одним из членов правительства), что он переспросил:
- Вы считаете, что советская власть падёт?
- При какой власти это произойдёт, сказать не могу, но обязательно в России.
Предсказание сбылось через 20 лет. Подобных примеров можно привести достаточно много, и они свидетельствуют о том, что человек обладает способностью опережающего отражения, общей для всех живых существ.Возникновению сознания предшествуют предпонятийные формы мышления. Психологи выделяют три формы мышления, отражающие различные уровни развития психики:
1) мышление наглядно-действенное;
2) наглядно-образное;
3) вербально-понятийное.
Наглядно-действенное мышление возникает при непосредственной деятельности с какими-либо предметами. Таким мышлением обладают дети раннего возраста при соприкосновении с предметами окружающей реальности и высшие животные (например, обезьяны, когда используют палку для того, чтобы достать плод или камень, чтобы расколоть орех).
Вторая форма мышления – наглядно-образная – содержит некоторые элементы обобщения и абстракции. Здесь происходит схематизация предметного образа и возникает способность мысленно оперировать объектом. О наличии наглядно-образного мышления у высших животных говорит их способность решать двухфазные задачи.
Третья форма мышления – вербально-понятийная. Она характерна только для человека и развивается благодаря включённости человека в социальные связи. Для этой формы мышления характерно наличие способности обобщения, формирования и использования понятий, которые имеют языковую форму выражения. Другим формам мышления также соответствуют свои особые языки.
Язык – это знаковая система, способ кодирования и передачи информации.
Язык человека выполняет две основные тесно связанные между собой функции:
- когнитивную функцию (средства познавательной деятельности);
- коммуникативную функцию (средства общения).
Относительная самостоятельность этих двух функций позволила нейрофизиологам, нейропсихологам, психолингвистам говорить о наличии двух принципиально отличных друг от друга языков, обслуживающих человеческое мышление. Помимо естественного вербального языка в класс знаковых явлений включаются мозговые нейродинамические системы, предметно-изобразительные коды, которые выражают невербальную мысль. Предметный код – это тот универсальный язык, с которого возможны переводы на все другие языки. Это система средств, которая кодирует информацию о действительности в виде пространственно-временных структур мозга. Каждый человек на собственном опыте может убедиться в существовании так называемого языка мозга, невербального (доречевого) языка мысли. Об этом свидетельствует тот факт, что мысли в нашей голове проносятся с огромной скоростью. За это время мы не успеваем (даже мысленно) произносить слова. С другой стороны, часто мы сталкиваемся с проблемой выражения наших мыслей в словесной форме. Иначе говоря, это проблема «перевода» с языка мозга на словесный язык. Кроме того, свои мысли и чувства мы переводим не только в словесную форму, но и на язык жестов, мимики, движений, которые не всегда имеют словесные аналоги.
Таким образом, мы можем говорить о полиморфности языка, которая состоит в том, что язык неоднороден, что существуют разные виды языков. Прежде всего, сюда следует относить так называемые протоязыки, т.е. языки доречевого общения (жесты, мимика, звуки), затем необходимо выделить особый универсальный язык мысли, который главным образом выполняет когнитивную функцию, и, наконец, привычный для нас вербальный язык.
Появление словесного языка связано с возникновением понятийного мышления. Словесный язык объединяет все уровни и формы мышления в единое целое и является своеобразным интегратором сознательной деятельности человека. На базе словесного языка возникают искусственные языки; амслен (язык жестов глухонемых Северной Америки), эсперанто, логический, математический и др.
Таким образом, каждой форме мышления соответствуют свои формы языка:
○ наглядно-действенная
протоязыки
○ наглядно-образная

○ вербально-понятийная ® вербальная речь, язык мысли.
