Конспект лекций по предмету "Социальное поведение"


Соотношение социального ранга и психотипа

Вопрос о соотношении социального ранга и психотипов А и Б далеко не так однозначен, как кажется. Распространенное мнение о том,
что носители типа А занимают высшие позиции в обществе, а носители типа Б – низшие, неверно. Действительно, верхний слой общества – группа доминантов у крыс, собак, обезьян, людей – состоит из представителей психотипа А. Но из представителей этого же типа состоит и низший слой сообщества – слой субординантов. Представители типа Б формируют группу субдоминантов. Эта группа, состоящая из так называемых бета-особей, занимает позицию, следующую за группой доминантов, альфа-особей. Однако это не означает, что бета-особи превосходят по все·м параметрам прочих членов сообщества, уступая в то же время, по всем параметрам альфа-особям. Социальные функции альфа- и бета-особей, т. е. доминантов и субдоминантов, в сообществе различны.
В этом плане показателен эксперимент на первом поколении потомков диких крыс. После выявления социального ранга у животных определяли способность к интеллектуальной деятельности. Животное должно было найти решение, опираясь на представления о свойствах пространства, времени причинно-следственных связях .. В эксперименте кормушка двигалась перед крысой за глухой перегородкой. Увидев движение приманки через небольшую щель, животное должно было экстраполировать траекторию и найти место, где можно получить еду. Направление движения приманки менялось. Лучшие результаты показали крысы социальный ранг которых соответствовал субдоминантам. Результаты доминантов и субординантов были достоверно хуже. Следовательно, способности к рассудочной деятельности максимальны у животных, занимающих бета-­позиции в социальной структуре сообщества.


Таким образом, социальная структура сообщества представляет собой не пирамиду, а асимметричную фигуру. Верхний и нижний слои сообщества состоят из представителей психотипа А. В то же время субординанты слабее доминантов, они испытывают постоянное давление со стороны высокоранговых особей группы при конкуренции за витальные ресурсы. Относительно субдоминантов нельзя сказать, что они слабее доминантов. Эти особи приспособлены к другим условиям существования, поскольку для них характерен психотип Б.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.