Прежде чем приступить к выяснению сущности поставленного вопроса, необходимо сказать несколько слов о применяемых в этой связи понятиях и терминах.
Термин «государственный аппарат» употребляется для обозначения всей совокупности государственных органов. «Аппаратом управления» называют всю систему органов исполнительной власти. Понятие «аппарат органа» (например, аппарат министерства) охватывает совокупность всех составных частей рабочего аппарата данного органа.
В действующем законодательстве рабочий аппарат органов государственного управления обычно обозначается понятием «организационная структура» (министерства, ведомства и т.д.).
Ни один орган государственного управления не сможет функционировать и эффективно использовать предоставленные в соответствии с компетенцией полномочия без правильной организации своих внутренних структурных звеньев, без определенного соотношения между структурными подразделениями. Рациональное построение аппарата органов государственного управления (исполнительной власти), отсутствие дублирования в работе частей и в то же время полный охват всех функций, входящих в компетенцию того или иного органа исполнительной власти, является залогом успешного выполнения задач, наложенных на эти органы.
Под структурой органа управления понимается совокупность его подразделений, схема распределения между ними функций и полномочий, возложенных на орган, и система взаимоотношений этих подразделений.
Таким образом, структурное подразделение – это одна из частей органа, точнее – его аппарата.
Для структурных подразделений характерно следующее:
· как основные части аппарата органов управления структурные подразделения не являются самостоятельными органами государственного управления;
· любое структурное подразделение руководит деятельностью выделенных в его подчинение объектов управления или выполняет строго определенные функции;
· по способу формирования структурные подразделения являются назначаемыми;
· каждое структурное подразделение в соответствующей форме участвует в практической реализации компетенции органа управления безотносительно к тому, происходит ли это путем издания актов управления или посредством других форм управленческой деятельности;
· компетенция структурного подразделения определяется в пределах компетенции органа управления и является ее необходимой частью;
· ни одно структурное подразделение не обладает свойством органа управления в целом и не может выполнять все его функции.
Известны три системы построения рабочего аппарата органов: линейная (простейшая), функциональная и производственно-отраслевая.
Принципиальная схема построения аппарата центральных органов исполнительной властивключает следующие структурные подразделения:
1) руководство (например, министр, его заместители, коллегия министерства);
2) отраслевые подразделения (например, главки министерств);
3) функционально-отраслевые подразделения (например, управления и отделы министерств, государственных комитетов);
4) вспомогательные и обслуживающие подразделения (например, секретариат, канцелярии, экспедиционные комиссии).
Упрощение и удешевление управленческого аппарата связано со строжайшим соблюдением государственной штатной дисциплины, которая предполагает определенный порядок установления и изменения штатов учреждения, организаций и предприятий.
Под штатами понимается перечень структурных подразделений соответствующего органа управления, наименование и количество должностей административно-управленческого персонала и размеры должностных окладов.
На практике эти сведения обобщаются в документе, именуемом штатным расписанием. Количество работников, занятых в аппарате, должно быть разумным, отвечающим интересам дела и определяться строгими нормами. Эти нормы устанавливаются государством.
Штаты каждого органа государственного управления, а также каждого учреждения утверждаются в соответствии с законодательством. Например, министр вправе утверждать штаты главков, управлений, отделов, министерства, а также утверждать положения о них.