Причём по мере развития и усложнения форм мышления изменяются и усложняются языковые формы, соответствующие им. Наличие вербального языка и вербально-понятийного мышления свидетельствует о наличии сознания, но, тем не менее, нельзя отождествлять сознание с вербальной формой мышления, т.к. в него включаются и предшествующие наглядные формы, но в переработанном, снятом виде.
Вопрос о природе человеческого мышления возник одновременно с философией. Ещё античные мыслители указывали на идеальную природу мышления. Сознание идеально. Оно отражает мир в различных формах. Его можно рассматривать как субъективный образ объективной реальности. Но сознание не является индивидуально- психологическим феноменом. Его надо понимать как общественно-историческое явление. В XX в. российский философ Э. В. Ильенков предпринимает попытку объяснить феномен идеального вообще и сознания как формы идеального отражения действительности, в частности, механизм их возникновения и функционирования. Мышление и сознание не являются функцией мозга; мыслит не мозг, а человек при помощи мозга. Причём не абстрактный индивид, а полноценный человек, являющийся субъектом общественных отношений. Это значит, что сознание рождается не как результат пассивного созерцания, а как результат и форма активной преобразовательной деятельности многих поколений. Трудовая деятельность – это тот посредник, который находится между объективной реальностью и нашим мышлением.
Идеальных образов как таковых нет нигде – ни в природе, ни в человеке как биологическом существе. Оно является внешним и по отношению к природе и по отношению к телесной организации человека. Форма автомобиля не заложена изначально ни в металле, из которого его делают, ни в голове (мозге) конструктора. Она возникает и закрепляется, как считает Ильенков, в деятельности человека, создающего предметы для других людей. Поэтому идеальное Ильенков определяет как общественно определённую форму вещи, но находящуюся вне вещи, в виде активной человеческой деятельности. Идеальное имеет свои материальные предпосылки в виде нервно-мозговых структур коры головного мозга и материальные формы существования в виде языка и всех предметов, создаваемых людьми.
Определение идеального диалектично: о нём можно сказать, что оно не существует, это то, чего нет, и вместе с тем оно есть, оно существует как деятельная способность человека. Идеальное бытие вещи отличается от её реального бытия так же, как любой символ отличается от того, что он обозначает.
В свете последних исследований физиков, изучающих торсионные поля, природа сознания получает совершенно иное объяснение. При рассмотрении природы сознания через призму тех свойств, которыми обладают торсионные поля, становится возможным объяснение сознания как материального феномена. С физической точки зрения сознание является особой формой полевой (торсионной) материи. На уровне торсионных полей сознание и материя являются неразрывными сущностями. «Ещё Н. Бор говорил, что новая физика должна включить в себя сознание, как объект, подобный всем остальным объектам физики. Теория торсионных полей показала, что на основе спиновых эффектов можно объяснить проблему сознания и мышления, включить их как нормальные физические объекты в общую картину физических представлений о мире». В книге Тихоплавов отмечается, что экстрасенсы реализуют свои способности именно через торсионные поля.
При воздействии на мозг внешнего торсионного поля в нём возникают спиновые структуры, повторяющие спиновую структуру этого поля. Мозг выступает считывающим устройством, позволяющим получать информацию из биополевой системы человека и информационного поля Вселенной. Мозг человека при таком подходе рассматривается как система управления физическим телом человека и канал связи физического тела с сознанием.
Многие учёные признают сегодня материальность мысли. Мысль – это всепроникающая энергия. Многочисленные телепатические опыты доказали, что никакие препятствия не мешают распространению мысли. Известный русский учёный, врач-психиатр, академик В.М. Бехтерев в 20-е годы XX века провёл целый ряд экспериментов по направленной передаче мыслей на расстоянии сначала на животных, а затем на людях. Он научно доказал возможность мысленного воздействия на живые существа, в том числе и на человека. В то же время индийский биолог Дж. Боше изучал воздействие человеческой мысли на жизнедеятельность растений. В середине века многие западные учёные изучали возможность телепатической передачи мысли. Врач из Калифорнии Анита Мьюль экспериментально показала, что различные по качеству мысли по-разному влияют на человека, изменяя частоту его пульса.
