Научная мысль прошлого и настоящего выработала множество теорий, по-разному истолковывающих причины возникновения государства, сущность государственной власти, её цели, задачи, предназначение и т.п. Такое пристальное внимание к данной теме объясняется сложностью и многогранностью самого государства как общественного и политического явления.
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности: они являются гражданами (или подданными) определённого государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на эти вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.[1] При этом следует иметь в виду, что любая отдельно взятая теория представляет собой субъективный взгляд ее приверженцев на объективные процессы развития общества и государства.
Тем не менее, глубокое и всестороннее изучение научных трудов различных школ и направлений в этом вопросе дает ключ к пониманию закономерностей происхождения и эволюции государства, помогает определить основные социальные функции и роль государства в жизни общества, освещает иные его грани.
1. Теологическая (религиозная) теория. Наиболее яркими представителями данной теории являются: Аврелий Августин (354-430 г.г. н.э.), христианский философ и богослов; Фома Аквинский (1225-1274), христианский философ и богослов.
Сущность теории:
Государство возникает и развивается как осуществление великого Божественного замысла.
· Идея незыблемости государства.
· Зависимость самого государства от Божественной воли.
Аргументы «против»:
Налицо ненаучность данной теории: она основана не на объективных исторических и иных данных, а на вере в божественное происхождение государства. В конечном счёте, вопрос об истинности данной теории решается вместе с вопросом о существовании Бога.
2. Патриархальная теория. Представителями данной теории являются: Аристотель (384-322 гг. до н.э.), древнегреческий философ; Николай Михайловский (1842-1904), русский социолог и публицист.
Сущность теории:
Государство возникает в результате разрастания семьи.
· Государственная власть - продолжение отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально охватывает только семью, а затем распространяется на все население страны.
· Данная теория обосновываем существование «отцовской» власти монарха в обществе.
Аргументы «за»:
Изучение некоторых архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племён североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур во многом создавались у них по аналогии с семейными.
Аргументы «против»:
· Установлено, что, как правило, патриархальная семья появилась вместе с государством, в процессе разложения первобытнообщинного строя.
· Наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совместное потребление).
3. Договорная (естественно-правовая) теория. Представителями данной теории являются: Гуго Гроций (1583-1646), голландский мыслитель, теоретик права; Джон Локк, (1632-1704), английский философ-просветитель; Томас Гоббс (1588-1679), английский философ-материалист; Шарль-Луи Монтескье (1689-1755), французский философ-просветитель; Дени Дидро (1713-1784), французский философ-материалист; Жан-Жак Руссо (1712-1778), французский философ-просветитель.
Сущность теории:
Общественный договор как результат свободного соглашения народа - главная причина возникновения государства.
Сущность договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной безопасности.
Содержание договора:
· воля народа является единственным источником любой политической власти в обществе;
· верховенство закона во всех сферах общественной жизни;
· взаимная ответственность государства и личности;
· обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.
Аргументы «за»:
· Отдельные элементы договорной теории получили реальное воплощение в практике государственного строительства США (юридическое закрепление в Конституции США договора между народами, входящими в их состав).
· Основные положения, сформулированные многими представителями договорной теории вошли в концепцию правового государства.
Аргументы «против»:
· Государство (по договорной теории) выступает исключительно как искусственный продукт сознательной воли людей. Эта теория упускает из виду исторические, экономические, и иные объективные причины возникновения государства.
· Подавляющее большинство государств мира, не имели, в своей основе какого бы то ни было соглашения между правителями и жителями страны.
· Маловероятно, что множество людей могут договориться между собой и при отсутствии, каких бы то ни было властных структур в условиях конфликта интересов.
4. Органическая теория.Представителем данной теории является сер Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог.
Сущность теории:
Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого организма.
· Государство общественный организм, состоящий из людей, как живой организм из клеток.
· Само человечество возникает как продукт эволюции животного мира. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в единый организм - государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляющего всем организмом.
