Конспект лекций по предмету "Логика"


Основные этапы развития логики.

Основными причинами возникновения логики являются: зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Математика основывается на теоретическом мышлении, которое предполагает умозаключения и доказательства. Отсюда возникает необходимость исследования природы самого мышления как формы познания. Поэтому логика на этом этапе возникает как попытка выявить и объяснить те требования, которым должно удовлетворять научное мышление. Вторая причина - развитие ораторского искусства (в том числе судебного). Здесь следует упомянуть знаменитого римского оратора Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.). Логика возникает как попытка постичь великую силу убеждения публичных речей, как попытка понять, какими свойства должна обладать речь, чтобы вынуждать слушателей соглашаться с чем-то или не соглашаться, признавать что-то истинным или ложным.
Становление логики как самостоятельной и философской по своему происхождению науки связано с именами древнегреческих мыслителей Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
Аристотель по праву считается основоположником формальной традиционной логики, называемой поэтому аристотелевской. Свое логическое учение он изложил в ряде сочинений, которые впоследствии получили общее название «Органон» – орудие (знание). Сам Аристотель свое учение назвал «Аналитикой».
Термин «логика» впервые вводится в научный оборот стоиками. Его автором считается Зенон из Китона на острове Кипр.
Значительное влияние на развитие логики во все времена оказывал интерес к ораторскому искусству. Как известно, логический трактат «Топика» написан Аристотелем для участников спора. В нем рассматриваются основания всякого спора и эффективные приемы ведения дискуссии. Кстати, и первый русский фундаментальный труд по логике, написанный М.В. Ломоносовым (1711 – 1765), называется «Краткое руководство к красноречию» (1748 г.).
Но уже в последующих трудах Аристотеля логика все больше начинает выступать не как одно из средств воздействия на оратора на аудиторию, но как знание, указывающее путь к достижению истины. Этого требовала с одной стороны, быстро развивающаяся наука, а с другой – борьба с широко распространившейся «мнимой мудростью», софистикой.
Софистика - это преднамеренное сознательное применение в споре и в доказательствах ложных положений и аргументов, которые внешне формально правильны; использование разных словесных ухищрений и уловок, выдаваемых за истинные. Древнегреческие софисты были первыми профессиональными учителями «мудрости» и красноречия. Они применяли в дискуссиях разного рода уловки, замаскированные формальной правильностью с целью выдать ложное за истинное. Например, софизм «Рогатый»: То, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рогов. Следовательно, ты имеешь рога. Формально рассуждение правильно, а по существу это софизм.
Софисты пытались уверить, что никакой объективной истины нет, что по любому вопросу можно ответить и «да» и «нет». Опасность софистики для науки увидел еще Демокрит и начал борьбу против нее. Но первый серьезный удар по ней нанесен Аристотелем, заложившим основы науки о мышлении.
В средние века особый интерес к формально-логической проблематике проявляла схоластика. Схоластика – тип религиозной философии, церковного мировоззрения, имевшего своей целью теоретическое оправдание церковных догматов чисто формальными логическими аргументами. Наиболее известным представителем, систематизатором ортодоксальной схоластики является монах – доминиканец Фома Аквинский (1225 – 1274).
В схоластике предполагалось, что знание имеет два уровня:
- сверхъестественное, даваемое в «откровении»;
- естественное, отыскиваемое человеческим разумом.
Знание первого рода содержат тексты Библии, второго – тексты Платона и особенно Аристотеля. Постижение содержащейся в этих текстах «вечной истины» заключалось в выведении из них дедуктивным способом логических следствий. Главное здесь – дать логически правильную интерпретацию текста. Схоластическое мышление основано на умозаключениях от знания общего к частному знанию, т.е. является дедуктивным и почти не знает индукции. Достижения схоластов в развитии логического мышления предвосхитили современную постановку многих проблем логики.
Фрэнсис Бэкон основное внимание сосредоточил на разработке индуктивной логики. Он по праву считается основателем особого направления в логике, которое называется индуктивным. Индуктивные приемы мышления вообще начал изучать Сократ, он говорил, что знание есть понятие об общем, а общее в частных случаях познается через их сравнение и, следовательно, необходимо от частного переходить к общему. Бэкон сформулировал индукцию как метод исследования законов природы. Он полагал, что опирающаяся на наблюдение и эксперимент индукция позволит установить причину явлений.
Другим выдающимся представителем индуктивной логики, развившим идеи Ф. Бэкона, был английский философ и логик Джон Стюарт Милль (1806 – 1873). Цель логики он видел в выявлении причинных связей явлений и разработал учение о методах исследования таких связей.
Рене Декарт (1596 – 1650), выдающийся французский философ и математик, подвергал критике схоластическую логику с иной позиции. Он призывал людей науки освободиться от слепой веры в авторитеты и руководствоваться сомнением как приемом, помогающим постигнуть истину. Критикуя схоластику Декарт вместе с тем защищал аристотелевскую логику. Он предложил свой метод, состоящий из четырех принципов:
- принимать за истинное очевидное;
- делить целое на части;
- изучение начинать с простейшего;
- не делать пропусков в рассуждении.
Немецкий ученый Лейбниц (1646 – 1716) высказал идеи, существенно продвинувшие развитие логики. Он впервые сформулировал закон достаточного основания, создал наиболее полную для того времени классификацию определений. Ему принадлежит принятая в современной логике формулировка закона тождества. Лейбниц первым высказал мысль о введении математической символики в логику. Но эта идея при его жизни не была замечена. Именно он высказал идею создания логики, которая сейчас называется символической.
Завершая краткий обзор истории формальной логики, отметим учение, именуемое «Логика Пор – Рояля». Оно изложено в книге «Логика, или Искусство мыслить», опубликованной в 1662 г. в Париже, и оказало значительное влияние на последующее развитие логики. Название учения произошло от монастыря Пор – Рояль, основанного в 1204 году. Авторы книги – французские философы и логики Николь и Арно, были последователями Декарта из янсенистской религиозной корпорации, обосновавшейся в монастыре. Из этого монастыря французский философ и математик Паскаль (1623 – 1662) выступал против иезуитского учения, согласно которому знание является только вероятным, так как истина не постижима.
Диалектическая логика имеет древнее происхождение. Идеи диалектики мышления обнаруживаются в древневосточной и античной философии. Классические форма диалектической логике придали немецкие философы Кант, Фихте и в особенности Гегель. Гегель ввел в научный оборот сам термин «диалектическая логика». В работе «Наука логики», вышедшей в свет в 1812 - 1816 гг., он дал систематизированное изложение теории диалектики.
Диалектическая логика, именно как логика, изучает мышление. Однако важно усвоить ее существенное отличие от логики формальной. Формальная логика, как мы уже выяснили, - это наука о законах выводного знания. В диалектической логике исследуются законы возникновения и развития мышления и познания.
В рамках материалистической философии диалектическую логику разрабатывали К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.