Многие современные исследователи считают, что мысль является высшим правлением психической энергии.
В зависимости от понимания природы и сущности сознания трактуется и проблема его происхождения. Религиозное мировоззрение рассматривает сознание как дар Божий. Научная концепция, считающая сознание высшей формой отражения действительности, говорит о том, что сознание возникало в результате длительного процесса антропосоциогенеза.
Антропосоциогенезом называют переходное состояние, содержанием которого является качественная перестройка биологического под действием социальных факторов. Биологическая форма бытия в ходе своей эволюции подготавливает всё необходимое для социальной формы.
Важнейшей биологической предпосылкой становления человека считается так называемая гоминидная триада, состоящая из трёх морфологических признаков: прямохождения, дифференциации руки и изменения в мозговых структурах. Главным признаком в гоминидной триаде является прямохождение. Оно представляет собой основу для дальнейшей перестройки морфологии в гоминидном (человекообразном) направлении.
Свободная рука – это второй фундаментальный признак в гоминидной триаде. Развитие руки явилось необходимым условием совершенствования орудийной деятельности. Австралопитековые могли создавать искусственные каменные орудия. Это составило непосредственную биологическую предпосылку трудовой деятельности человека.
Третий элемент гоминидной триады, органически связанный с прямохождением и освобождением руки,- развитый головной мозг. В процессе антропосоциогенеза происходило увеличение объёма мозга и прогрессивная перестройка его структуры.
Другой важной предпосылкой гоминизации является стадный образ жизни непосредственных предков человека. Стадность не выходит за пределы биологических признаков, но в процессе гоминизации она постепенно превращается из формы взаимосвязи особей в форму коллективной деятельности людей.
Результаты современных этологических и зоопсихологических исследований показывают, что формы наглядного мышления антропоидов были достаточно развиты. Они, по всей видимости, имелись и у австралопитековых. Наглядные формы мышления являются предельными вариантами развития психики, которые возможны для биологической формы движения материи. Поэтому можно сказать, что биологической предпосылкой человеческого сознания является наглядное мышление непосредственных предков человека.
Биологическими предпосылками человеческого языка является звуковая коммуникация антропоидов и сигналы неголосовой природы: жесты, мимика, позы.
Таким образом, непосредственными биологическими предпосылками становления человека и общества, а следовательно, и сознания являются:
- развитая орудийная деятельность;
- высокий уровень стадной организации;
- наличие развитых форм наглядного мышления;
- системы коммуникативных сигналов, которые затем развиваются в протоязыки различной степени сложности.
Единство этих четырёх факторов выступает биологической основой появления элементарных социальных связей.
Однако биологические предпосылки социализации не определяют нового качества, они содержат только возможность развития в гоминидном направлении. Главное содержание антропогенеза можно рассматривать как перестройку животной природы непосредственных предков человека.Определяющую роль в этом процессе сыграла становящаяся трудовая деятельность. В теории антропосоциогенеза считается, что труду принадлежит решающая роль в формировании органа сознания – человеческого мозга.
Начальные формы трудовой деятельности также имеют свои биологические корни в поведении и орудийной деятельности животных. Орудийная деятельность – это форма приспособления к условиям существования. В животном мире она наблюдается довольно редко, например у некоторых видов млекопитающих и птиц. Наиболее высокий уровень орудийной деятельности обнаруживается у антропоидных обезьян, которые употребляют и даже создают примитивные орудия, находясь на воле. Однако орудийная деятельность современных антропоидов не является необходимой. Орудие не используется повторно, оно выбрасывается. Слон, например, ломает ветки и отмахивается ими от мух. Это тоже своеобразное орудие. Но в истории развития вида «слон» употребление веток в борьбе с мухами не играло никакой существенной роли. Слоны не потому стали слонами, что их предки обмахивались ветками. Но выживание и дальнейшее развитие древних людей находилось в прямой зависимости от применения ими различных орудий труда.
