Конституция является основным законом государства, главным источником права и конституционного права. В Конституции определяются виды других источников права. В ней устанавливаются наименования правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, опубликования и отмены.
Конституция является единственным действующим актом, принятым посредством референдума. Она воздействует на все сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную и тем самым отличается от иных источников права, направленных на регулирование какой-либо одной сферы общественных отношений.
Конституция устанавливает базовое правовое регулирование, необходимое для всего правового регулирования. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применятся на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции). В соответствии с п. 2 раздела 2 «Заключительные и переходные положения» Конституции любые правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу Конституции, могут применяться лишь в части, которая ей не противоречит.
Верховенство Конституции объясняет ее роль как юридической базы текущей нормотворческой и правоприменительной деятельности, основы законности и правопорядка. Обычные законы, иные нормативные и правоприменительные акты должны соответствовать Конституции, любые коллизии решаются в ее пользу. Неуклонное соблюдение Конституции должно быть эталоном для всех граждан и других лиц.
Конституция является актом не только высшего государственно-правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы в той или степени касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Конституция выступает и как способ социальной ориентации. Она закрепляет стратегические цели и задачи развития общества и государства. Сформулированные в Конституции цели общественного развития определяют генеральное направление развития системы общественных отношений, служат критерием оценки социальных процессов. Исключительно важно, чтобы Конституция и общественная практика не расходились друг с другом.
Существенная особенность Конституции состоит в сложной процедуре внесения поправок. Поправки к Конституции должны приниматься Федеральным Собранием - Парламентом России в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 1998 г. № 33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» в форме особого правового акта - закона Российской Федерации о поправке к Конституции. Исключение составляют такие главы Конституции, как «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Для внесения поправок в эти главы необходимо созывать Конституционное Собрание. Однако созыв Конституционного Собрания, порядок его формирования и т.д. должны устанавливаться федеральным конституционным законом, который пока не принят. Когда же Конституционное Собрание будет созвано, то оно либо подтвердит неизменность Конституции, либо разработает проект новой Конституции, который примет двумя третями голосов или вынесет на референдум.
Нормы Конституции (конституционные нормы) обладают как основными свойствами, присущими правовым нормам в целом, так и рядом особенностей.
Нормам Конституции присущи учредительный характер и высшая юридическая сила. Они создают нормативную основу, предопределяют содержание норм всех других отраслей права. Это обусловлено тем, что они содержат политико-юридические решения наиболее важных проблем общества и государства, объективно требующих признания за ними высшего авторитета.
Действующая Конституция установила иерархию собственных норм. Однако установление о том, что никакие другие ее положения не могут противоречить главе об основах конституционного строя (ст. 16), не означает различий в их юридической силе по отношению к иным правовым актам, а свидетельствует лишь о приоритете положений гл. 1 в системе конституционных норм. Все нормы Конституции обладают высшей юридической силой - это свойство принадлежит Конституции в целом.
Нормы Конституции обладают самой большой информационной насыщенностью, универсальным, многоцелевым характером. Множеству конституционных норм может соответствовать и множество социальных установок, вариантов поведения, содержаний законодательного и (или) подзаконного регулирования общественных отношений. На основании одной конституционной нормы может быть принят не один, а несколько правовых актов.
Особенностью конституционных норм является их стабильность. Она обусловлена устойчивостью тех основных общественных отношений, которые регулируют эти нормы, и предполагает их действие в течение длительного исторического периода развития общества и государства. Достаточно сказать, что в отличие от большинства федеральных законов в Конституцию поправки не вносились.
Нормы Конституции направлены на регулирование отношений между всеми субъектами права, в том числе и такими специфическими субъектами, как народ, государство в целом, части государства. Конституционные нормы содержат единый масштаб оценки поведения субъектов права, исходят из необходимости равного подхода к каждому из них. Они трансформируют социальные свободы в государственно-нормированные, государственно-защищенные возможности субъектов, выступая в качестве меры социальной свободы.
Многие нормы Конституции характеризуются особым механизмом реализации. Они реализуются не только в конкретных правоотношениях, но и в отношениях общего характера, или в правовых состояниях (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе и др.).
Специфика конституционно-правовых норм связана и с их структурой. Трехэлементная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) является ее общей моделью. Структура одних норм Конституции соответствует данной модели, структура других представлена в виде ее различных модификаций, с меньшим числом элементов, часть которых содержится в иных правовых актах.
Так, некоторые нормы Конституции содержат только диспозицию. Условия их применения настолько очевидны, что нет надобности в их специальном закреплении в Конституции. Например, норма Конституции, предусматривающая, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства» (ст. 2), имеет абсолютный характер. Поэтому устанавливать гипотезу этой нормы нет практической надобности.
Отсутствие во многих нормах Конституции санкций не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае нарушения таких норм. Это свидетельствует лишь о специфике конституционной ответственности, сравнительно редком ее применении. Санкции устанавливаются, как правило, иными отраслями права, принятыми во исполнение норм Конституции.