Анализ экономической деятельности предприятия. Таблица 4.3.1. Анализ фонда заработной платы Харьковского биотехнологического центра Должность Заработная плата, грн. Всего за месяц, грн. Всего за год, грн. Директор 1 800 800 9600 Зам. директора 1 650 650 7800 Зав. отделом 2 550 1100 13200 Ст. научн. сотрудники 10 450 4500 54000 Научн. сотрудники 12 400 4800 57600 Лаборанты 8 160 1280 15360 Гл. врач 1 220 220 2640 Вет. врач 1 180 180 2160 Прочий персонал 14 140 1960 23520 Всего 50 - 15490 185880 Анализ фонда заработной платы показал, что в биоцентре работают 50 человек, из них специалисты - 38 человек.
Средняя заработная плата составляет 309,8 грн. Самая высокая оплата труда оказалась у специалистов.
Согласно КЗоТа Украины рабочий день не должен превышать 8 часов при 2 выходных днях в неделю. Следовательно, каждый рабочий за год, с учетом выходных и праздничных дней, отпуска в среднем отработал 257 дней. 257 дней 8 часов 50 человек 102800 Чел. часов 102,8 тыс. Чел. часов Так, затраты труда в 2001 году по биоцентру составили 102,8 Чел.часов, что на 23,4 больше, чем в 2000 году. На данный показатель производительности труда повлияло расширение штата персонала центра, а также сокращение процентов рабочих мест по болезни. Анализ финансового состояния биоцентра показал, что основным источником финансирования являются 1. Украинская академия аграрных наук 2. Министерство науки Украины 3. Министерство аграрной политики Украины 4. Различные организации и учреждения, пользующиеся услугами ХБТЦ Таблица 4.3.2. Финансовые поступления в ХБТЦ Организации 1999 2000 2001 Тыс. грн Тыс. грн Тыс. грн УААН 497,3 65,4 621,6 63,4 643,9 58,5 МНУ 125,4 16,5 141,2 14,4 114,5 10,4 МАПУ 78,4 10,3 93,2 9,5 62,8 5,7 Прочие поступления 59,3 7,8 124,5 12,7 279,5 25,4 Всего 760,4 100 980,5 100 1100,7 100 Анализ таблицы 4.3.2 показал, что основным источником ХБТЦ является УААН. Так, в 2001 году в структуре финансирования на УААН приходилось 58,5 или 643,9 тыс. грн. Однако, динамика финансовых поступлений за 3 исследуемых года показала, что общая сумма финансирования в 2001 году возросла на 44,8 по сравнению с 1999 годом и составила 1100,7 тыс. грн. Данные таблицы показывают, что структура финансовых поступлений за три года существенно изменилась.
Возросли прочие финансовые поступления с 7,8 до 25,4 и составили 279,6 тыс. грн. На данный показатель существенно повлияло увеличение оказания услуг посторонним организациям, т.е. биоцентр стремится быть финансово независимым от вышестоящих структур и пытается собственными силами обеспечить финансовую независимость.
По нашему мнению целесообразно было бы данному учреждению организовать маркетинговый отдел, который бы занимался рекламной кампанией по пропаганде научных достижений и разработок биоцентра в ближнем и дальнем зарубежье, что позволит существенно увеличить финансовые поступления.
Таблица 4.3.3. Поступления ветеринарных препаратов, реактивов для научных исследований Предприятия Поставки препаратов, Поставки препаратов, тыс. грн Укрзооветпромпостач 80 58 Биолек 10 7,25 Харьковский мясокомбинат 6 4,35 Харьковская биофабрика 4 2,9 Всего 100 72,5 Таблица 4.3.4. Анализ сметы предприятия Статьи сметы 1999 2000 2001 Тыс. грн. Тыс. грн. Тыс. грн. Заработная плата с отчислениями 119,9 14,8 158,4 17,4 186,1 20,1 Поддержание основных фондов 306,4 37,8 331,5 36,4 356,5 38,5 Материальные ресурсы, в т.ч. 179,9 22,2 175,7 19,3 237,9 25,7 электроэнергия 136,1 16,8 115,6 12,7 151,9 16,4 ГСМ 12,9 1,6 13,7 1,5 44,6 4,8 Материалы и реактивы 44,5 5,5 58,3 6,4 72,2 7,8 Прочие затраты 159,7 19,7 232,2 25,5 206,5 22,3 Всего 810,4 100 910,4 100 925,7 100 Анализ сметы организации показал, что затраты за исследуемый период увеличились на 19,2 и в 2001 году составили 925,7 тыс. грн. Основными статьями сметы - содержание основных средств 38,5 , материальные затраты - 25,7 . Так, увеличение численности работников повлекло и увеличение затрат на заработную плату, а также проведенные работы за 1999-2001гг. по реконструкции, модернизации и совершенствованию основных средств организации повлекло и увеличение затрат на содержание и амортизационные отчисления.
Анализ динамики сметы организации показал, что организация стремится к расширению своей деятельности, увеличивая количество предоставляемых услуг, работ, научных исследований.
На перспективу развития необходимо увеличивать смету организации, так как на достигнутом уровне ХБТЦ не останавливается, а постоянно увеличивает спектр научных исследований, что способствует интеграции научных достижений ученых ХБТЦ с практическим их применением.
Таблица 4.3.5. Экономическая эффективность деятельности ХБТЦ Показатели 1999, тыс. грн 2000, тыс. грн 2001, тыс. грн Финансовые поступления 760,4 980,5 1100,7 Затраты предприятия 810,4 910,4 925,7 Прибыль или убыток -50,0 70,4 175,0 Анализ таблицы экономической эффективности деятельности ХБТЦ показал, что организация неизменно стремится к получению прибыли.
Так в 1999 году данное учреждение было убыточным -50 тыс. грн. Существенное влияние на убыточность оказало неполное финансирование государством, а также огромные затраты на непредвиденный ремонт зданий и сооружений, реконструкцию коммуникаций и строительство новой отопительной системы.
Начиная с 2000 года, ХБТЦ расширило свой круг деятельности, увеличились финансовые поступления на 12,3 прежде всего за счет оказания дополнительных услуг посторонним организациям, увеличение хоздоговорной тематики и в 2000 году ХБТЦ впервые получил прибыль в размере 70,1 тыс. грн. с увеличением ее до 175,0 тыс. грн. в 2001 году. В целом считаем, что ХБТЦ - коммерческая организация, занимающаяся разработкой и внедрением биотехнологий воспроизводства сельскохозяйственных животных, которая крайне необходима в период рыночных преобразований в Украине, как центр науки и технологии в сельском хозяйстве, как координирующая организация по биотехнологическим исследованиям в Украине.
Экономический анализ ХБТЦ позволил сделать следующие выводы 1. Необходим поток инвестиций для приобретения новейшего оборудования для научных исследований, которое позволит расширить спектр научных направлений 2. В ближайшем будущем необходимо организовать маркетинговый отдел, который будет заниматься рекламой биоцентра не только в Украине, но и за рубежом 3. Расширение и создание филиалов во всех регионах Украины 4. Увеличение финансирования со стороны государства и принятие государственной программы по исследованиям и внедрению биотехнологии в АПК Украины. 4.4