Решающую роль в становлении социальности сыграл переход от простого употребления предметов природы, их эпизодической доработки и даже изготовления к систематическому изготовлению при помощи других орудий. Эксперименты показали, что даже многократный повтор операций изготовления орудий с помощью камня или другого вспомогательного средства не заставит человекообразную обезьяну (шимпанзе, например) подражать действиям экспериментатора. Можно сделать вывод, что именно изготовление орудий труда с помощью других орудий – это первый отличительный признак трудовой деятельности человека от орудийной деятельности животных. Этот вывод подтверждают результаты новейших исследований в области первобытной археологии и палеоантропологии.
Создание орудий труда положило начало развитию системы «посредников» между человеком и природой. В процессе изготовления орудий (каменных, костяных, деревянных) раскрывались свойства материалов, становилось возможным познание законов природы.
Второй важный признак человеческого труда – его коллективный характер. Трудовая деятельность является общественной не потому что, её субъект – определённая совокупность особей. Такое встречается и в животном мире, когда, например, волки или другие хищники объединяются для охоты в стаи. Зарождающаяся трудовая деятельность человека (прежде всего, производство орудий труда) имела общественный характер, потому что её назначением было удовлетворение общих потребностей в орудиях труда. Деятельность первобытного человека по изготовлению орудий объединяла все другие виды орудийной деятельности (охоту, собирательство) в единую систему общественно полезных работ.
Изготовление и употребление искусственных орудий во время охоты, собирательства и других видов хозяйственной деятельности требовали более высокого уровня психического отражения и более совершенных способов общения между членами первобытного сообщества.
Общественный труд и формировавшаяся речь оказали сильное влияние на прогрессивное развитие мозга. Постепенное усложнение общественной жизни древних людей, использование огня расширяет их кругозор и приводит к изменениям в сознании. Возникает членораздельная речь и обобщающие понятия.
В процессе антропосоциогенеза можно выделить три узловых пункта перехода от биологического к социальному:
1. Около трёх миллионов лет назад – начало становления трудовой деятельности человека умелого. Появление каменной культуры. Это порог, отделяющий животных от древнейшего человека. Начальному периоду становления трудовой деятельности соответствует широкое использование наглядных форм мышления, способность оперирования представлениями.
2. Второй скачок произошёл около одного миллиона лет назад. Для этого периода характерно появление первых элементов языка, звуковой речи, а значит, и зачатков понятийного мышления, сознания.
3. Третий этап связан с переходом от эпохи первобытного человеческого стада к родовой общине и формированием человека современного типа. Происходит это примерно 70 тысяч лет назад. На третьем этапе завершилось становление членораздельной речи, понятийного мышления и сознания.
Такая хронология антропосоциогенеза соответствует современным представлениям о происхождении человека и общества, однако она уточняется и изменяется в ходе дальнейшего развития науки.
Торсионная концепция сознания иначе объясняет его происхождение. Возникновение человеческого сознания осуществляется путём постепенного уплотнения Духа. Человек с его мыслительными способностями в этой концепции тоже рассматривается как результат длительной эволюции, но эволюции совершенно иного рода.
Профессор Э. Р. Мулдашев в книге «От кого мы произошли?» пишет: «Постепенно в ходе эволюции в Тонком Мире появился Дух – сгусток психической энергии в виде торсионных полей, который может вечно сохранять в себе большой объём информации. Множество Духов образовали между собой информационные связи и создали Всеобщее Информационное Пространство…» Тонкоматериальный Дух (первичные торсионные поля), постепенно уплотняясь, образует человеческую Душу, наделённую способностью мыслить.