· Низшие классы реализуют внутренние функции, а высшие - внешние.
Аргументы «за»:
Органическая теория
· вводит системный признак в понятие государства;
· обосновывает дифференциацию и интеграцию государственной и общественной жизни;
· указывает на связь естественных и общественных законов.
Аргументы «против»:
· Различие самой природы государства и живого организма требует разделения методов и подходов при их изучении. Нельзя прямо отождествлять общественные процессы с процессами физиологическими.
· Государство имеет ряд задач и функций, не имеющих аналога с функциями организма.
5. Теория насилия.Представителями данной теории являются: Шан Ян (390-338 гг. до н.э.), древнекитайский государственный деятель; Евгений Дюринг (1833-1921), немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838-1909), австрийский социолог и юрист; Карл Каутский (1854-1938), один из лидеров и теоретиков германской социал-демократии.
Сущность теории:
Государство возникло в результате применения внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими.
· Внешнее насилие - завоевание одного народа другим.
· Внутренне насилие -экономическое и политическое господство одних членов общества над другими.
Аргументы «за»:
· Элементы внутреннего и внешнего насилия всегда сопровождали процесс образования государства.
· Монополия на легитимное (законное) насилие до сих пор является определяющим атрибутом государства.
Аргументы «против»:
· Внутреннее и внешнее насилие в ряде случаев являлось лишь необходимым условием, но не обязательно причиной возникновения государства, в то время как объективные причины его образования коренились в процессах внутреннего развития общества.
· Для возникновения государства необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать аппарат управления. Если этот уровень не достигнут, то никакой уровень насилия сам по себе не может привести к возникновению государства.
6. Психологическая теория.Представителями данной теории являются: Лев Петражицкий (1867-1931), польский социолог и правовед, основатель психологической школы права; Габриэл Тард (1843-1904), французский социолог и криминолог, один из основателей психологического направления в западной социологии.
Сущность теории:
· Психологическая потребность людей жить в организованном обществе - основная причина, порождающая государство.
· Психологическая необходимость слабых подчиняться более сильным, осознание людьми справедливости определённых моделей поведения, подражание и т.п. служат необходимыми предпосылками возникновения государства.
Аргументы «за»:
Человек –биосоциальное существо, наделённое сознанием и волей. Организованное общество, безусловно, является естественной (и единственно возможной) средой его жизнедеятельности. Человек практически лишён возможности нормально, полноценно развиваться вне общества.
Аргументы «против»:
Прежде чем люди могут осознать необходимость создания государства, их психика должна сформироваться, т.е. подвергнуться влиянию внутренних (самосознание) и внешних (экономических, политических и др.) объективных факторов, которые не учитывает данная теория.
7. Классовая (экономическая) теория. Наиболее яркими представителями данной теории являются: Карл Маркс (1818-1883), Фридрих Энгельс (1820-1895), немецкие философы, основоположники диалектического и исторического материализма; Льюис Морган (1818-1881), американский этнограф и историк первобытного общества; Владимир Ульянов (Ленин) (1870-1924), российский политик, лидер РСДРП, позднее РКП(б), один из основателей Советского государства.
Сущность теории:
Государство – результат действия объективных процессов экономического развития общества.
· Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной собственности приводит к расколу общества на антагонистические классы с противоположными экономическими интересами.
· Возникая, государство использует средства подавления и управления, обеспечивая интересы экономически господствующего класса.
Аргументы «за»:
Общественно-историческая практика показывает, что развитие хозяйства и экономики неизбежно приводит возникновению противоположных интересов, и, соответственно, противоборствующих общественных классов.
Аргументы «против»:
Главный недостаток экономической теории - недооценка биологических, нравственных, психических и иных аспектов, обусловивших образование государства.
В целом, понимание природы государства в рамках какой-либо одной теории можно считать односторонним, потому что причины его возникновения объективно коренятся во всей совокупности экономических, психологических, биологических и иных закономерностей.
Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразие научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всём разнообразии его проявлений в реальной жизни.