После распада СССР за пределами исторической родины осталось 25 миллионов россиян и миллионы людей, идентифицирующих себя с русским языком и его культурой. В Россию в середине 90-х годов хлынул поток мигрантов из бывших союзных республик – русскоязычное население с детьми. Это был исключительно качественный поток, превосходящий всякие возможные требования. В нём была очень высокая доля людей с высшим и средним специальным образованием. Кризис, распад страны заставил сняться с места тех людей, которые характеризуются низкой мобильностью – профессионалов и тех, у кого есть дети. Люди хотели увезти детей от опасности, и чтобы они могли учиться на русском языке. Надо сказать, что там, где иммигрантам не мешали, они очень активизировали местную жизнь. Они были весьма инициативны, и не хотели мириться со своим новым убогим положением. Многие создали полюса активности. В некоторых областях Центральной России за счёт мигрантов закрыли, наконец, годами пустовавшие педагогические, медицинские и другие рабочие места. Следует отметить, что хотя это был пик вынужденной миграции, всё-таки он включал в себя большую экономическую составляющую. Уже в то время в России был более-менее твёрдый рубль по сравнению с валютой других постсоветских стран (за исключением балтийских). Поэтому в том, что Россия получила большой приток мигрантов, экономические факторы сыграли немаловажную роль. Однако Россия не смогла достаточно эффективно справиться с нахлынувшим миграционным потоком, и в дополнение к этому обстоятельству пик миграции сбила чеченская война. Семьи, как русские, так и не русские, в которых были мальчики, остались в своих странах: лучше терпеть этническую неприязнь, чем посылать своих детей на войну.
Если говорить о составе трудовых мигрантов, то большая часть их не зарегистрирована. Исследования показали, что единовременно в России присутствовали 3-3,5 млн. трудовых мигрантов из постсоветских стран (кроме Прибалтики). Зарегистрировано же трудовых мигрантов в разные годы порядка 300-400 тыс. Здесь можно видеть соотношение законных и незаконных мигрантов. Что касается тех, кто приезжает из третьих стран, то в Россию едут, прежде всего, китайцы и вьетнамцы, больше – китайцы. Многие вьетнамцы живут в России со времён СССР, точно так же, как и афганцы. Фактически это – постоянные жители нашей страны. Афганцев в России 100-150 тыс., вьетнамцев – 40-50 тыс. человек. Китайцев в России 250-400 тыс. человек, и то, что их "миллионы" – это миф, хотя и живучий. Правда, в ближайшие годы предполагается, что основной поток мигрантов ожидается из Китая. Кстати, В Китае на государственном уровне поддерживается выезд граждан за пределы страны. России в этом направлении придётся вести очень продуманную миграционную политику.
Из стран СНГ самый большой трудовой поток – из Украины: 1,2 – 1,5 млн. человек единовременного присутствия. Это половина тех украинцев, которые едут из своей страны на заработки, другая половина едет на Запад. Трудовой приток из Азербайджана, Армении и Грузии вместе примерно равен украинскому притоку. Около полумиллиона приезжали ещё недавно из Молдовы, теперь – меньше: молдаване переориентировались на средиземноморские страны. Таджиков в России максимум 400 тыс., приблизительно столько же – узбеков.
Усугубляет проблему законности миграции высокая степень сложности процедур регистрации и найма на работу. Сейчас появилась надежда в отношении сокращения незаконной трудовой миграции в связи с созданием Единого экономического пространства между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной.
В России наблюдается устойчивая тенденция отрицательной демографии, поэтому без иммигрантов наша страна просто не может успешно развиваться. Эти же проблемы касаются и Европы. Обеспечить стабилизацию численности населения среди развитых стран будет под силу, может быть, только Соединённым Штатам, которые ставят перед собой задачу принимать по миллиону мигрантов в год, причём не временно, а интегрируя в своё постоянное население. России, чтобы удержать современную численность населения, надо иметь как минимум 700 тыс. человек в год, а с учётом того, что люди ещё и уезжают из России, то мигрантов должно прибывать ежегодно 800-900 тыс. человек. Такой поток населения был в России лишь однажды – в 1994г., а сейчас он составляет лишь 150-200 тыс. человек. Самыми тяжёлыми для России будут 20-30-е годы, когда для того, чтобы поддержать численность рабочей силы, потребуется принимать около 1,5 млн. человек в год. Это очень большие потоки, и наша инфраструктура к ним ещё не готова. Должно быть построено какое-то дешевое жилье, способное вместить массовые потоки мигрантов. Муниципалитеты уже сегодня могли бы хорошо заработать, если бы строили недорогие дома гостиничного типа.
Население нашей страны уже сокращается почти на 1 млн. человек в год. После 2006 года начинается период сокращения трудоспособного населения. Не приходится надеяться, что естественную убыль населения можно будет восполнить за счёт повышения рождаемости. Поэтому России потребуется очень много приезжей рабочей силы для того, чтобы обеспечить развитие экономики и рост благосостояния населения. Без иммигрантов у России нет будущего. Из этого проистекает необходимость либерализации миграционной политики, упрощения всех процедур оформления мигрантов и формирования дружелюбного общественного мнения по отношению к ним.