Такая концепция происхождения сознания признаёт древние восточные представления о наличии у человека семи тонких тел, показывающих необыкновенную сложность организации человека и постепенное уплотнение его сущности. Человек является органической составляющей частью Вселенной, и так как он появился в результате уплотнения тонкоматериальных структур мира, он хранит в себе информацию о своём «прародителе», поддерживает с ним непрерывную связь и может оказывать на него влияние своей активностью на различных уровнях (мысленном, эмоциональном, деятельностном). Человек оказывается и приёмником и излучателем торсионных полей, несущих ему информацию из информационного поля Вселенной и передающих информацию от него в мир. Можно сказать, что такое современное представление о человеке по сути подтверждает идеи древних мыслителей о том, что человек есть микрокосм в том смысле, что в нём отражается всё происходящее во Вселенной, он постоянно и неразрывно связан со всей Вселенной.
Каким бы способом ни происходило возникновение сознания, оно представляет собой целостную систему познавательных, эмоциональных и волевых элементов. Наглядные формы мышления, преобразованные в процессе филогенетического развития, выступают фундаментом бессознательной психики современного человека.
Сознание обладает многоуровневой структурой и выполняет три основные функции:
- регулятивную;
- познавательную;
- оценочную.
Регулятивная функция связана с потребностями, эмоциями, чувствами, волей. Познавательная функция реализуется в ощущениях, представлениях, мышлении, памяти. Оценочная функция проявляется во всех формах отражения, свойственных человеку, но особенно отчётливо – в чувствах, воле и мышлении.
Важнейшим регулятором человеческой деятельности являются потребности, в формировании которых участвуют эмоции. Эмоции способны оказывать очень сильное воздействие на сознательную деятельность. Человек может осознавать свои эмоции и выражать их в слове. Осознание и словесная форма выражения даёт ему возможность контролировать эмоции и управлять ими. Эмоциональная форма отражения органическим образом включена в познавательную деятельность человека.
Другим важнейшим элементом сознания является воля. Философы рассматривают волю как способность человека сознательно контролировать свои действия, формулировать цели деятельности и мобилизовать внутренние резервы. Исследователи волевого действия подчёркивают, что в структуре досознательной психики воля отсутствует. Главным регулятором волевого процесса является понятийное мышление. Человек очень часто поступает не в соответствии со своими желаниями и потребностями, а в силу необходимости следовать определённым принципам и общественным нормам. В подобных случаях необходим предварительный анализ ситуации и волевая регуляция поведения.
На функционирование сознания современного человека большое влияние оказывают наглядно-действенные и наглядно-образные формы мышления. Они представляют собой досознательный уровень отражения. Существует достаточно широкий круг задач, которые можно решить быстро и эффективно, не прибегая к понятийному мышлению.
Наглядные формы мышления принято относить в сферу бессознательного. Под бессознательным психологи понимают те психические явления, которые, находясь в памяти человека, обусловливают сложные формы его приспособительной деятельности, но в данный момент им не осознаются и активно не переживаются.
Как правило, в сферу бессознательного включают ощущения, восприятия, инстинкты, установки, сновидения, а также такие патологические явления, как бред, галлюцинации и т.д. Однако основой бессознательного можно считать формы наглядно-действенного мышления.
Информация, которую хранит наш мозг, очень велика, и сознание не в состоянии переработать её сразу. Осознаётся только та информация, которая представляет для человека наибольшую ценность. Ощущения часто не становятся фактом сознания. Но сознание не существует помимо них.
С бессознательной сферой связана способность воображения. По некоторым подсчётам, мозг человека способен продуцировать число воображаемых ассоциаций порядка 10100, а это на двадцать порядков превышает число атомов в наблюдаемой нами Вселенной. Понятно поэтому, что осознать и выразить в словесной форме всё это число воображаемых представлений невозможно. Большая их часть находится в сфере бессознательного. Извлечение их в сферу сознания возможно под влиянием гипноза, в шаманских ритуалах, в процессе общения с миром искусства или в случае внезапного интуитивного прозрения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.